Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в междугородных, туристических и экскурсионных автобусах.
Известно переднее откидное кресло, установленное в проходе передней двери междугородного автобуса. Такое откидное кресло отличается тем, что его спинка крепится к защитному ограждению передних кресел салона, а подушка сиденья на петлях крепится к спинке и в поднятом положении фиксируется защелкой, а в откинутом положении она фиксируется под действием собственного веса, упираясь в спинку сиденья.
Такое переднее откидное кресло изображено в [1] применительно к описаниям автобусов IKARUS-250.93, IKARUS-256.74, IKARUS-350.00, IKARUS-365-10, ТАМ 260 А 119 Т.
Подобное переднее откидное кресло применяется на большинстве современных автобусов, перечислять их не будем. Изменился дизайн кресла, изменилась его форма, но сущность осталась прежней.
Вернемся к [1], в этом источнике приведены чертежи вида сбоку автобусов, приведены их габаритные размеры и размеры проходов.
Интересно следующее: в [1] приведена габаритная ширина передней двери указанных выше автобусов и ширина прохода передней двери.
Два этих параметра весьма и весьма отличаются, вникнем в их сущность.
Габаритная ширина передней двери - это ширина передней двери, измеренная измерительным инструментом.
Ширина прохода передней двери - это ширина не двери, а прохода, также измеренная измерительным инструментом.
Эти два параметра весьма и весьма отличаются. Так у автобусов IKARUS-250.93 и IKARUS-256.74 габаритная ширина передней двери составляет 925 мм, а ширина прохода передней двери 700 мм.
У автобусов IKARUS-350.00 и IKARUS-365-10 габаритная ширина передней двери составляет 930 мм, а ширина прохода передней двери 750 мм.
У автобусов ТАМ 260 А 119 Т габаритная ширина передней двери составляет 850 мм, а ширина прохода передней двери 780 мм. Почему эти два параметра так отличаются?
Одной из причин этого является переднее откидное, установленное в проходе передней пассажирской двери.
Другими причинами этого являются расположение в проходе передней двери пневматического привода двери и поручней, а также то, что при открытии сама дверь занимает часть прохода, особенно у автобусов IKARUS, вследствие неоптимальности геометрии привода двери.
Конечно, можно переднее откидное кресло убрать из прохода в глубину салона вместе с пневмоцилиндром привода передней двери, оптимизировать геометрические размеры параллелограммного механизма привода двери и, тем самым, увеличить ширину прохода передней двери, не увеличивая габаритную ширину передней двери, что сделано на китайских автобусах King Long и частично сделано на автобусах ТАМ 260 А 119 Т, в результате чего два вышеописанных параметра отличаются всего на 70 мм.
Однако в этом случае переднее откидное кресло и пневмоцилиндр привода передней двери будут отнимать место, т.е. участок длины кузова от салона автобуса, что приведет к уменьшению шага кресел салона. В результате этого основные кресла салона будут сдвинуты назад, что приведет к уменьшению места, отводимого на туалет автобуса и ширину прохода средней двери.
Устранить пневмоцилиндр привода передней двери из прохода реально, надо просто правильно подобрать геометрию тяг параллелограммного механизма привода двери и угол их поворота. В результате этого пневмоцилиндр устанавливается в нише прохода, под полом передних кресел салона вместе со стойкой пневмоцилиндра, также находящейся в этом случае под полом передних кресел салона в углублении.
Переднее откидное кресло междугородного автобуса является проблемой, т.к. оно отнимает место либо у прохода передней двери, либо у салона, что приводит к уменьшению шага кресел, ширины прохода средней двери и места, отводимого на туалет автобуса. На большинстве междугородных автобусов происходит и то, и это, т.е. переднее откидное кресло занимает часть прохода передней двери и часть салона автобуса.
Возьмем для примера автобус ТАМ 260 А 119 Т, у которого, как описано выше, переднее откидное кресло сдвинуто в глубину салона. У этого автобуса, согласно приведенной в [1] планировке салона, длина ступенек средней двери составляет всего 640 мм при габаритной ширине средней двери 780 мм, т.е. пол для ног пассажиров сидений автобуса, расположенных сзади средней двери, занимает часть прохода средней двери. Это происходит, потому что сиденья салона автобуса, находящиеся между передней и средней дверью, сдвинуты назад из-за того, что переднее откидное кресло занимает часть салона автобуса.
