Зубчатое колесо Советский патент 1978 года по МПК F16H55/14 

Описание патента на изобретение SU627281A1

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в зубчатых передачах |)азнообразных механизмов и MaiHHH, а именно в зхбчатых передачах, к виброакустнческлм характеристикам которых предъявляются повышенные требования, и тяжелонагруженных зубчатых передачах, в которых трудно обеспечить равномерное распределение нагрузки вдоль контактных линий на сопряженных зубьях. Известны конструкции составных зубчатых колес, в которых для снижения виброакустической активности зубчатый венец соединяется со ступицей через промежуточный слой из унругоподатливого виброизолирующего материала посредством адгезионного или фрикционного скрепления элементов колеса 1. Сравните.чьно невысокие нагрузочная спо собность и надежность соединения венца со ступицей, лимитируемые адгезионными и прочностными характеристиками материалов промежуточного слоя, повышенная трудоемкость при изготовлении и сборке по сравнению с цельными зубчать1ми колесами препятствуют широкому промышленному внедрению таких зубчатых колес в конструкции передач современных машин. Наиболее близким по технической сущности к данному изобретению является зубчатое колесо, содержащее ступицу и венец образующие разъемное соединение, н демпфирующий упругоподатливый .материал, размещенный между венцом и ступицей 2. В это.м колесе соединение венца со ступицей выполнено резьбовым. Данная конструкция обладает хорошей виброизоляцней зубчатого венца от ступицы и имеет увеличенную площадь сцепления виброизолирующего материала с сопрягаемыми поверхностя.ми резьбового соединения. Однако надежность соединения также ограничивается прочностными характеристиками виброизолирующего материала, а сборка требует предварительного разогрева соединяе.мых деталей до температуры плавления этого материала для обеспечения адгезионного сцепления с венцом и ступицей. Замена изношенного венца новым в такой конструкции колеса связана с необходимостью разрушения слоя виброизолирующего материала и последующим его восстановлением. Кроме

того, резьбовое соединение обладает известной неравномерностью распределения нагрузки по виткам резьбы, угол наклона которых должен выдерживаться в пределах угла самоторможения для повышения надежности. соединения от самоотвинчивания в процессе эксплуатации, а в случае разрушения витков резьбы их восстановление, например, повторной проточкой или накаткой не представляется возможным без существенного нарушения параметров резьбового соединения.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и надежности соединения.

Поставленная цель достигается тем, что колесо снабжено фиксирующими элементами, на сопрягаемых поверхностях венца и ступицы выполнены винтовые канавки с правой нарезкой на одной половине венца и ступицы и с левой - на другой, а фиксирующие элементы размещены в этих канавках.

На чертеже показан осевой разрез зубчатого колеса.

Зубчатое колесо состоит из ступицы I, зубчатого венца 2, размещенного между венцом 2 и ступицей демпфирующего материала 3 и фиксирующих элементов 4. На. наружной поверхности ступицы 1 и на внутренней поверхности венца 2 нарезаны винтовые канавки 5, причем на одной половине венца 2 и ступнцы I канавки 5 имеют правое направление, а на другой - левое. В канавках 5 размещены фнкснрующие элементы 4, которые могут быть выполнены в виде цилиндрических спиралей правой и левой навивки. Спирали после сборки колеса закрепляются с целью предотвращения их выпадання в процессе работы любым известным способом.

Диаметр сопрягаемой поверхности ступицы несколько меньше диаметра сопрягаемой поверхности венца и поэтому сборка такого колеса осуществляется надеванием венца на ступицу к совмещение винтовых канавок до образовання ими винтовых каналов встречного направления, в которые затем устанавливаются фиксирующие элементы. Причем симметричность винтовых канавок в плоскости разъема обеспечивается предварительной .разметкой на торцах венца и ступицы заходов нх нарезки, а количество витков канавок и нх размеры рассчитываются исходя из условий нагруженности зубчатого колеса.

Для облегчения процесса сборки колеса одна из спиралей может быть предварительно уложена в винтовую канавку соответствующего направления, например, венца и закреплена на нем, затем в венец ввинчивается по выступающим над поверхностью венца виткам уложенной спирали ступица, а в образованный винтовыми канавками противоположного направления канал устанав.ливается второй фиксирующий элемент, в

качестве которого может быть применен набор шариков.

