(54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах привода машин, под верженных частым перегрузкам. Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая подпружиненные ведомую и ведущую полумуфты, связанные телами качения, помещен- ными в радиальных пазах диска- сепаратора и в гнездах на торцах полумуфт. Гнезда соединены на ведомой по лумуфте спиралевидными направляющими дорожками с кольцевой канавкой для перемещения тел качения при срабатывании. С торцами полумуфт взаимодействует фрикционный диск, центрируемый по наружному диаметру диска-сепа ратора, а кольцевая канавка и направ ляющие спиралевидные дорожки разделе ны пружинными флажками, отжимаемыми телами качения при срабатывании {1} Известна также предохранительная муфта, содержащая ведущее звено, две соосные подпружиненные полумуфты, со единенные фрикционньвл элементом, помещенным между их oбpaщeниьavlи один к другому торцами, имеющими гнезда для шариков, причем одна из полумуфт имеет спиралевидные направляющие дорожки, кольцевую канавку и пружинные флажки, а на фрикционном элементе выполнены наклонные в сторону вращения полумуфт пазы, в которых установлены шарики C2j . Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и дocтигae.oмy эффекту. Однако указанная муфта обладает сложной конструкцией и незначительной долговечностью, так как в месте контакта шариков с пазами фрикционного элемента возникают значительные удельные давления. С целью повышения надежности и обеспечения удобства эксплуатации у фрикционной предохранительной муфты, содержащей ведущее; звено,подпружиненные ведомую полумуфту, нажимной диск и установленные между их торцами с гнездами фрикционный элемент с наклонными пазами и помещенные в них и гнездах шарики, наклонные пазы армированы металлическим каркасом, толщина -которого меньше толщины фрикционного элемента, а последний связан с ведущим звеном. На фиг 1 схематично изображена муфта, продольный разрез; на фиг. 2разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 -разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - схема сил при отключении муфты; на фиг.5то же, при включении муфты. Муфта состоит из ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2, между кото рыми помещен фрикционный элемент ведущая полумуфта 3 с наклонными пазами 4, куда входят шарики 5, взаимо действующие с гнездами б ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2. Наклонные пазы 4 фрикционного элемента 3 армированы металлическим каркасом 7, толщина которого меньше толщины фрикционного элемента 3. Фрикционный элемент - ведущая полумуфта 3 ус тановлен на валу 8 свободно, а ведомая полумуфта 1 и нажимной диск 2 на шпонках 9 и 10. Фрикционный элеме 3 связан с ведущим звеном механизма (на чертеже не показано, так как связ может быть различной, например посредством ременной передачи и др.), Усилие на фрикционных поверхностях создается пружиной 11, Гегулировка пружины 11 осуществляется гайкой 12 через шайбу 13. Муфта работает следующим образсям. При номинальной нагрузке крутящий момент передается от ведущего звена машины на фрикционный элемент ведущую полумуфту 3, ведомую полумуфту 1 и нажимной диск 2, а затем на вал 8. В случае перегрузки фрик- ционный элемент - ведущая полумуфта 3 поворачивается относительно ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2 увлекая за собой шарики 5, которые, преодолев усилие пружины 11, выходят из гнезда б полумуфты 1 и диска 2 и при дальнейшем движении.фрикционного элемента - ведущей полумуфты 3 перемещаются вдоль пазов 4 и полностью о ключают муфту. Перемещению шариков 5 вдоль наклонных пазов 4 способству ет сила А (см. фиг. 4), являющаяся составляющей силы N давления, возни кающей в месте контакта наклонного паза 4 с каждым шариком 5. До тех по пока фрикционный элемент - ведущая полумуфта 3 вращается, шарики 5 перемещаются по торцовым поверхностям ведомой полумуфты 1 и нажимного диска 2« муфта остается отключенной. Износа фрикционного элемента в этом случае не будет. Для возвращения муфты в рабочее положение включается обратный ход. При обратном вращении фрикционного элемента - ведущей полумуфты 3 шарики 5 по наклонные пазам 4 под действием сил А, которые нгшравлены уже в противоположную сторону по сравнению с рабочим движением, (см. фиг. 5), возвращаются в исходное положение, замыкая муфту. Преимущество муфты по сравнению с известной заключается в упрощении конструкции за счет связи фрикционного элемента с ведущим звеном механизма, так как в этом случае отпадает надобность в направляющих спиралевидных дорожках, кольцевой канавки и пружинных флажках, а также в повышении долговечности вследствие армирования каждого наклонного паза металлическим каркасом, толщина которого меньше толщины фрикционного элемента . Формула изобретения Фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущее звено, подпружиненные ведомую полумуфту, нажимной диск и установленные между их торцами с гнездами фрикционный элемент с наклонными пазами и помадениые в них и гнездах Шарики, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения удобства эксплуатации, наклонные пазы армированы металлическим каркасом, толщина которого меньше толдины фрикционного элемента, а последний связан с ведущим звеном. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 556263, кл. F 16 D 7/02, 1974. 2.Авторское свидетельство СССР № 672398, кл. F 16 .7/02, 1977.
А-А
е-в
. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта предельного момента | 1977 |
|
SU672398A1 |
Муфта предельного момента | 1974 |
|
SU556263A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1985 |
|
SU1355790A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1998 |
|
RU2160397C2 |
Центробежная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU941742A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Предохранительная шариковая муфта | 1976 |
|
SU591638A1 |
Предохранительная фрикционная муфта А.Л.Лаврова | 1990 |
|
SU1742546A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU781434A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1990 |
|
SU1742547A1 |
Авторы
Даты
1980-10-30—Публикация
1978-11-01—Подача