Длина салона, отводимая под переднее откидное кресло, составляет около 200 мм, примерно эта же длина отнята у ступенек автобуса ТАМ 260 А 119 Т, посчитаем: 780 мм-640 мм=140 мм. Габаритная ширина передней двери этого автобуса 850 мм, ширина прохода передней двери 780 мм, посчитаем 850 мм-780 мм=70 мм. Ровно столько отнимает переднее откидное кресло от прохода передней двери. Теперь посчитаем длину, отводимую под переднее откидное кресло: 140 мм+70 мм=210 мм. При этом 140 мм отнято у салона, а 70 мм у прохода передней двери.
Кроме того, надо учесть следующее, ширина ступенек передней двери у автобуса ТАМ 260 А 119 Т составляет всего 510 мм при габаритной ширине передней двери 850 мм и ширине прохода передней двери 780 мм, ступеньки смещены вперед по проходу. Одной из причин этого является переднее откидное кресло.
Из вышеперечисленного следует основной недостаток традиционных известных откидных кресел: они занимают часть длины салона и часть ширины прохода передней или средней двери.
Это является проблемой, решить которую традиционными известными средствами невозможно.
Однако решение этой проблемы есть, так, например, у автобусов Neoplan Cityliner по наклону спинки переднего откидного кресла наклоняют ограждение передних кресел салона, экономя на этом какие-то сантиметры длины салона.
Как ни старайся спроектировать переднее откидное кресло, его длина в сложенном состоянии составляет чуть больше 200 мм, меньше никак нельзя, т.к. переднее откидное кресло должно обеспечивать достаточный комфорт сидящего.
Проведение патентного поиска показывает, что традиционного известного решения поставленной выше проблемы нет.
Однако решать ее надо, т.к. из-за этой проблемы многие автобусы не имеют переднего откидного кресла вообще. К этим автобусам можно отнести междугородные автобусы Гол A3 на шасси ЛиА3-5256, южнокорейские автобусы.
Другим решением этой проблемы является переднее откидное кресло, изображенное в [2] на рис. 8 и рис. 9, применительно к автобусам ЛА3-697Е и ЛА3-699А соответственно.
Изображенное в [2] переднее откидное кресло представляет собой кресло, установленное в проходе передней двери рядом с водительским креслом и откидываемое вперед на переднюю панель автобуса, рядом с панелью приборов. На автобусе ЛА3-697Е применялось одно такое кресло, а на ЛА3-699А одно сдвоенное на двух пассажиров.
В [1] описан автобус ЛА3-699Р, там тоже применяется переднее откидное кресло, откидываемое вперед на переднюю панель автобуса.
Подобное откидное кресло применяется на автобусах Mersedes -0303 и на автобусах Setra-215HD, Setra-315HD, подобные откидные кресла самостоятельно устанавливают на южнокорейские автобусы.
Недостатком таких откидных кресел является то, что они не только занимают часть ширины прохода передней двери, но и ухудшают обзор. Водитель по этой причине перед началом движения откидывает назад переднее откидное кресло, например, на автобусах Setra-215HD, чему автор этой работы не раз был свидетелем. Особенно остро обстоит эта проблема, когда применяют одно сдвоенное переднее откидное кресло, как на автобусах ЛА3-699А.
При применении сдвоенного переднего откидного кресла, откидываемого вперед, отнимается около 30% ширины прохода.
Как отмечено выше, по совокупности описанных выше причин, многие автобусы переднего откидного кресла не имеют.
А ведь переднее откидное кресло нужно.
Кого сажают на переднее откидное кресло?
В большинстве случаев переднее откидное кресло является служебным местом. На него садится второй водитель на дальних пассажирских маршрутах. На него сажают водителя-стажера, бортпроводницу, на маршрутах с сервисным обслуживанием, пассажира-сотрудника транспортного предприятия, которому принадлежит автобус. В экскурсионных автобусах на переднее откидное кресло садится экскурсовод. В конце концов, на переднее откидное кресло сажают рядового пассажира при полностью заполненном салоне.
За неимением других аналогов, более близких по технической сущности к предлагаемому переднему откидному креслу, традиционное известное переднее откидное кресло, изображенное в [2] на рис. 8 и рис. 9, принимается за второй аналог, а традиционное известное откидное кресло, изображенное в [1], принимается за первый аналог.
Прототипом предлагаемого изобретения является [3]. Суть его сводится к следующему.
