бочем состояний между шлицами етулкй и вала имеется зазор. Пространство между валом и втулкой заполнено эластомером 3, например резиной.
И вариант демпфера содержит те же элементы, что и вариант I, и, кроме того, торсионную втулку 4 со шлицами, зашемлениую одним концом в фланце торсионного вала, а другим концом связанную шлицевым соединением с зазором с втулкой 2.
III вариант демпфера кроме элементов II варианта содержит шлицевое кольцо 5, установленное между торсионными втулками 2 и 4 и имеюшее возможиость перемещения в осевом иаправлении, внешние шлицы которого выполнены клииовидными с понижением в сторону защемления, а шлицы внешней 4 - с повышением в сторону защемления. С внутренней втулкой 2 шлнцевое кольцо 5 связано шлицевым соединением без зазора. Перемещение шлицевого кольца осзществляется с помощью нажимного диска 6 с кольцевым выступом, который входит в кольцевую прорезь на шлицевом кольце. Пажимной диск имеет резьбу на внутренней поверхности фланца и перемещается по резьбе на торсионном валу в осевом направлении. От проворота на резьбе во время работы иажимной диск фиксируется ири помощи винтов 7.
Устройство работает следующим образом.
При резком увеличении крутящего момента на колесе пропсходит закрутка торсионного вала до тех пор, пока не будет выбраи зазор между щлнцамн торсиощтого вала и втулки 2, которая таким образом включается в работу и пачииает скручиваться вместе с валом. При этом происходит возрастаиие жесткости демпфера иа величину жесткости втулки, что и способствует повышеиию энергоемкости демпфера. Поглощение эиергии крутильных колебаний происходит за счет внутреннего трения (гистерезиса) в эластомере 3.
Во втором вариаите возрастание жесткости демпфера происходит дважды: вначале, когда торсионный вал, скручиваясь, выбирает зазор в шлицевом соедииении с втулкой 2, жесткость демпфера возрастает па величину жесткости втулки, а затем, когда торсиоииый вал и втулка 2, иродолжая скручиваться вместе, выбирают зазор в шлицевом соединении между втулками 2 и 4, жесткость демифера возрастает на величину жесткости втулки 4. В дальнейшем ироисходит скручивание одновремеиио торсионного вала и обеих втулок. Упругая характеристика демпфера прпобретает вид, приближающийся к экспоненциальной кривой. Поглощение эиергии колебаний также происходит за счет гистерезиса в эластомерном наполнителе.
Третий вариант демнфера позволяет осуществлять регулировку Диапазона демпфируемых нагрузок за счет регулирования момента включения в работу втулки с эластомером 3, перемещением шлицевого кольца 4 в осевом иаиравлении. При перемещении щлицевого кольца в сторону защемлення зазор между клиновыми шлицами кольца и внешней втулкн с эластомером 3 увеличивается; при перемещеиии в обратную стороиу - выбирается. Упругая характеристика демифера приобретает вид семейства ломаных, как показано на фиг. 9, где крайняя левая ветвь соответствует наименьшему зазору меледу клииовыми шлицами кольца 4 и втулки с эластомером 3, а крайняя иравая ветвь наибольшему зазору между теми же шлицами. Энергия колебаний иоглощается в эластомериомиаполннтеле за счет гистерезиса.
Осуществление указанных конструкций иозволяет увеличить энергоемкость демпферов крутильных колебаний конечных передач транспортных и тяговых средств, а также уменьшить их динамическую иагруженность.
Формула изобретения
1.Демпфер крутильных колебаний, пренмуи1,ествеино для трансиортиого средства, содержащий торсиоиный вал н втулку, одни коиец которой закреилеи на торсиоином валу, а другой связан с ннм шлицевым соединением, отличающийся тем, что, с целью снижения амилитуды крутильных колебаний и увеличения энергоемкости нутем обеспечения нелинейности уиругой характеристики, втулка выполнена торсиоиной, ири этом шлицевое соединение указанной втулки с торсиоииым валом выполнено с зазором, а между валом и установлен упругий элемеит.
2.Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен по крайней мере одной дополнительиой втулкой, установленной между торсиоииым валом и втулкой, при этом один конец дополнительиой закреплеи на торсиоином валу, а другой выполнен щлицевым и размещен между втулкой и торсионным валом.
3.Демпфер по п. 2, отличающийся тем, что, с целью обеспечепия возможности регулирования диапазона демпфируемых иагрузок, между дополнительной и торсиоииой втулками устаповлено дополнительное щлицевое кольцо, связанное с дополиительиой втулкой беззазорным шлицевым соединением и имеющее возможиость перемещаться по ией в осевом направлении.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патеит Франции № 208664, кл. F 16Р 3/00, 1972.
i 2 3H
I
.., i g
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм синхронизации вращения коленчатых валов двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1525358A1 |
Устройство для торцового шлифования | 1985 |
|
SU1291381A1 |
Стенд для испытания подвижных шлицевых соединений | 1984 |
|
SU1146565A1 |
Беззазорная многопоточная зубчатая передача | 1980 |
|
SU1025949A1 |
ТОРСИОННАЯ РЕССОРА | 2005 |
|
RU2284934C1 |
Устройство для поперечной прокатки зубчатых профилей | 1979 |
|
SU882691A1 |
ТОРСИОННАЯ РЕССОРА | 2014 |
|
RU2552897C1 |
ТОРСИОННАЯ РЕССОРА ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2240929C1 |
ОСЦИЛЛЯТОР БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ | 2021 |
|
RU2768784C1 |
РЕДУКТОРНЫЙ ТУРБОБУР | 1996 |
|
RU2112856C1 |
fpus. 2
Фиг.е
i 2 f
,,
Авторы
Даты
1980-10-07—Публикация
1978-03-31—Подача