СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ Российский патент 2022 года по МПК F02M65/00 

Описание патента на изобретение RU2775799C1

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано, в частности, при восстановлении ресурса топливного насоса высокого давления (ТНВД) при ремонте дизеля без снятия ТНВД с двигателя.

Известен способ ремонта топливовпрыскивающего насоса дизеля, в котором повторно используют выбракованную плунжерную пару после ее утилизации, заключается в создании и обработке ремонтных деталей [1]. В изобретении повторное использование выбракованной и утилизированной плунжерной пары осуществляют выполнением комплекса взаимосвязанных операций по обработке ремонтных деталей, включающего в себя создание из плунжера и втулки плунжерной пары выбракованной насосной секции высокого давления ремонтных деталей.

Известен способ ремонта ТНВД, при котором вместо изношенной и выбракованной плунжерной пары используют новую, а выбракованную плунжерную пару утилизируют по технологиям утилизации металлолома [2].

Способ затратный, т.к. сопровождается 100% заменой плунжерных пар на новые, в которых только часть стоимости компенсировано стоимостью металлолома, при этом вместе с изделием полностью уничтожается остаточный ресурс утилизируемых плунжерных пар, что снижает эффективность топливной аппаратуры дизеля в целом.

Известен также способ ремонта ТНВД путем повторного использования выбракованной плунжерной пары после ее утилизации, заключающейся в селективной подборке деталей плунжерной пары после раскомплектования, очистки от загрязнений и механической обработки деталей на доводочных станках до выведения следов износа [3]. Недостатком известного способа ремонта ТНВД является большая трудоемкость процесса и ограниченная применимость, поскольку при этом уничтожается часть остаточного ресурса и удается восстанавливать работоспособность только до 20…30% выбракованных плунжерных пар, а 70…80% заменять, соответственно, на новые пары.

Известен также способ ремонта ТНВД путем повторного использования выбракованной плунжерной пары после ее утилизации, заключающийся в создании и использовании ремонтной детали для замены одной из изношенных деталей плунжерной пары с последующей механической обработкой и спариванием ремонтной и сопрягаемой деталей [3]. Недостатком способа является его дороговизна из-за потребности в большом количестве заново изготовляемых ремонтных деталей, идущих на замену изношенной детали пары, а также уничтожение остаточного ресурса этой детали, в результате оказывается низким срок службы ТНВД.

Известны способы восстановления рабочего профиля деталей, работающих в условиях неравномерного износа, согласно которому на рабочую поверхность профиля деталей предварительно наносят защитный слой, толщина которого является предельной для выбранного электроэрозионного режима [4] или способ восстановления плунжерных пар, включающий формирование опорной поверхности на плунжере в виде цилиндрических поясков с нанесением антифрикционного покрытия [5].

Недостатками известных способов является то, что при электроэрозионном режиме нанесения толщина слоя характеризуется концентрацией дефектов и остаточными напряжениями растяжения, что является нежелательным при сопряжении деталей прецизионных пар.

Известна технология безразборного восстановления изношенных поверхностей узлов трения машин и механизмов [6]. Сущность этой технологии заключается в том, что специальный состав, под названием РВС (ремонтно-восстановительный состав) добавка, вводится в штатную масляную систему или консистентную смазку. Затем препарат транспортируется маслом на поверхности узлов трения и под влиянием давления, температуры и трибоплазмы создает условия для возврата продуктов износа на изношенные места поверхности с частичным или полным восстановлением геометрических размеров деталей. При этом происходит образование слоев с высокой износостойкостью и малым коэффициентом трения. В результате происходит так называемая безизносная эксплуатация техники.

Инновационный «безразборный технический сервис» [7], введением в масла химически активных веществ, суспензий частиц природных и искусственных минералов, создающих антиизносные покрытия, или повышающих адгезию смазки, или модифицирующих поверхности трения, существенно повышает надежность, экономичность и безопасность эксплуатации изношенной техники [8].