Переднее откидное кресло в статическом положении устанавливается в отсеке под полом передних кресел салона. Спинка кресла устанавливается на четырех тягах параллелограммного механизма, двух нижних тягах и двух верхних тягах. С соединяющими нижнюю тягу параллелограммного механизма и спинку кресла шарнирами связаны два газонаполненных или пружинных телескопических устройства, фиксирующих кресло в статическом положении, в отсеке, и положении полностью выданного из специального отсека в проход двери, без нагрузки на кресло. Отсек закрывается шторкой, наматываемой на подпружиненный барабан. Шторка направляется роликом. При выдаче откидного кресла из отсека, за ручку, газонаполненные или пружинные телескопические устройства сначала сжимаются, а потом разжимаются на максимальную величину и фиксируют кресло в выданном положении без нагрузки на кресло. Окончательная фиксация переднего откидного кресла происходит при откидывании подушки сиденья, при этом происходит соединение спинки кресла, с нижними тягами параллелограммного механизма, который при этом блокируется, что достигается в результате применения механизма блокировки. Возможно применение любого из возможных механизмов блокировки кресла. Предлагаются два варианта механизма блокировки кресла. Допускается связь телескопических устройств с шарнирами, связывающими верхние тяги параллелограммного механизма со спинкой кресла.
Технический результат прототипа заключается в увеличении ширины прохода передней двери, увеличении длины салона, занимаемой креслами салона, увеличении габаритной ширины средней двери и ширины прохода средней двери, увеличении длины салона, отводимой на туалет, увеличении шага кресел салона в результате складывания переднего откидного кресла в специальный отсек под пол передних сидений салона.
Первый недостаток прототипа предлагаемого изобретения - сложности выполнения откидного кресла двойным, то есть для двух пассажиров, при трапецеидальном переднем свесе у 13-метрового автобуса, так как ширина кресла увеличивается из-за механизмов блокировки, а при этом уменьшается боковое пространство для ног пассажиров сдвоенного откидного кресла; по совокупности этих причин выполнение прототипа как сдвоенного откидного кресла может не удовлетворять требованиям безопасности.
Второй недостаток - сложности при стажировке водителя с передачей руля, так как водитель-инструктор садится на откидное кресло, и при этом он может и должен вмешиваться в управление автобусом, а при откидном кресле, которое установлено далеко от водителя, это сложно.
Третий недостаток - кажущаяся сложность механизмов блокировки, сложность, подчеркиваю, кажущаяся, потому что такие устройства имеют свои конструктивные нюансы, но все равно сложность механизмов блокировки, это сложность, и она присутствует, так как при первом ознакомлении с этим патентом, первое желание - упростить, удешевить, но даже при грамотном воплощении этих механизмов блокировки, их упрощение является задачей, которая способами, представленными в [3], не решается.
Необходимо заострить внимание на том, что междугородный автобус должен иметь два откидных кресла, так как на одно из них садится водитель-напарник или водитель-инструктор, а на второе - охранник, с оружием, что актуально при международных перевозках, так как разработанный и предлагаемый автобус является автобусом топ-класса по уровню комфорта и может использоваться на международных перевозках. Кроме того, на откидные кресла сажают обычных пассажиров при полностью заполненном салоне, на обычных междугородных перевозках с одним водителем, а это деньги, и причем немалые. При этом необходимо отметить, что решение по безопасности автобуса в целом, водителя и пассажиров откидных кресел у автора этой работы есть. Это тема отдельной заявки, патент, полученный на которую, может стать стандартом.
Задачей данной работы является разработка переднего откидного кресла, которое может использоваться для водителя-инструктора, для водителя-напарника, может использоваться в качестве второго откидного кресла, является дешевым по причине отсутствия сложных и мелких элементов, является комфортабельным, удобным и надежным.
Цель изобретения: упрощение переднего откидного кресла, обеспечение возможности установки переднего откидного кресла рядом с водителем, повышение комфортабельности откидного кресла, повышение удобства пользования откидным креслом, удешевление откидного кресла.
Упрощение откидного кресла достигается по сравнению с прототипом тем, что оно установлено на двух тягах параллелограммного механизма. Та же цель достигается тем, что отсутствуют механизмы блокировки и телескопические устройства, так как в откинутом положении кресло фиксируется весом пассажира и собственной массой.
