Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин Советский патент 1980 года по МПК F16F15/04 

Описание патента на изобретение SU775470A1

Изобретение относится к области демпфирующих устройств и может быть использовано для гашения колебаний роторов турбомашин. Известен демпфер, выполненный из упругого гофрированного материала, уложенного слоями между подшипником и корпусом l . Однако этот демпфер имеет ряд недостатков. Вследствие того, что гофры выполнены кольцевыми, при колебаниях вибратора размер пакета в направлении оси вала изменяется поэтому демпфер нельзя жестко эажи- . мать в осевом направлении, из-за чего гофры могут соскальзывать друг с друга, что может привести к нестабильности работы демпфера и повышению ани зотропности его характеристик. К тому же изготовление демпфера с кольцевыми гофрами технологически сложно. Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является демпфирующее устройство опор роторов турбомашин, содержащее гидродинамический демпфер, статор, кольцеобразный вибратор, взаимодействующий с пакетом лент, заключенным в кольцевой паз, образованный вибратором и статором, и разгрузочное устройство, связанное с вибратором 2 . Недостаток этого устройства заключается в том, что при использовании его на турбомашинах при повышенных уровнях динамических нагрузок диссипативных свойств может оказаться недостаточно, так как максимальней коэффициент рассеяния многослойного гофрированного пакета, используемого в этой конструкции, не превышает 44,5. К тому же этот демпфер имеет значительную анизотропию диссипативных свойств вследствие накапливания действия сил трения, приложенных к вершинам гофров, в направлениях от разреза пакета. Целью изобретения является повышение диссипативной способности и увеличение изотропности демпфирующих и жесткостных свойств. f Цель достигается тем, что вибратор в диаметральном сечении имеет форму двутавра, на полках которого с обеих сторон выполнены один напротив другого, равномерно расположенные по всей длине окружности вибратора, трапецеидальные вырезы, статор выполнен в виде стаканов, установленных соосно и обращенных один к другому кромками/ на которых выполнены трапецеидальные выступы, ответные впадинс1м вибратора, а пакет лент набран из гофрированных и расположенных между ними гладких лент, выступы лент расположёны друг против друга, . обращены наружу пакета и ориентированы относительно выступов, выполненных на кольцах снаружи, а стыки лент равномерно смещены по окружности.

На фиг. 1 изображено демпфирующее устройство, частичный разрезJ на фиг. 2 - сечение А-А на фиг, 1; на фиг. 3 - взаимное расположение втулок статора и вибратора; на фиг. 4 - схематически показана компоновка демпфирующего пакета до сборки.

Демпфирующее, устройство состоит из двух стаканов 1 и 2 статора, установленных соосно и обращенных один к другому кромками, и вибратора состоящего из двух втулок 3 и 4, причем втулка 4 напрессовывается на втулку 3. В кольцевые пазы, образо ванные втулкой 3 и стаканами 1 и 2 i статора, вставляются пакеты 5 и 6 лент, идентичные друг другу, а втулка 4 вибратора связана с разрузочным устройством,состоящим из корпуса 7, башмака 8, разгрузочной пружины 9, регулировочной прокладки 10 и проставки 11. Толщина прокладки 10 подбирается до сборки с ротором 12 .таким образом, чтобы при действии статической нагрузки на демпфер, равной весу ротора, приходящемуся на опору, зазор 13 междузаплечиками 14 корпуса 7 и бгиамаком 8 был равен Л - (Г , где и. - величина радигшьного зазора 15 в гидродинамическом демпфере, (У- величина остаточного смещения 1вибратора при разгрузке демпфера от статической силы,обусловленная гистерезисом в пакете демпфера. Пружина 9 выполнена в виде многослойного гофра. С целью снижения анизотропии жесткостных свойств демпфера, вносимой разгрузочным устройством, податливость гофра 9 выбирается значительно больше податливости одного пролета пакетов 5 и 6 лент, причем для обеспечения работы гОфра в линейной обле1сти предварительное поджатие его С 0,5, где f - начальный выгиб гофра; у - предварительное поджатие гофр. Стакан 1 статора И1йеет в диаметральном сечении „ Е-об|)азую форму, на наружной стенке 16 Y него имеется фланец 17, с помощью которого весь демпфер крепится в опоре 18 турбомашины. На средней И внутренней стенках стакана 1 имеются трапецеидальные выступы 19 и 20 Стакан 2 статора имеет в диаметральном сечении форму швеллерЯ/ на полках которого имеются трапецеидальные выступы 21 и 22, а на полках втулки 3 вибратора с обеих сторон выполнены

