Изобретение относится к области судостроения, в частности к несамоходным судам для перевозки навалочных грузов. Известно несамоходное судно для перевозки навалочных грузов, включаю щее корпус, наружная и внутренняя поверхности которого имеют одинаковую геометрию, транец, а также палуб ный стрингер l Недостатком известного судна явля ются низкие эксплуатационные качества при формировании порожнего состава. Целью изобретения является повыше ние эксплуатёщионных качеств судна при формировании порожнего состава. Цель достигается тем, что в предл гаемом судне транец содержит шарнирно прикрепленную к нему раму и шарнирно закрепленную на pewe створку, корпус снабжен привальными брусьями, сопряженными с развернутым наружу палубным стрингером и выполненными с расположенными на верхней части на правляющими, а на нижней части - опо рами, при этом привальные брусья име ют кормовой скос, а оси шарниров рамы и створки расположены перпендикулярно к диаметральной плоскости корпуса. На фиг. 1 показано положение двух порожних несамоходных судов состава перед вкладыванием (формирование порожнего состава); на фиг. 2 - поперечное сечение сложенных однотипных судов на фиг. 3 - то же, для судов с согласованными размерами; на фиг.4 конструкция кормового откидного транца (вид с кормы); на фиг. 5 - то же, вид сбоку; на фиг. 6 - конструкция замка для крепления откидной створки в раме транца; на фиг. 7 - существующая схема образования груженого двух-, ниточного состава из однотипных несамоходных судов; на фиг. В - аналогичная схема формирования оостава, но из судов с согласованными pa3MepaNoi. Несамоходные суда 1 для перевозки навалочных грузов формируются в тол каемые составы. Их движение обеспечивается с помощью сёилоходного суднатолкача 2. корпус несамоходного судна выполняется таким образом, что наружная поверхность 3 и внутренняя поверхность 4 имеют однинаковую геометрию (конфигурацию). Для однотипных судов с одинаковыми размерами это досгигается за счет развала бортов и наклона носовых и кормовых оконечностей. Для судов с прямостенными бортами при одинаковой конфигурадии размеры судов всоставе различны и должны быть согласованы между собой. Привальные брусья 5, являкадиеся составной частью корпуса, сопряженные с палубным стрингером, развернутым наружу, имеют направляющие 6, которые конструктивно выполнены в виде углубления или выступа на палубном стрингере, и опоры 7. Опорырасполагаются с нижней стороны привального бруса, предназначены для уменьшения сил трения и могут быть выполнены как при складывании судов роликовыми, так и опорами скольжения с облицовкой выступающих частей антифрикционным материалом, типа нафтлен, в кормовой части привального бруса имеется скос 8. Откидной кормовой транец 9 состоит из рамы 10, закрепленной на корпусе судна с помощью шарнира 11 и створки 12. Оси шарниров 11 и 13 перпендик.улярны к диаметральной плоскости корпуса, которая закреплена на раме с помощью шарнира 13. Для удержания створки 12 .в закрытом положении используется стопор 14, закрепленный на раме 10, который одним концом упирается в корпус судна, а другий входит в выемку створки 12.
Формирование груженого состава из несамоходных судов выполняется как обычно, с использованием торцовых автосцепов или швартовых тросов, а при формировании порожнего состава выполняются следующие операции.
Принимающее судно 1 швартуется к стенке причала или к бочке (палу) на рейде, отдается верхний стопор кормового транца 9, (конструкция стопора из-за большого числа известных решений на чертеже не показана), который откидывается в нижнее положение. Далее вкладываемое порожнее судно берется толкачом и подводится к кормовой части принимающего судна так, чтобы носовой ролик вкладываемого судна попал на направляющий скос принимающего судна. Создавая упор гребными винтами толкач заводит одно судно вдругое. При этом опоры 7 скольжения заходят в направляющие 6 привальных брусьев и обеспечивают центровку складываемых судов, и резко снижают трение.
В процессе складывания принимающее судно 1 притапливается и увеличивает свою осадку. В зазор между судами свободно проникает забортная вода. После заводки одного порожнего судна откидывается его транец 9 и заводится следующее до тех пор, пока осадка принимающего судна не достигнет максимально допустимой величины. После чего все кормовые транцы 9 закрываются, начиная с верхнего судна, и стопорятся.
Сложенные порожние суда формируются в обычный грузовой состав, только в этом случае грузом являются сами порожние суда. Расформирование порожнего состава после транспортировки производится в обратном порядке.
Открываются все откидные транцы9 начиная с нижнего, и верхнее судно 1 стягивается в воду. При этом осадка оставшихся судов соответственно уменьшается. Эта операция повторяется до полного освобождения несущего судна. Для обеспечения свободного стока воды попавшей в трюм, высота второго дна должна быть выше на 5-10 см порожней ватерлинии судна. После стока воды поднимается кормовой транец 9 на всех раздельно плавающих судах и ставится на верхний стопор. При этом герметизация кормового транца осуществляется за счет обычного резинового уплотнения 15. Порожние суда готовы к приему груза. Наличие кормовой створки 12 обеспечивает несамоходному судну возможность разгрузки через кормовой транец. При этом возможна разгрузка самосвалом в воду, при отсыпке плотин, дамб и т.д., за счет создания дифферента на корму или методом подъема судна из воды и ссыпания груза в береговой бункер. Для выполнения процесса разгрузки отдается верхний стопор транца, в результате чего транец 9 откидывается на небольшой угол в корму, при этом стопор 14 поворачивается вокруг оси и освобождает створку 12, и груз свободно высыпается из трюма (конечно при условии создания достаточного дифферента (наклона судна).
Формула изобретения
Несамоходное судно для перевозки навалочных грузов, включающее корпус наружная и внутренняя поверхности которого имеют одинаковую геометрию, транец, а также палубный стрингер, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатещионных качеств при формировании порожнего состава, транец содержит шарнирно пркрепленную к нему раму и шарнирно закрепленную на раме створку, корпус снабжен привальными брусьями, сопряженными с развернутым наружу палубным стрингером и выполненными с расположенными на верхней части направляющими, а на нижней части - опорами, при этом привальные брусья имеют кормовой скос, а оси шарниров рамы и створки расположены перпендикулярно к диаметральной плоскости корпуса
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии № 1366003, кл. В 7 А, 1974 (прототип). ь U м/ V ци Уии ц и 1 vf .Г/ г VI ц ц и «- и v Чг-
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРУЗООБРАБОТКИ СУДНА-БАРЖЕВОЗА | 2008 |
|
RU2388646C1 |
Несамоходная грузовая платформа на воздушной подушке | 2022 |
|
RU2778330C1 |
ЛОДКА-БОКС | 2016 |
|
RU2646206C2 |
БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО С ИМПЕЛЛЕРОМ ДЛЯ ПОДВОДА СЖАТОГО ВОЗДУХА ПОД ДНИЩЕ | 2023 |
|
RU2818372C1 |
Кормовая оконечность лихтеровоза | 1981 |
|
SU1070057A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДНА ЛОДКИ | 2010 |
|
RU2429987C1 |
Судно | 1933 |
|
SU43817A1 |
Разборная лодка | 1978 |
|
SU787252A1 |
Судно для перевозки рыбы | 1931 |
|
SU28797A1 |
Судно для перевозки лихтеров | 1978 |
|
SU747770A1 |
Авторы
Даты
1980-10-15—Публикация
1978-11-14—Подача