Автор разработал переднее откидное кресло для междугородного автобуса своей собственной конструкции, в котором применение предлагаемого переднего откидного кресла вместе с другими интересными конструктивными решениями салона позволяет добиться того, что на туалет и среднюю дверь теряется всего два кресла, а не четыре, как в обычных междугородных автобусах. Предлагаемый автором этой работы междугородный автобус является темой отдельной заявки и в этой работе больше упоминаться не будет.
Проведение патентного поиска в отделении ФИПС ВПТБ показало, что изобретение с такими признаками предлагается впервые.
Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса удовлетворяет условию патентоспособности «изобретательский уровень».
Предлагаемое переднее откидное кресло междугородного автобуса является изобретением, т.к. удовлетворяет критериям «новизна» и «существенные отличия».
На фиг. 1 изображен чертеж предлагаемого переднего откидного кресла. Предлагается откидное кресло, имеющее спинку, установленную в автобусе на тягах параллелограммного механизма.
Новизна и существенные отличия сводятся к следующему.
В сложенном состоянии кресло установлено на двух тягах параллелограммного механизма, верхней 2 и нижней 1, впереди прохода между сиденьями автобуса, сзади его передней маски, рядом с панелью приборов так, что спинка 3 установлена вертикально, а подушка 4 повернута относительно горизонтального положения на прямой угол, в вертикальное положение. Подушка 4 установлена на спинке 3 на двух шарнирах, линия центров которых совпадает или не совпадает с осевой линией шарнира, связывающего верхнюю тягу 2 параллелограммного механизма со спинкой 3. В сложенном состоянии кресло установлено на высоте 180-200 мм относительно пола, над которым оно установлено, в предпочтительном случае выполнения кресла на высоте 182 мм, а расстояние от пола до линии центров шарнира, связывающих верхнюю тягу 2 со спинкой 3 кресла и спинку 3 кресла с подушкой 4 сиденья, составляет 222 мм. Шарниры, связывающие тяги 1 и 2 параллелограммного механизма с корпусом автобуса, установлены так, что расстояние между ними по горизонтали и вертикали равны расстояниям по горизонтали и вертикали между шарнирами, связывающими спинку 3 кресла с тягами 1 и 2 параллелограммного механизма, при этом шарниры, связывающие нижнюю тягу 1 параллелограммного механизма с корпусом автобуса и со спинкой 3 кресла, смещены или не смещены вперед относительно шарниров, связывающих верхнюю тягу 2 параллелограммного механизма с корпусом автобуса и со спинкой кресла. При выполнении смещения указанное расстояние составляет 80-120 мм, в предпочтительном случае 100 мм. Это необходимо для возможности применения ступеньки, расположенной над полом прохода передней двери, перед полом прохода между сиденьями салона, и для возможности автоматического откидывания подушки сиденья тягой, связывающей нижнюю тягу 1 параллелограммного механизма с подушкой 4 сиденья так, что линия центра шарнира, связывающего дополнительную тягу 5 с подушкой 4 сиденья, у сложенного откидного кресла, расположена впереди шарнира, связывающего подушку 4 сиденья со спинкой. В предлагаемом примере проектирования кресла эти два шарнира лежат в одной плоскости, у сложенного кресла - в горизонтальной, а у откинутого - в вертикальной и находятся на расстоянии 80-120 мм, в предпочтительном случае 100 мм. Расстояние между центром шарнира, связывающего нижнюю тягу параллелограммного механизма с корпусом автобуса и центром шарнира, связывающего дополнительную тягу с нижней тягой составляет 420-460 мм, в предпочтительном случае 440 мм. Шарнир, связывающий дополнительную тягу 5 с нижней тягой 1, смещен у сложенного кресла относительно шарнира, связывающего нижнюю тягу с подушкой сиденья на расстояние, составляющее 40-80 мм, в предпочтительном случае 60 мм. Расстояние между линиями центров шарниров дополнительной тяги составляет 140-180 мм, в предпочтительном случае 160 мм. Расстояние между линиями центров шарниров нижней 1 и верхней 2 тяг по вертикали составляет 120-200 мм, в предпочтительном случае 140 мм. Нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма имеют гнутую ступенчатую