одни напротив другого равномерно расположенные по всей длине окружности вибратора трапецеидальные выступы 23 и 24. В кольцевые пазы, образованные трапецеидальными выступами статора и вибратора, вставляются пакеты 5 и 6 лент. Статор демпфера выполнен в виде втулок с целью уменьшения вылета трапецеидальных выступов и увеличения их прочности. Стаканы 1 и 2 статора вставляются во втулку 3

вибратора, причем трапецеидальные выступы 23 и 24 входят в отве- ные вырезы стаканов 1 и 2. При этом натяг, создаваемый в пакетах 5 и 6 трапецеидальными выступами статора

больше, чем натяг, создаваемый трапецеидальными выступами вибратора, в 1,5-2 раза. Между средней стенкой стакана 1 статора и втулкой 4 вибратора образуется зазор 25, а между

наружной обоймой-подшипника .26 качения и внутренней стенкой стакана 1 зазор 27. Между втулкой 4 вибратара и наружной стенкой стакана 2 статора образуется зазор 28, а между

внутренней стенкой и наружной обоймой подшипника качения - зазор 29. Пакеты 5 и 6 лент состоят из двух групп гофрированных лент 30 и 31, разделенных пакетом гладких лент 32. (Наружные ленты 33 и 34 имеют выступы 35, которыми они опираются на трапецеидальные выступы 19, 20-, 21 и 22 статора.и выступы 23, 24 вибратора. Гофрированные ленты 30 и 31 расположены таким образом, что вершины гофров направлены навстречу друг другу. Стыки 36 гофрированных лент расположены под выступами 35 и развернуты равномерно по окружности. Стыки 37 гладких лент также равномерно развернуты по окружности. От проворота пакеты 5 и б фиксируются штифтами 38 и 39. Подшипник закрепляется на валу гайкой 40. Демпферный зазор 15 по торцам закрыт разрезными металлическими уплотнительными кoльцгuvIи 41 и 42. Масло в демпфер подается через канал 43 и канавку 44 в опоре и через сверление 45 в стакане 1. .

Демпфирующее устройство работает следующим образом. Колебания ротора 12 через пода1ипник 26 качения передатся втулке 3 вибратора и гасятся за счет сил сухого трения, возникающих между лентами пакетов 5 и 6. Гашение

колебаний происходит также при проскальзывании трапецеидальных выступов 23 и 24 втулки 3 вибратора по выступам 35 наружных лент 33 и 34. Такое проскальзывание возможно, поскольку

натяг, создаваемый выступами статора больше, чем натяг, создаваемый трапецеидальными выступами 23 и 24 вибратора, в 1,5-2 раза. Энергия колебаний ротора переходит также в гидравлические потери, возникающие при

выдавливании масляной пленки из демпферного зазора 15. Предложенная кбнструкцМя пакета лент имеет большую диссипативную способность, чем пакет прототипа. Это объясняется тем, что в предлагаемой конструкции пакета в середине пролетов вершины гофров групп лент 33 и 34 направлены навстрчу друг другу. Поэтому максимальное сдавливающее усилие, прижимающее ленты 33 и 34 друг к другу при распрямлении гофров в собранном пакете, находится также в середине пролета там, где происходит максимальное проскальзывание, поэтому работа сил трения, и, следовательно, диссипативные свойства такого демпфера будут вьше, чем у прототипа, в котором места максимального сдавливающего усилия и максимального проскальзывания не совпадают. Разворот стыков 36 и 37 лент равномерно по окружности позволяет уменьшить, анизотропию характеристик, вносимую стыками С помощью разгрузочного устройства снижается анизотропия, обусловленная весом ротора. А поскольку податливость гофра 9 разгрузочного устройства значительно больше податливости одного пролета пакетов 5 и 6, то анизотропия, вносимая таким разгрузочным устройством, невелика.

