Способ безразборной оценки износа плунжерной пары Советский патент 1980 года по МПК F02M65/00 

Описание патента на изобретение SU767385A1

(54) СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЦЕНКИ ИЗНОСА ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ

1

Изобретение относится к диагностированию технического состояния двигателей внутреннего сгорания, конкретно к диагностированию топливной аппаратуры дизелей.5

Известен способ безразборной оценки износа плунжерной пары топливного насоса дизеля, заключающийся в том, что измеряют гидродинамические параметры процесса впрыска контрольной 10 форсункой и сравнивают их с эталонными данными. При этом определяется и нормируется разность цикловых подач на пусковом и нрминальном режиме .работы топливного насоса 1. 15

Недостатком этого способа оценки износа плунжерной пары яЬляется возможность появления значительных ошибок в связи с тем, что измерение цикловых подач происходит при раз- 20 ных активных ,ходах плунжера и на разньах частотах вращения коленчатого вала двигателя, которые могут меняться в зависимости от 15азрегулировок момента начала действия регуля-25 тора и пускового обогатителя, а также в зависимости от техническр гр состояния нагнетательных клапанов топливного насоса и пускового устройства 41вигателя.30

Целью изобретения является повышение точности оценки износа плунжерной пары топливного насоса дизеля.

Поставленная цель достигается тем, что измерение гидродинамических параметров производят при двух различных уровнях остаточного .-давления и полученные результаты сравнивают с эталонными.

При этом в качестве гидродинамических параметров используют вели- . чину остаточного давления, динамическую составляющую давления начала .подъема иглы форсунки и продолжительность ее подъема.

На фиг. 1 изображены осциллограммы законов нагнетания топлива , на фиг. 2 - осциллограммы перемещения иглы форсунки и давления топлива у контрольной форсунки; на фиг. 3 зависимости параметров процесса впрыска плунжерными парами с различной степенью износа.

Сущность, изобретения заключается в том, что для эталонной (новой) плунжерной пары, у которой отсутствуют износы, величина утечек топлива практически незначительна и не зависит от величины давления в нгодплунжерном пространстве (Рц.п.) которое прямо пропорционально зависит от остаточного давления (РОСТ) ,в линии нагнетания. Кривые 1 и 2 характеризуют закон нагнетания топлива с эталонной (новой) плунжерной пары- при различных уровнях РОСТ РОСТ 2,а отсутствие утечки топлива подтверждается равенством пл щадей под восходящими ветвями кривых .1 и 2, т.е. равенством объемов впрыс киваемого топлива. При этом сокращение продолжительности нагнетания компенсируется увеличением объемной скорости подачи топлива. С появлением у плунжерной пары износов величина утечек топлива увеличивается с увеличением РОСТ что подтверждается кривыми 3 и 4, характеризующими закон нагнетания топлива при различных уровнях РОСТКИ РОСТ, т.е. уменьшение кол;ичества нагнетаемого т(Л1ЛИвас увеличением РОСТ Баланс топлива между топливньгм насосом, нагнетательным топливопроводом и-форсункой игль можно с достаточной точностью описать через параметры контрольной форсунки, измеряя продолжительность подъема иглы форсунки Т / динамичес кую составляютую давления начала подъема иглы и остаточное давление в нагнетательном топливопроводеРОСТУвеличение РОСТ достигается увели чением .усилия затяжки пру)кйны Форсун ки или уменьшением максимального подъема иглы форсунки (h ) . При этом продолжительность подъема иглы (Сиг) в первом случае будет уме ньшаться, а во втором - увеличиваться. Поэтому представляется возможным под держивать постоянной величину продолжительности подъема иглы при увеличении остаточного давления компенсируя влияние увеличения усили затяжки пружины уменьшением максимального подъема иглы. Кривая 5 хара теризует зависимость высоты подъема , ЛЛСИКС . иглы Ь„.. форсунки от времени, а кри вая 6 определяет динамическую состав ляющую давления начала подъема иглы- Ру,г - . - Экспериментально установлено, что значение давления Р также остаетс постоянным и независящим от величины остаточного давления Р однако отмеченная закономерность имеет мест Tojfbko Для: новых плунжерных па р, кбТОрах:как отмечалось выше остаточное давление Р. не оказывает влияМШ;Hff КТэЛйчёство нйгн1 аёмЬ г ва. Если же брать изношенную плунжё|зную пару, то при увеличений остатЬч:нбго давления р и сохранении давления Р продолжительность подъ ма иглы Тцг уменьшается. Из графика на фиг.3 видно, что с увёлйГенйем йзн бсбв увёлйчиваё т наклон зависимостиТмг f (РОСТ,РИГ const )7 кйторая апг1рбксийй|5: гётсйфункцией вида у axi Ь. Прямая 7 характеризует продолжительность подъема иглы форсунки для новой плунжернрЙ пари, прямая 8 - для плунжерной пары с максимальным износом плунжера & - 10 мкм, прямая 9 - для плунжер-. ной пары с максимальным износом плунжера 20 мкм. Следовательно, тангенс угла наклона этих прямых к оси абсцисс, определяемый по формуле иг иг -Гнг J±C --V«. пПаГ, Тр - рг может быть принят в качестве диагностического параметра, оцениваюгчего износ плунжерной пары. Предлагаемый способ осуществляют следующим образом. Определяют первоначальную (эталонную) продолжительность подъема иглы и динамическую составляющую давления начала подъема иглы распылителя- t например, для усилия затяжки пружины форсунки. Величину максимального подъема иглы распылителя h выбирают такой, чтобы остаточное давление было не ниже 1-1,5 МПа. УвеличийанЗт давление затяжки на 5-7 МПа. При этом продолжительность подъема иглы уменьшается, а давление РОСТ и Р иг возрастут. Уменьшенйем максимального подъема иглы распылителя восстанавливают первоначальное значение давление рцг и измеряют продолжительность подъема иглыС гИ остаточное давление РОСТОпределяют отношение Для подключения контрольных форсунок к испытуемой секции топливного- насоса необходимо использовать переключатели подачи топлива. Для . регистрации гидродинамических пара- : метров процесса впрыска в контрольной форсунке необходимо предусмотреть датчик давления топлива и датчик перемещения иглы распылителя. При диагностировании скоростной режим работы дйигателя должен быть как можно ближе к минимально устойчивому . Предлагаемый способ оценки износа плунжерной пары топливного насоса дизеля обеспечивает по сравнению с существующими способамиповышение точности результатов диагностирования. Проведенные исследования позволили установить, что помимо величины износа плунжерной пары результаты диагностирования зависят только от скоростного режима и вязкости топлива. гидравлические параметры контрольной форсунки, топливопроводов и насоса, создавая неопределенность при получении конкретных значе НИИ параметров Pyir / РОСТ вместе с тем не влияют на отношение