В качестве демпфирующего материала можно использовать полимеры.

Слой демпфирующего материала может быть размещен на одно.й или обеих сопрягаемых поверхностях соединяемых деталей, т.е. венца и ступицы, или, в целях экономии этого материала, нанесен на поверхность фиксирующих элементов.

Неразъемность соединения и взаимодействие венца со ступицей в процессе передачи полезной нагрузки обеспечнваются заклиниванием фиксирующих элементов в встречных винтовых каналах, а вибронзоляция венца от ступнцы - слоем демпфирующего материала в соединении.

Описанная конструкция зубчатого колеса позволяет обеспечить более равномерное распределение нагрузки по виткам канавок, за счет их разнонаправленности, увеличить шаг нарезки, н тем самым сократить машинное время на изготовление соединения, так как угол наклона винтовых нарезок, а следовательно, УГОЛ самоторможения, не оказывает существенного влияния на надежность соединения, как это имеет место в резьбовом соединении, и назначать такие прочностные свойства фиксируюихнх элементов, при которых происходит нх срезание в случае перегрузки соединения, тогда как целостность основных деталей колеса и их сопрягаемых поверхностей при этом не нарушается. Кроме того, в случае повреждения винтовых канавок в процессе эксплуатации их можно восстанавливать повторными проточками на многократно используемой при рембнте колеса детали, например ступице, увеличивая размеры канавок в пределах допустимого запаса прочности на срез в таком соеднненнн материала этой детали и уменьшая размеры перемычек между нимн, что нсключено в резьбовом соедннении.

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее ступицу и венец, образующие разъемное соединение, н демпфирующий упругоподатливый материал, размещенный между венцом и ступицей, огл ичающееся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности колеса и надежности соедннення, оно снабжено фиксирующими элементами, на сопрягаемых поверхностях венца н ступицы выполнены винтовые канавкн с правой нарезкой на одной половине венца н ступнцы н с левой - на дру гой, а фикснрующне элементы размещены в этих канавках.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1.Бнруля А. Л. н др. Экспериментальное нсследованне вибронзоляцин зубчатого колеса. «Вестник машиностроения, 1974, № 3.

2.Авторское свидетельство СССР № 502166, кл. F 16 Н 55/14, 1973.

Похожие патенты SU627281A1

название год авторы номер документа
Зубчатое колесо 1977
  • Беляев Станислав Анатольевич
SU765577A1
Зубчатое колесо 1977
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Беляев Станислав Анатольевич
  • Коновалов Эдуард Яковлевич
  • Осипенко Сергей Александрович
  • Старжинский Виктор Евгеньевич
SU769162A1
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 2002
  • Николаев К.В.
  • Медведев А.М.
RU2231705C1
Зубчатое колесо 1987
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Кокиш Моисей Исаакович
  • Турбин Леонид Тихонович
  • Телицын Анатолий Алексеевич
  • Румянцев Михаил Александрович
SU1499027A1
Составное зубчатое колесо 1982
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Скороходов Станислав Константинович
  • Цитович Вера Сергеевна
SU1070362A1
Зубчатое колесо 1979
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Беляев Станислав Анатольевич
SU800474A1
Зубчатая передача 1989
  • Басинюк Владимир Леонидович
SU1698551A1
Зубчатое колесо 1976
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Кошман Виталий Никифорович
  • Скороходов Станислав Константинович
  • Соболев Алексей Савельевич
  • Фельдман Изя Наумович
  • Лезняк Геннадий Казимирович
SU696225A1
Зубчатое колесо 1981
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Беляев Станислав Анатольевич
  • Янков Иван Иванович
  • Соболев Алексей Савельевич
  • Сверчков Анатолий Александрович
  • Дубовский Вячеслав Константинович
SU989215A1
Зубчатое колесо 1976
  • Беляев Станислав Анатольевич
  • Берестнев Олег Васильевич
SU579489A1

Иллюстрации к изобретению SU 627 281 A1

Реферат патента 1978 года Зубчатое колесо

Формула изобретения SU 627 281 A1

SU 627 281 A1

Авторы

Беляев Станислав Анатольевич

Берестнев Олег Васильевич

Соболев Алексей Савельевич

Даты

1978-10-05Публикация

1977-03-15Подача