«Безразборный сервис» [9] отвечает всем периодам жизненного цикла машин и включает приработку, диагностирование, ввод профилактических трибосоставов, экспресс-контроль масел по «капельной пробе» при каждом ТО (техническое обслуживание), химмотологический тюнинг, очистку систем смазки, топливоподачи, охлаждения, а главное - восстановление изношенных неаварийных узлов трения серпентиновыми, наноалмазными [10] и наноуглеродными ремонтно-восстановительными трибосоставами «GRAF-SB» (ТУ 0257-004-10182605-2016) [11].

Сущность безразборных технологий заключается в том, что специальный состав, вводится в штатную масляную систему или консистентную смазку и не вводятся в систему топливоподачи, а, следовательно, не попадают в плунжерную пару ТНВД дизеля.

Прототип

Поскольку топливный насос высокого давления выполняет основную функцию в двигателе внутреннего сгорания по доставке топлива к форсунке камеры сгорания, то становится понятно, что повышение давления в топливном насосе и поддержание его на заданном уровне во всех цилиндрах ДВС во время эксплуатации машины является главной задачей ТНВД.

В основу изобретения положена задача осуществить такой способ, который позволил бы повысить ресурс плунжерной пары, интенсифицировать во времени процесс прирабатываемости сопрягаемых поверхностей за счет улучшения качества восстановления ТНВД без снятия его с дизельного двигателя.

В методическом пособии для специалистов автотранспортных предприятий и автосервисов [12] авторы указывают, что провести диагностику ТНВД для выяснения состояния можно воспользоваться механотестером топливной аппаратуры (МТА-2). В пособии предлагается использовать технологии безразборного ремонта (GTM -технологии) для восстановления изношенных узлов трения, увеличения износостойкости как новых, так и изношенных механизмов, без разборки механизма в процессе его эксплуатации. Сущность процесса в том, что геотрибомодификационный (ГТМ) состав в узел трения вводят через штатную систему смазки (подачи топлива) или непосредственным нанесением на поверхность контактных зон. Основной процесс идет в режиме штатной эксплуатации.

Описание предложения

Наиболее рациональным способом восстановления плунжерной пары и повышения давления в топливном насосе высокого давления без его снятия с двигателя, по нашему мнению, является подача в топливный фильтр грубой очистки насоса смеси топлива и трибологической композиции из расчета один грамм сухого ультрадисперсного порошка композиции на один литр топлива. Это обеспечит подачу смеси непосредственно в ТНВД и, как следствие, быструю притирку и восстановление изношенной плунжерной пары. Таким образом предлагается способ восстановления топливного насоса высокого давления дизеля, включающий в себя этапы, на которых:

берут один литр дизельного топлива из топливного бака машины, добавляют в топливо трибологическую композицию из расчета один грамм сухого ультрадисперсного порошка композиции на один литр топлива и перемешивают,

вскрывают топливный фильтр грубой очистки и освобождают его от остатков топлива,

заливают смесь топлива с трибологической композицией в фильтр грубой очистки, устанавливают фильтрующий элемент в фильтр грубой очистки и запускают двигатель.

Достижение результата

Для реализации нового способа повышения давления в топливном насосе был выбран автомобиль ССАНГ ЙОНГ КАЙРОН 2 с двухлитровым двигателем 2010 года выпуска, мощностью 145 л.с.

Из топливного бака машины был взят один литр топлива, в который добавили один грамм трибологической композиции [13]. После чего вскрыли топливный фильтр грубой очистки, освободили его от остатков топлива, залили смесь, установили на место, подкачали ручным насосом до рабочего давления и запустили двигатель. Эту операцию повторили несколько раз. В процессе обработки удалось зафиксировать значительные изменения в работе форсунок, стабильную работу двигателя на холостых оборотах.