зигзагообразную форму. В предлагаемом конкретном случае проектирования откидного кресла оно расположено над полом прохода передней двери, который имеет ступеньку, на которой расположено водительское кресло 19 и пол рабочего места водителя. При этом шарнир, связывающий нижнюю тягу 1 параллелограммного механизма с корпусом автобуса, выполнен в вертикальной поверхности от ступеньки и находится на высоте над полом прохода, составляющей 80-90 мм, в предпочтительном случае 81,6 мм, а шарнир, связывающий верхнюю тягу 2 параллелограммного механизма с автобусом, выполнен над полом рабочего места водителя на высоте 30-50 мм относительно него, в предпочтительном случае 40 мм. При расположении откидного кресла над полом прохода передней двери, который имеет ступеньку 18, нижняя тяга 1 параллелограммного механизма изогнута по ломаной линии так, что при откидывании кресла, она огибает ступеньку, верхняя тяга 2 также изогнута по ломаной линии и имеет горизонтальный участок, который при сложенном кресле находится на высоте рабочего места водителя. Нижняя тяга 1 связана со спинкой 3 кресла посредством L-образного кронштейна 6 для того, чтобы компенсировать смещение вперед шарнира, связывающего нижнюю тягу 1 со спинкой 3 кресла, относительно шарнира, связывающего со спинкой 3 кресла верхнюю тягу 2. Откидное кресло имеет два подлокотника 8, шарнирно связанные со спинкой 3 кресла и с двумя тягами 7 подлокотников, которые шарнирно связаны с подушкой 4 сиденья посредством цилиндрических осей, установленных в цилиндрических поверхностях подушки 4 сиденья. Расстояние между центров шарниров тяги подлокотника составляет 250-290 мм, в предпочтительном случае 268 мм. Расстояние между линиями центров шарниров подлокотника составляет 240-280 мм, в предпочтительном случае 259 мм, линия центра шарниров тяги 7 подлокотника 8 лежит в одной вертикальной плоскости вместе с шарниром дополнительной тяги 5 у сложенного кресла или лежит в одной горизонтальной плоскости с ним. У откидного кресла расстояние между линиями центров шарниров тяги 7 подлокотника 8 и шарнира дополнительной тяги составляет 90-120 мм, в предпочтительном случае 100 мм. Шарнир связи подлокотника 8 и спинки 3 кресла смещен относительно линии центра шарниров связи спинки с верхней тягой и подушкой сиденья по вертикали на 90-120 мм, в предпочтительном случае на 100 мм, и по горизонтали на 15-25 мм, в предпочтительном случае на 20 мм. Спинка 3 кресла имеет ручку 9 для откидывания кресла, которое достигается поднятием и перемещением назад спинки 3 кресла, которое перемещается на нижней и верхней тягах параллелограммного механизма, при этом спинка 3 совершает плоскопараллельное перемещение, а подушка 4 кресла откидывается автоматически дополнительной тягой 5. Откидное кресло может быть регулируемым или нерегулируемым. Когда откидное кресло является регулируемым, то цилиндрические части тяг 7 подлокотников 8 имеют резьбу стандартную или нестандартную, имеющую противоположное направление у цилиндрических поверхностей левой и правой тяг 7. На эти резьбовые поверхности накручивается регулировочная муфта 23, имеющая граненые поверхности, для ее поворота рукой. При этом боковые поверхности тяг 7 подлокотников 8 наклонены в направлении боков автобуса и имеют вогнутые или выпуклые поверхности, взаимодействующие с выпуклыми или вогнутыми поверхностями опор 24 кресла, выполненных в автобусе, эти поверхности тяг 7 подлокотников 8 и опор 24 кресла являются вогнутыми или выпуклыми цилиндрическими или гранеными, имеющими форму нескольких наклоненных плоскостей, при этом ось симметрии этих поверхностей представляет собой наклоненную прямую, регулирование откидного кресла производится вращением рукой регулировочной муфты 23, при вращении ее в одном направлении тяги подлокотников раздвигаются, при этом высота подушки 4 спинки 3 увеличивается, а при вращении муфты 23 в противоположном направлении тяги 7 подлокотников 8 сдвигаются внутрь, и высота подушки 4 сиденья уменьшается, в конкретном случае проектирование откидного кресла в пределах диапазона регулировки, траектория перемещения тяги 7 подлокотника представляет собой прямую, при выбранных, как описано выше, размерах