11
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашеии колебаний опор роторов турбомашин.
Целью изобретения является повьппе ние эффективности работы за счет исключения анизотропии в упругофрикци- онных характеристиках демпфера.
На.фиг. изображен демпфер, попе- речньш разрез; на фиг, 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - компоновка демпфирующего пакета до сборки; на фиг, 4 - вибратор демпфера, вид спереди; на фиг, 5 - то же, вид сбоку.
Демпфер содержит устанавливаемый в опору 1 кольцеобразный корпус 2, размещенный в нем вибратор 3, предназначенный для установки на подшипнике 4 опоры ротора 5, и статор 6, установленный в корпусе 2 соосно с вибратором 3. Вибратор 3 и статор 6 имеют диаметральное сечение в виде швеллера с вырезаннь1ми на его полках 7 трапецеидальными выступами 8 и 9, входящими во впадины ответной детали и образуюпшми кольцевую полость
10,в которой размещен пакет, состоящий из двух групп гофрированных лент
11,сжатой между ними группы гладких лент 12 и крайних лент 13 с выступами, опирающимися на трапецеидальные выступы 8 и 9 вибратора 3 и статора
.6..Демпфер содержит также разгрузочное устройство в виде упругого элемента 14, об131 зованного путем выпол- нения в хвостовике 15 вибратора 3 продольной 16 и поперечной 17 до оси хвостовика 15 прорезей, и регулировочную прокладку 18 для установки меяаду упругим элементом 14 и крышкой 19 опоры 1.
Для надежной фиксации пакета лент 11 и 12 от проворота в окружном направлении используется шпонка 20,
Вследствие того, что при обработке опорных поверхностей упругого элемента 14 последние сжаты нагрузкой, соответствующей силе веса ротора 5, приходящейся на опору, подбором толщины прокладки 18 можно совместить ось ротора 5 с осью корпуса 2, Максимальное рабочее смещение опоры ротора 5 в опоре 1 определяете толщиной кольца 21, посаженного на хвосто-д ч а ю щ и и с я тем, что, с целью
вик 15 и являющегося ограничителем деформации. Зазоры между вибратором 3 и корпусом 2, а также между статором 6 и подшипником 4 заведомо боль0
5
0
g
35
ше радиального зазора между кольцом 21 и корпусом 2, что контролируется через отверстия 22 в крышке 19 и равно наибольшему допустимому радиальному смещению опоры ротора 5.
Демпфер работает следующим образом ,
При радиальном движении опоры ротора 5 связанный с ним вибратор 3 проскальзывает своими трапецеидальными выступами 8 по выступам лент 13, Энергия колебаний рассеивается в виде работы сил трения, действующих на контактных поверхностях вибратора 3 и внутри пакета на лентах. Пакет лент 11 и 12 полностью разгружается упругим элементом 14 разгрузочного устройства от действия силы веса ротора 5, а опоры ротора 5 совмещается с центром опоры 1,
Демпфер имеет наибольшую эффективность, оцениваемую коэффициентом поглощения, при малых амплитудах де- 25 формаций. Разгрузочное устройство в демпфере исключает анизотропию его упругофрикционньк характеристик,обеспечивает точное центрирование ротора 5 в опоре и компактность, что приводит к повышению эффективности работы демпфера.
Формула изобретения
0
ДемпферS, содержащий устанавливаемый в опору кольцеобразный корпус, размещенный в нем вибратор, предназначенный для установки на подшипнике опоры ротора, и статор, установленный в корпусе соосно вибратору, последний и статор имеют диаметральное сечение в виде п1Е еллера с вырезанными на его полках трапецеидальными выступами, входящими во впадины ответной детали и образующими кольцевую полость, в которой размещен пакет, состоящий из двух групп гофрированных лент, сжатой между ними группы гладких лент и крайних лент с выступами, опирающимися на трапецеидальные выступы вибратора и статора, и разгрузочное устройство в виде упругого элемента, устанавливаемого между вибратором и опорой, о т л и повьпиения эффект1 вности работы, в хвостовике вибра 1 ора выполнены продольная и поперечная до оси хвостовика прорези, с помощью которых обра31335746°
зован упругий элемент, а демпфер для установки между упругим элемен- снабжен регулировочной прокладкой том и крышкой опоры.
22
9 :
Фиг. 2
/5
Фиг.4
/4
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний опор роторов турбомашин. Целью изобретения является повьш1ение эффективности работы за счет исключения анизотропии в упругофрикционных характеристиках демпфера. Разгрузочное устройство в демпфере представляет собой элемент, образованный путем выполнения в хвостовике вибратора продольной и поперечной до оси хвостовика прорезей. Упругий элемент полностью разгружает пакет лент от действия силы веса ротора, что исключает анизотропию упругофрикционных характеристик демпфера, обеспечивая точное центрирование ротора, компактность, и тем самым повышает эффективность работы демпфера. 5 ил. со со СП 4 С5
Редактор О.Юрковецкая
Составитель Е.Савостин Техред Л.Олийнык
Заказ 4034/31Тираж 811Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Корректор А.Зимокосов
Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин | 1977 |
|
SU775470A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1985-07-12—Подача