Дальнейшее подтверждение было получено при эксплуатации автомобиля на дороге: исчез металлический стук в двигателе, возросла скорость движения, повысилась динамика. Последующая эксплуатация автомашины подтвердила значительное улучшение работы дизельного двигателя, на основании чего был составлен «Отзыв» [14].

Источники информации

1. Патент RU №2331787, 2008.08.20 С1. Способ ремонта топливовпрыскивающего насоса дизеля.

2. Кривенко П.М., Федосов Н.М. Дизельная топливная аппаратура. - М.: Колос, 1970. - С. 226…346.

3. Надежность и ремонт машин / В.В. Курчаткин, Н.Ф. Тельнов, К.А. Ачкасов и др. - М: Колос, 2000. - с. 371.

4. Авт. св. СССР №698746, кл. В23Η 9/00, 1979.

5. Авт. св. СССР №1715864, C21D 1/78, 1992.

6. Заславский Р.Н. Опыт практического применения технологии безызносной эксплуатации узлов трения / Р.Н. Заславский, В.И. Новиков // Материалы научно-технической конференции «Трибология - машиностроению». 1-2 октября 2008 г. - М.: ИМАШ РАН, 2008.

7. Дунаев А.В. Инновационные возможности в технической эксплуатации машинно-тракторного парка/ Дунаев А.В., Миклуш В.П. // Технiчний cepвic агропромислового, лiсового та транспортного комплексiв. №10’ 2017. С. 49-56.

8. Селютин Г.Е.Сибирские углеродные наноразмерные триботехнические материалы / Т.Е. Селютин, А.В. Дунаев // Сельскохозяйственная техника: Обслуживание и ремонт, №2, с. 54-70.

9. Белый И.Ф. Эффективное использование антифрикционных добавок к трансмиссионным и моторным маслам / И.Ф. Белый, А.Ф. Меркулов, В.И. Белый, И.Г. Голубев. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. - 52 с.

10. Дунаев А.В. Нетрадиционная триботехника. Модификация поверхностей трения / А.В. Дунаев. - Lamdert Academic Publishing, 2013. - 270 с.

11. Любимов Д.Н. Антифрикционный эффект поляризации масел - инновационный фактор модернизации машин / Д.Н. Любимов, К.Н. Долгополов, Н.К. Вершинин, А.В. Дунаев // Труды ГОСНИТИ, М.: 2014, Том 116, с. 40-44.

12. Безразборные технологии увеличения эксплуатационного ресурса автотранспортной техники / Методическое пособие для автосервисов и автотранспортных предприятий / Сост. В.В. Ладиков и др. - Москва: VICCO, 2004. - 52 с.

13. Патент РФ №2553255 «Твердосмазочная композиция». Заявка №2014116351 от 22.04.2014 г.

14. «Отзыв». ООО «Горные машины - сервис». Июль 2020 года, г. Екатеринбург.

Похожие патенты RU2775799C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВОВПРЫСКИВАЮЩЕГО НАСОСА ДИЗЕЛЯ 2007
  • Кулаков Михаил Михайлович
  • Иванов Владимир Андреевич
RU2331787C1
Способ ремонта топливного насоса высокого давления дизеля 2017
  • Иванов Владимир Андреевич
  • Кулаков Михаил Михайлович
  • Михайлов Борис Васильевич
  • Новиков Алексей Михайлович
RU2678465C2
Способ ремонта топливовпрыскивающего насоса дизеля 2015
  • Иванов Владимир Андреевич
  • Кулаков Михаил Михайлович
RU2610354C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО РЕМОНТА ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ РЕДУКТОРОВ ПОДЪЁМНОЙ ЛЕБЁДКИ КАРЬЕРНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ 2022
  • Новиков Роберт Ипполитович
  • Полуян Людмила Владимировна
  • Гурьев Евгений Сергеевич
  • Марков Андрей Олегович
RU2803863C1
Способ безразборного восстановления изношенных металлических поверхностей и состав для его осуществления 2019
  • Коваль Алена Александровна
RU2721242C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУЩИХСЯ ПАР ДВИГАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗОВ 2021
  • Петухов Сергей Александрович
RU2768640C1
ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОТИВОИЗНОСНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ 2015
  • Зеленьков Сергей Михайлович
  • Киселев Кирилл Александрович
  • Раевский Алексей Юрьевич
  • Лавров Юрий Георгиевич
RU2599161C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕССТЕНДОВОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2011
  • Чечет Виктор Анатольевич
  • Алиев Арсен Магомедович
RU2456471C1
Способ восстановления изношенных прецизионных деталей 1990
  • Артемов Гавриил Константинович
  • Гарина Тамара Николаевна
SU1771858A1
Способ изготовления плунжерной пары топливного насоса секционного типа 1991
  • Копытин Виктор Васильевич
  • Рудометкин Виктор Павлович
SU1776861A1