кресла, а подушка 4 сиденья находится в откинутом горизонтальном положении и вместе со спинкой 3 совершает плоскопараллельное перемещение. Когда откидное кресло является нерегулируемым, муфта 23 и резьбовые поверхности на цилиндрических частях тяг 7 подлокотников 8 отсутствуют, и при откидывании кресла оно упирается тягами 7 подлокотников 8 в наклоненные поверхности упоров 24, выполненных в корпусе автобуса. Нерегулируемое откидное кресло может быть выполнено так, что наклоненные упоры 24 и боковые поверхности тяг 7 подлокотников 8 отсутствуют, а подушка 4 сиденья имеет выступы формы призмы или параллелограмма, которыми оно входит в углубления такой же формы, выполненные в угловых поверхностях, выполненных в корпусе автобуса с обоих сторон, относительно ступенек, ведущих к проходу между сиденьями салона. Откидное кресло может быть смещено или не смещено относительно оси симметрии автобуса в сторону водителя. Нижняя 1 и верхняя 2 тяги параллелограммного механизма при нахождении кресла в статическом положении, расположенных так, что верхняя тяга 2 расположена вплотную к ступеньке, расположенной между проходом передней двери и рабочим местом водителя, а нижняя тяга 1 расположена на расстоянии от ступеньки, равном толщине или диаметру верхней тяги 2. Шарнир, связывающий верхнюю тягу 2 с корпусом автобуса, расположен под ящиком для мелких вещей, расположенным справа от сиденья 19 водителя. Дополнительная тяга 5 имеет П-образную форму и связана с нижней тягой 1 параллелограммного механизма посредством трубы 25, которая жестко соединена с нижней тягой 1 посредством разъемного или неразъемного соединения. Все шарниры выполняются из материала, не требующего смазки. Шарниры верхней 2 и нижней 1 тяг параллелограммного механизма и дополнительной тяги 5 имеют пружинные стопорные кольца, фиксирующие тяги в шарнирах.
На фиг. 1 позициями дополнительно обозначены: 10 - дверь водителя; 11 - задний контур верхнего окна двери. 12 - руль, 13 - ручка выбора передач; 14 - панель приборов, 15 - стойка, 16 - граница ступеньки, 17 - задний контур двери, 21, 22 - перемычки нижнего окна двери.
Наиболее целесообразно применение предлагаемого переднего откидного кресла совместно с креслом, выполненным по патенту РФ № 2521892, или по патентам, являющимся его усовершенствованием.
Предлагаемое откидное кресло является надежным, т.к. оно не может греметь в процессе эксплуатации; простым в использовании, т.к. для его откидывания достаточно потянуть за ручку на спинке, и при этом в сложенном положении оно не будет ограничивать обзор водителя с его кресла.
Список используемых источников
1. Краткий автомобильный справочник / А.Н. Понизовкин, Ю.М. Власко, М.Б. Ляликов и др. М.: АО «ТРАНСКОНСАЛТИНГ », НИИАТ, 1994.- 779 с.
2. Автобусы. К.М. Атоян, Э.Ф. Гомма, Я.Н. Каминский, Г.А. Нагорняк, А.Д. Старинский. Справочное пособие, М., «Машиностроение», 1969, 256 с.
3. Патент РФ № 2521892.
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в междугородных, туристических и экскурсионных автобусах. Переднее откидное кресло имеет спинку, установленную в автобусе на тягах параллелограммного механизма. В сложенном состоянии кресло установлено на верхней и нижней тягах параллелограммного механизма впереди прохода между сиденьями автобуса рядом с панелью приборов. В сложенном состоянии кресло установлено на высоте 180-200 мм относительно пола, а диапазон изменения расстояния между центрами шарниров тяг параллелограммного механизма составляет 400-550 мм. Нижняя и верхняя тяги параллелограммного механизма имеют гнутую ступенчатую зигзагообразную форму. Откидное кресло имеет два подлокотника, шарнирно связанных со спинкой кресла и с двумя тягами подлокотников, которые шарнирно связаны с подушкой сиденья. Спинка кресла имеет ручку для откидывания кресла, которое достигается поднятием и перемещением назад спинки кресла, которое перемещается на нижней и верхней тягах параллелограммного механизма. Нижняя и верхняя тяга параллелограммного механизма при нахождении кресла в статическом положении расположены вплотную к ступеньке рабочего места водителя. Достигается повышение надежности механизма переднего откидного кресла. 1 ил.