Использование параллельной работы демпфера сухого трения, имеющего описанный выше пакет с повышенньлми демпфирующими свойствами, и гидравлического демпфера с уплотнительными кольцами, позволяет существенно повысить- диссипативные свойства демпфера в целом.

Формула изобретения

Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин, содержащее гидродинамический демпфер, статор, кольце. образный вибратор, -взаимодействующий 5 с пакетом лент, заключенным в кольцевой паз, образованный вибратором и статором. И разгрузочное устройство, связанное с вибратором, о т л ичающееся тем, что, с целью

повышения диссипативной способности и увеличения изотропности его демпфирующих и жесткостных свойств, вибратор в диаметральном сечении имеет форму двутавра, на полках которого

5 с обеих сторон выполнены один напротив другого, равномерно расположенные по всей длине окружности вибратора, трапецеидальные вырезы, статор выпол-: йен в виде стаканов, установленных

0 соосно и обращенных один к другому кромками, на которых выполнены тра пецеидальные выступы, ответные впадинам вибратора, а пакет лент набран из гофрированных и расположенных межc ДУ ними-гладких лент, выступы лент, расположены друг против друга, обращены наружу пакета и ориентированы относительно выступов, выполненных на кольцах снаружи, а стыки лент равномерно смещены по окружности.

0

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Акцептованная заявка Японии 48-189б6, кл. F 16 С 17/02. Изобретения за рубежом, 1973, 19.

5 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2392466-25/28, кл. F 16 F 7/00, 1977 (прототип).

Похожие патенты SU775470A1

название год авторы номер документа
ДЕМПФЕР КОМБИНИРОВАННОГО ТРЕНИЯ ОПОР РОТОРОВ 1991
  • Эскин И.Д.
  • Проничев Ю.Н.
RU2020311C1
Демпфер 1985
  • Иващенко Владимир Иванович
  • Эскин Изольд Давидович
SU1335746A1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА РОТОРА ВЕНТИЛЯТОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторович
RU2602470C2
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2665789C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА 2001
  • Пономарев Ю.К.
  • Калакутский В.И.
  • Антипов В.А.
RU2225954C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА 1989
  • Пономарев Ю.К.
RU1619808C
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА 2002
  • Антипов В.А.
  • Пономарев Ю.К.
  • Дулецкий В.А.
  • Калакутский В.И.
RU2237204C2
Демпфер 1989
  • Эскин Изольд Давидович
  • Сидоренко Александр Васильевич
  • Проничев Юрий Николаевич
SU1668774A1
Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, ротор компрессора низкого давления и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств, способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов компрессора 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Гаршин Егор Алексеевич
  • Ермаков Александр Иванович
RU2686353C2
Место крепления рабочих лопаток роторов бустера и компрессора авиадвигателей пятого поколения. Ротор бустера и ротор компрессора высокого давления авиадвигателя пятого поколения, с рабочими лопатками, закрепляемыми с помощью замков типа "ласточкин хвост" в кольцевых канавках этих устройств. Способ сборки места крепления рабочих лопаток роторов бустера и компрессора 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2662755C2

Иллюстрации к изобретению SU 775 470 A1

Реферат патента 1980 года Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин

Формула изобретения SU 775 470 A1

SU 775 470 A1

Авторы

Белоусов Анатолий Иванович

Эскин Изольд Давыдович

Новиков Дмитрий Константинович

Даты

1980-10-30Публикация

1977-12-09Подача