-.

При реализации этого способа :упрощается подбор датчиков давления и способа их подсоединения в контур давления, поскольку штатный контур давления при диагностировании отключен.

Проведение измерения гидродинамических параметров на одном скоростном режиме не требует специальных мер для имитации и контроля загрузки двигателя, что позволяет снизить трудоемкость процесса диагностирования топливных насосов.

Формула изобретения

1. Способ безразборной оценки износа плунжерной пары топливного насоса дизеля, заключаюпийся в том.

.что измеряют гидродинамические rtapa- метры процесса впрьйска контрольной форсункой и сравнивают их с эталонными данными, отличающийся тем, что, с целью повышения точности оценки, измерение гидродинамических парги етров производят при двух различных уровнях остаточного давления и полученные результаты сравнивают с этгшонными.

2. Способ по П.1, отличающ и. и с я тем, что в качестве гидродинамических параметров используют величину остаточного давления, динамическую составляющую давления начала подъема иглы форсунки и продолжитель5ность ее подъема.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Антипов В.В. Износ прецизионных деталей и нарушение характеристики

0 топливной аппаратуры дизелей. М., Машиностроение, 1972, с. 168.

Похожие патенты SU767385A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПЛУНЖЕРНЫХ ПАР ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ РЯДНОГО ТИПА 1992
  • Загородских Б.П.
  • Волков В.В.
  • Сидоров А.В.
RU2061896C1
Способ диагностики топливной аппаратуры дизеля 1990
  • Серпов Сергей Анатольевич
  • Криволапов Вячеслав Павлович
  • Ермаков Юрий Дмитриевич
SU1768793A1
Способ оценки технического состояния топливной аппаратуры дизеля 1983
  • Козлов Мстислав Валентинович
  • Николаенко Анатолий Владимирович
  • Подколзин Сергей Владимирович
SU1139876A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ДИЗЕЛЕЙ 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Бондарев Дмитрий Станиславович
  • Черняков Алексей Викторович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Швец Эльмир Александрович
  • Мурог Игорь Александрович
RU2293206C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕССТЕНДОВОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2011
  • Чечет Виктор Анатольевич
  • Алиев Арсен Магомедович
RU2456471C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ДИЗЕЛЯ 2013
  • Коньков Алексей Юрьевич
  • Яранцев Максим Владимирович
RU2535799C1
МЕТОД И УСТРОЙСТВО НЕПРЕРЫВНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 1998
  • Патрин А.Н.
  • Савранский Д.В.
RU2206078C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОХОДНЫХ СЕЧЕНИЙ РАСПЫЛИТЕЛЯ 2005
  • Шапран Владимир Николаевич
  • Девяткин Дмитрий Евгеньевич
  • Дейна Александр Александрович
  • Авдеев Динис Владимирович
  • Черных Евгений Владимирович
RU2311557C2
СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2021
  • Новиков Роберт Ипполитович
  • Полуян Людмила Владимировна
  • Марков Андрей Олегович
  • Гурьев Евгений Сергеевич
RU2775799C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРЕЦИЗИОННЫХ ПАР ТОПЛИВНОГО НАСОСА И ФОРСУНОК ДИЗЕЛЯ 2005
  • Черноиванов Вячеслав Иванович
  • Колчин Анатолий Васильевич
  • Каргиев Борис Шамилович
  • Данков Алексей Алексеевич
  • Емельянов Георгий Геннадьевич
  • Доронин Денис Владимирович
RU2303159C1

Иллюстрации к изобретению SU 767 385 A1

Реферат патента 1980 года Способ безразборной оценки износа плунжерной пары

Формула изобретения SU 767 385 A1

.пахе

SU 767 385 A1

Авторы

Бельских Василий Ильич

Габриелев Владимир Миронович

Басецкий Олег Дмитриевич

Даты

1980-09-30Публикация

1978-08-30Подача