Переднее откидное кресло междугородного, туристического, экскурсионного автобуса, имеющее спинку, установленную в автобусе на тягах параллелограммного механизма, отличающееся тем, что в сложенном состоянии кресло установлено на двух тягах параллелограммного механизма, верхней и нижней, впереди прохода между сиденьями автобуса, сзади его передней маски, рядом с панелью приборов так, что спинка установлена вертикально, а подушка повернута относительно горизонтального положения на прямой угол в вертикальное положение, подушка установлена на спинке на двух шарнирах, линия центров которых совпадает или не совпадает с осевой линией шарнира, связывающего верхнюю тягу параллелограммного механизма со спинкой; в сложенном состоянии кресло установлено на высоте 180-200 мм относительно пола, над которым оно установлено, в предпочтительном случае выполнения кресла на высоте 182 мм, а расстояние от пола до линии центров шарнира, связывающих верхнюю тягу со спинкой кресла и спинку кресла с подушкой сиденья, составляет 222 мм; шарниры, связывающие тяги параллелограммного механизма с корпусом автобуса, установлены так, что расстояния между ними по горизонтали и вертикали равны расстояниям по горизонтали и вертикали между шарнирами, связывающими спинку кресла с тягами параллелограммного механизма, при этом шарниры, связывающие нижнюю тягу параллелограммного механизма с корпусом автобуса и со спинкой кресла, смещены или не смещены вперед относительно шарниров, связывающих верхнюю тягу параллелограммного механизма с корпусом автобуса и со спинкой кресла, при выполнении смещения указанное расстояние составляет 80-120 мм, в предпочтительном случае 100 мм, для возможности применения ступеньки, расположенной над полом прохода передней двери, перед полом прохода между сиденьями салона, и для возможности автоматического откидывания подушки сиденья тягой, связывающей нижнюю тягу параллелограммного механизма с подушкой сиденья так, что линия центра шарнира, связывающего дополнительную тягу с подушкой сиденья, у сложенного откидного кресла, расположена впереди шарнира, связывающего подушку сиденья со спинкой, в предлагаемом примере проектирования кресла эти два шарнира лежат в одной плоскости, у сложенного кресла - в горизонтальной, а у откинутого - в вертикальной и находятся на расстоянии 80-120 мм, в предпочтительном случае 100 мм, расстояние между центром шарнира, связывающего нижнюю тягу параллелограммного механизма с корпусом автобуса и центром шарнира, связывающего дополнительную тягу с нижней тягой, составляет 420-460 мм, в предпочтительном случае 440 мм, шарнир, связывающий дополнительную тягу с нижней тягой, смещен у сложенного кресла относительно шарнира, связывающего нижнюю тягу с подушкой сиденья, на расстояние, составляющее 40-80 мм, в предпочтительном случае 60 мм, расстояние между линиями центров шарниров дополнительной тяги составляет 140-180 мм, в предпочтительном случае 160 мм, расстояние между линиями центров шарниров нижней и верхней тяг по вертикали составляет 120-200 мм, в предпочтительном случае 140 мм; нижняя и верхняя тяги параллелограммного механизма имеют гнутую ступенчатую зигзагообразную форму; в предлагаемом конкретном случае проектирования откидного кресла оно расположено над полом прохода передней двери, который имеет ступеньку, на которой расположено водительское кресло и пол рабочего места водителя, при этом шарнир, связывающий нижнюю тягу параллелограммного механизма с корпусом автобуса, выполнен в вертикальной поверхности от ступеньки и находится на высоте над полом прохода, составляющей 80-90 мм, в предпочтительном случае 81,6 мм, а шарнир, связывающий верхнюю тягу параллелограммного механизма с автобусом, выполнен над полом рабочего места водителя на высоте 30-50 мм относительно него, в предпочтительном случае 40 мм, при расположении откидного кресла над полом передней двери, который имеет ступеньку, нижняя тяга параллелограммного механизма изогнута по ломаной линии так, что при откидывании кресла она огибает ступеньку, верхняя тяга также изогнута по ломаной линии и имеет горизонтальный участок, который при сложенном кресле находится на высоте рабочего места водителя; откидное кресло имеет два подлокотника, шарнирно связанных со спинкой кресла и с двумя тягами подлокотников, которые шарнирно связаны с подушкой сиденья посредством цилиндрических осей, установленных в цилиндрических поверхностях подушки сиденья, расстояние между центрами шарниров тяги подлокотника составляет 250-290 мм, в предпочтительном случае 268 мм, расстояние между линиями