Реферат патента 2022 года СПОСОБ РЕМОНТА ТОПЛИВНОГО НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано, в частности, при восстановлении ресурса топливного насоса высокого давления (ТНВД) при ремонте дизеля без снятия ТНВД с двигателя путем подачи смеси топлива с трибологической композицией в топливный насос через топливный фильтр грубой очистки. Способ позволяет повысить срок службы ТНВД дизеля за счет восстановления плунжерной пары до параметров соответствующих технической документации на новую пару «плунжер - втулка». Данный способ может быть использован для увеличения ресурса дизеля в два-три раза, снижения его вибрации, шумов, экономии топлива на 25-30%, снижения затрат на капитальный ремонт до 50%.

Формула изобретения RU 2 775 799 C1

Способ восстановления топливного насоса высокого давления (ТНВД) дизеля, включающий в себя этапы, на которых:

берут один литр дизельного топлива из топливного бака машины,

добавляют в топливо трибологическую композицию из расчета один грамм сухого ультрадисперсного порошка композиции на один литр топлива и перемешивают,

вскрывают топливный фильтр грубой очистки и освобождают его от остатков топлива,

заливают смесь топлива с трибологической композицией в фильтр грубой очистки,

устанавливают фильтрующий элемент в фильтр грубой очистки и запускают двигатель.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2775799C1

ТВЕРДОСМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2014
  • Новиков Роберт Ипполитович
  • Новикова Екатерина Робертовна
  • Смирнов Сергей Витальевич
  • Трушина Елена Бруновна
RU2553255C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПЛУНЖЕРНОЙ ПАРЫ ТОПЛИВНОГО НАСОСА 2005
  • Макаренко Николай Григорьевич
  • Головаш Анатолий Нойович
  • Косаренко Роман Иванович
  • Доровских Евгений Викторович
  • Макаренко Александр Николаевич
RU2277704C1
СТЕНД ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОБКАТКИ ФОРСУНОК АВТОТРАКТОРНЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2012
  • Лебедев Анатолий Тимофеевич
  • Васин Вадим Анатольевич
  • Лебедев Павел Анатольевич
  • Магомедов Рабазан Алиевич
  • Каа Алексей Владимирович
  • Марьин Николай Александрович
  • Макаренко Дмитрий Иванович
RU2497016C1
Трибологический состав 2018
  • Рождественский Юрий Владимирович
  • Новиков Роберт Ипполитович
  • Леванов Игорь Геннадьевич
  • Суровцев Сергей Викторович
RU2680414C1
Приспособление к ткацкому станку для механического отыскивания раза 1952
  • Косырев А.Г.
SU95362A1
ДВИЖИТЕЛЬ ЧИЧИГИНА 1994
  • Чичигин Николай Михайлович
RU2089441C1

RU 2 775 799 C1

Авторы

Новиков Роберт Ипполитович

Полуян Людмила Владимировна

Марков Андрей Олегович

Гурьев Евгений Сергеевич

Даты

2022-07-11Публикация

2021-01-19Подача