Соединение вращающихся насадных деталей Советский патент 1980 года по МПК F16D1/06 

Описание патента на изобретение SU765543A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в соединениях враш,ающихся насадных деталей типа вал-диск, подвергаемых воздействию центробежных и температурных нагрузок. Известно соединение вращающихся насадных деталей типа вал-диск, содержащее диск со ступицей, имеющей центральное отверстие, внутрь которого вставлен вал и фиксирующий элемент, выполненный в виде двухконусного кольца и двух зажимных дисков 11. Недостатки указанного известного устройства обуслов 1ены трудоемкостью изготовления и изменением сил затяжки при значительном изменении скорости вращения и температурного режима. Известно также соединение вращающихся насадных деталей, содержащее вал и установленные на нем диск .со ступицей и центрирующее кольцо с фиксирующим элементом, выполненным в виде кольцевого бурта, охва ывающего ступицу диска и образующего с ней зазор 2. Данное устройство по своей техничес1(ой сущности и достигаемому результату наиболее близко к изобретению. Известное соединение легко разбирается и обладает взаимозаменяемостью. Ступица диска в исходном положении центрируется на валу внутренней поверхностью отверстия. В рабочем состоянии, когда диаметр ступицы увеличивается, центрирование осуществляет кольцевой бурт центрирующего кольца, насаженного на вал, а радиальный зазор при этом выбран за счет деформации ступицы. Недостатки указанного известного устройства обусловлены низкой надежностью центрирования, объясняемой отсутствием центрирования ступицы диска по отнощению к валу и кольцевому бурту в промежутке между крайними значениями деформаций ступицы, т. е. когда между валом и ступицей (в результате деформации последней) уже появился зазор, а зазор между ступицей и кольцевым буртом центрирующего кольца, насаженного на вал, еШе не выбран полностью; ограниченной областью применения, объясняемой отсутствием центрирования ступицы диска при значительных

деформациях ее, когда зазор межд ступицей и кольцевым бур-сом,выбран полностью, стуница, растягивая Кольцевой бурт, начин,ает. (при дальнейшей деформации) растягивать и центрирующее кольцо, в результате чего появляется зазор между валом и центрирующим кольцом.

Этот недостаток обусловлен конструкцией бурта центрирующего кольца, в результате чего при контакте ступицы с буртом центрирующее кольцо начинает равномерно растягиваться.

Цель изобретения - повыщение точности центрирования и расщирение области применения соединения.

Это достигается тем, что фиксирующий элемент кольца, выполнен-в виде двух диаметрально . противолежащих, охватывающих ступицу выступов, вал снабжен установленным на нем одним или несколькими примыкающими друг к другу дополнительными центрирующими кольцами, каждое из которых выполнено с двумя диаметрально иротиБолежащими выступами, охватывающи.ли. предыдущие кольца и ступицу, причем выступы одного центрирующего кольца расположены иод углом к выступам гфимыкающего центрирующего кольца.

На 1 изображено предложенное соедиие.чие. продольный разрез; ia фиг. 2 - соед(111( и разобранном виде; на фиг. 3 и 4 - схемы деформирования центрирующих колец при работе соединения.

Диск со ступицей 1 имеет центральное OTBCiJCTiie, по iioBcpxiiocTH 2 которого ступицу 1 центрируется iia налу 3. На валу 3 установлены по обе стороны ступицы 1 по два примыкающих друг к другу кольца 4 и 5, на которых выполнены но два диаметрально раснолой спных высту1 а 6 и 7, соответстве тно ох атыиающих ступицу 1 но посадкам, Г1редусмотрен ым ГОСТом (например, но посадке -™ для облегчения сборки). Цричегл выступыб кольца 4 расположены под углом (в частности 90°) к выету 1ам 7 кольца и.

Соединегше работает следующим образом.

До начала вращения стуница 1 но новер(ности 2 центрального отверстия центрируется по поверхности вала 3.

При вращении вала 3 вместе со стуницей 1 последняя под действием центробежных сил (и тепловых нагрузок) увеличивается в диаметре и между поверхностью 2 отверстия ступицы и валом 3 появляется зазор. Одновременно ступица стремится растянуть кольца 4 и 5 (с правой и с левой сторон), причем , растягивающие указанные кольца, приложены только в местах расположения выступов 6 (для кольца 4) и выступов 7 (для кольца 5. При этом центрирующее кольцо 4 растягивается в направлении оси (указано стролкой), соединяющей выступы б, а в нанравлении, перпендикулярном к указанной оси, кольцо 4 еще сильнее

прижимается к валу. Аналогично растягивается и кольцо 5, но в направлении, перпендикулярном к растяжению кольца 4.