центров шарниров подлокотника составляет 240-280 мм, в предпочтительном случае 259 мм, линия центра шарниров тяги подлокотника лежит в одной вертикальной плоскости вместе с шарниром дополнительной тяги у сложенного кресла или лежит в одной горизонтальной плоскости с ним, у откидного кресла, расстояние между линиями центров шарниров тяги подлокотника и шарнира дополнительной тяги составляет 90-120 мм, в предпочтительном случае 100 мм, шарнир связи подлокотника и спинки кресла смещен относительно линии центра шарниров связи спинки с верхней тягой и подушкой сиденья по вертикали на 90-120 мм, в предпочтительном случае на 100 мм, и по горизонтали на 15-25 мм, в предпочтительном случае на 20 мм; спинка кресла имеет ручку для откидывания кресла, которое достигается поднятием и перемещением назад спинки кресла, которое перемещается на нижней и верхней тягах параллелограммного механизма, при этом спинка совершает плоскопараллельное перемещение, а подушка кресла откидывается автоматически дополнительной тягой; откидное кресло может быть регулируемым или нерегулируемым; когда откидное кресло является регулируемым, то цилиндрические части тяг подлокотников имеют резьбу стандартную или нестандартную, имеющую противоположное направление у цилиндрических поверхностей левой и правой тяг, на эти резьбовые поверхности накручивается регулировочная муфта, имеющая граненые поверхности, для ее поворота рукой, при этом боковые поверхности тяг подлокотника наклонены в направлении боков автобуса и имеют вогнутые или выпуклые поверхности, взаимодействующие с выпуклыми или вогнутыми поверхностями опор кресла, выполненных в автобусе, эти поверхности тяг подлокотников и опоро кресла являются вогнутыми или выпуклыми цилиндрическими или гранеными, имеющими форму нескольких наклоненных плоскостей, при этом ось симметрии этих поверхностей представляет собой наклоненную прямую, регулирование откидного кресла производится вращением рукой регулировочной муфты, при вращении ее в одном направлении тяги подлокотников раздвигаются, при этом высота подушки спинки увеличивается, а при вращении муфты в противоположном направлении тяги подлокотников сдвигаются внутрь, и высота подушки сиденья уменьшается, в конкретном случае проектирования откидного кресла, в пределах диапазона регулировки, траектория перемещения тяги подлокотника представляет собой прямую, при выбранных, как описано выше, размерах кресла, а подушка сиденья находится в откинутом горизонтальном положении и вместе со спинкой совершает плоскопараллельное перемещение; когда откидное кресло является нерегулируемым, муфта и резьбовые поверхности на цилиндрических частях тяг подлокотников отсутствуют, и при откидывании кресла оно упирается тягами подлокотников в наклоненные поверхности упоров, выполненных в корпусе автобуса, нерегулируемое откидное может быть выполнено так, что наклоненные упоры и боковые поверхности тяг подлокотников отсутствуют, а подушка сиденья имеет выступы формы призмы или параллелограмма, которыми оно входит в углубления такой же формы, выполненные в угловых поверхностях, выполненных в корпусе автобуса с обоих сторон, относительно ступенек, ведущих к проходу между сиденьями салона; откидное кресло может быть смещено или не смещено относительно оси симметрии автобуса в сторону водителя; нижняя и верхняя тяга параллелограммного механизма при нахождении кресла в статическом положении, расположенных так, что верхняя тяга расположена вплотную к ступеньке, расположенной между проходом передней двери и рабочим местом водителя, а нижняя тяга расположена на расстоянии от ступеньки, равном толщине или диаметру верхней тяги; шарнир, связывающий верхнюю тягу с корпусом автобуса, расположен под ящиком для мелких вещей, расположенным справа от сиденья водителя; дополнительная тяга имеет П-образную форму и связана с нижней тягой параллелограммного механизма посредством трубы, которая жестко соединена с нижней тягой посредством разъемного или неразъемного соединения; все шарниры выполняются из материала, не требующего смазки; шарниры верхней и нижней тяг параллелограммного механизма и дополнительной тяги имеют пружинные стопорные кольца, фиксирующие тяги в шарнирах.
ПЕРЕДНЕЕ ОТКИДНОЕ КРЕСЛО МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА | 2012 |
|
RU2521892C2 |
Устройство для моделирования лучистого теплообмена | 1976 |
|
SU572811A1 |
Регулятор давления непрямого действия | 1975 |
|
SU536477A1 |
WO 2009035118 A1, 19.03.2009 | |||
KR 20070008018 A, 17.01.2007. |
Авторы
Даты
2025-04-07—Публикация
2024-06-25—Подача