кольцами; на фиг. 4 - то же, со спиральными кольцами, снабженными упругими пластинами; на фиг. 5 - вид А фиг. 4.
Зубчатое колесо содержит ступицу 1 и зубчатый венец 2, на одной половине обращенных одна к другой поверхностей, которых выполнены винтовые канавки 3 и 4, например правого направления, а на другой - винтовые к.анавки 5 и 6 левого направления.
В канавках 3 и 5 стуиицы 1 установлены разрезные по радиусу спиральные кольца 1 соответственно левого и правого направлений, а в канавках 4 и 6 венца 2 - такие же кольца 8, размещенные между кольцами 7. Кольца соединены между собой демпфирующим упругоподатливым материалом 9, например эластомером или полимером.
Ширина h колец 7 и 8 меньше, чем суммарная величина радиального зазора между ступицей 1 и венцом 2 и глубины t канавок. Таким образом, обеспечивается необходимый зазор между разрезными спиральными кольцами и поверхностью венца или ступицы.
Технология сборки предлагаемой конструкции зубчатого колеса заключается в следующем. В винтовые канавки 4 и 6, выполненные на внутренней цилиндрической поверхности зубчатого венца 2, вставляются упругие спиральные кольца 8, затем венец 2 с кольцами 8 и ступица 1 собираются в рабочей полости формы (на чертежах не показана), после чего производится установка упругих спиральных колец 7 в канавки 3 и 5 левого и правого направлений, выполненные на наружной поверхности ступицы 1. Затем производится заполнение полимером или эластомером 9 промежутков между спиральными кольцами, например методом литья под давлением. Возмол ность выбора требуемого размера зазоров между спиральными кольцами 8 и 7, а также между зубчатым венцом 2 и ступицей 1 соответственно, увеличение площади контакта демпфирующего материала 9 с зубчатым венцом 2, ступицей 1 и спиральными кольцами 7 и 8 позволяет расширить диапазон демпфирования вибраций и значительно снизить вес (на 15-20%), особенно при изготовлении крупногабаритных зубчатых колес, что приводит к экономии металла.
Формула изобретения
1. Зубчатое колесо, содержащее венец и ступицу с винтовыми канавками правого направления на одной половине обращенных одна к другой поверхностей венца и ступицы и левого направления на другой,
размещенный между венцом и ступицей слой демпфирующего упругоподатливого материала и установленные в канавках венца и ступицы фиксирующие упругие элементы, отличающееся тем, что, с
целью повыщения нагрузочной способности, расширения диапазона демпфирования вибраций и повыщения технологичности конструкции, фиксирующие упругие элементы выполнены в виде разрезных по радиусу
спиральных колец, при этом размещенные в канавках ступицы кольца установлены с зазором по отношению к поверхности ступицы и наоборот.
2.Колесо по п. 1, отличающееся тем, что разрезные спиральные кольца выполнены перфорированными.
3.Колесо попп. 1 и 2, отличающееся тем, что спиральные кольца выполнены гофрированными.
4. Колесо по пп. 1-3, отличающеес я тем, что спиральные кольца снабжены радиально расположенными упругими пластинами, перпендикулярными плоскости колец.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 502166, кл. F 16Н 55/14, 1973. 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2463061/25-28, кл. F 16Н 55/14, 1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1989 |
|
SU1698551A1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU627281A1 |
МАЛОШУМНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2017 |
|
RU2652941C1 |
ВИНТОВОЙ КОМПРЕССОР | 2018 |
|
RU2745170C1 |
Упругое зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1696802A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО С ДЕМПФИРУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТОМ | 2007 |
|
RU2448293C2 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2009 |
|
RU2390676C1 |
Привод колеса транспортного средства | 1983 |
|
SU1152817A1 |
Упругое зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1087727A1 |
УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2005 |
|
RU2309312C2 |
Авторы
Даты
1980-10-07—Публикация
1977-12-20—Подача