Таким образом ступица 1,диска при зращении ротора без зазора контактирует с выступами б колец 4 и выступами 7 колец 5, которые, в свою очередь, прижимаются к валу 3. При 3iOM чем больще деформация (увеличение диаметра ступицы), тем больше сила прижатия ступицы к выступам колец,, а колец к валу. При числе выступов на каждом кольце, равном двум, величина деформации каждого кольца в направлении прижатия к валу получается наибольщей, т. е. надежность центрирования повышается. А так как для фиксации окружности ступицы необходим контакт в системе ступица--выступы-кольца - вал не .менее, чем в трех точках, то число центрирующих колец должно быть не менее двух, а выступы колец 4 и 5 необходимо по этой причине располагать под углом друг к другу. С увеличением числа колец, например до 3 и 6, возрастает, жест0кость соединения за счет увеличения общего числа точек колец, контактирующих с валом, до 6 и 12 соответственно.

Это позволяет повысить падежность центрирования при воздействии на диск радиаль5ной нагрузки, С1ремящейся сместить центр массы диска относительно оси вращения. При.менение предложенного (единения позволит повысить 11адежность цент)нрования ступицы диска и вала во всем рабочем диапазоне оборотов. Так как конструкция

0 центрирующих колец позволяет центри)овать ступицу при ее радиальных деформациях, происходяпиьх под воздействием как центробежных, так и тепловых на1рузок, то область применения предложенного сое5 динения расширяется.

Фор.щла изобретения

Соеди11е 1ие вращающихся насадных деталей, содержащее вал и уста овленные на нем диск со ступицей и ьентрирующсе кольQцо с фикси|)у1опи1м элементом, отличающееся ICM, что, с целью повыщения точносги центрирования и расширения области применения, фиксирующий элемент выполнен а виде двух диаметрально противолежащих,

S охватывающих ступицу выступов, а вал снабжен установленным на нем одни.м или несколькими примыкающими друг к другу дополнительными центрируюулнми кольцами, каждое из оторых выполнено с двумя диаметрально противолежащими выступами,

50 охватывающими предыдущие кольца и ступицу, причем выступы одного центрирующего кольца расположены нод углом к выступам примыкающего кольца.

Источники информации, ,

}5принятые во внимание при экспертизе

1.Патент США № 3782841 кл. 403-373, 1974.

2.Орлов П. И. Основы конструирования, М., 1968, с. 371, рис. 287 а (прототип).

Похожие патенты SU765543A1

название год авторы номер документа
Устройство для центрирования охватывающей детали относительно вала 1986
  • Давыденко Александр Григорьевич
SU1416768A1
Соединение вращающихся деталей 1978
  • Давыденко Галина Федоровна
  • Давыденко Александр Григорьевич
SU670754A1
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ 1994
  • Райк Вольфганг
  • Йэкель Йоханн
RU2201541C2
Муфта для компенсации угловых смещений соединяемых валов 1981
  • Или Чивари
SU1123554A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ РЕЗЬБЫ НА ТРУБАХ НА УСТЬЕ СКВАЖИН 2000
  • Матвеев В.М.
  • Яковенко Н.А.
  • Кузнецов В.Г.
  • Сгибнев А.Д.
RU2190078C2
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ 1994
  • Прохоров Е.И.
  • Жучков И.И.
  • Гладков В.В.
  • Костин В.И.
  • Ходыкин В.Г.
RU2072460C1
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ РОТОРА 2007
  • Марков Дмитрий Валентинович
  • Ковалев Михаил Юрьевич
  • Поплевина Наталия Васильевна
RU2328631C1
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ СОСТАВНОЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК 2002
  • Милованов И.И.
  • Кочегаров В.М.
  • Огородников С.И.
  • Резвов Б.С.
  • Окишор В.С.
  • Убейволк А.А.
  • Мокров Е.В.
  • Мокринский А.В.
  • Михайлов И.Н.
  • Баранов В.М.
RU2226134C2
ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫЙ СОСТАВНОЙ ПРОКАТНЫЙ ВАЛОК 2001
  • Милованов И.И.
  • Убейволк А.А.
  • Огородников С.И.
  • Мокринский А.В.
  • Денисенко Н.Я.
  • Кочегаров В.М.
  • Резвов Б.С.
RU2201822C2
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Райк Вольфганг
  • Йэкель Йоханн
RU2241158C2

Иллюстрации к изобретению SU 765 543 A1

Реферат патента 1980 года Соединение вращающихся насадных деталей

Формула изобретения SU 765 543 A1

SU 765 543 A1

Авторы

Давыденко Галина Федоровна

Давыденко Алесандр Григорьевич

Даты

1980-09-23Публикация

1978-06-02Подача