Демпфер Советский патент 1987 года по МПК F16F7/00 F16F15/04 

Описание патента на изобретение SU1335746A1

11

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашеии колебаний опор роторов турбомашин.

Целью изобретения является повьппе ние эффективности работы за счет исключения анизотропии в упругофрикци- онных характеристиках демпфера.

На.фиг. изображен демпфер, попе- речньш разрез; на фиг, 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - компоновка демпфирующего пакета до сборки; на фиг, 4 - вибратор демпфера, вид спереди; на фиг, 5 - то же, вид сбоку.

Демпфер содержит устанавливаемый в опору 1 кольцеобразный корпус 2, размещенный в нем вибратор 3, предназначенный для установки на подшипнике 4 опоры ротора 5, и статор 6, установленный в корпусе 2 соосно с вибратором 3. Вибратор 3 и статор 6 имеют диаметральное сечение в виде швеллера с вырезаннь1ми на его полках 7 трапецеидальными выступами 8 и 9, входящими во впадины ответной детали и образуюпшми кольцевую полость

10,в которой размещен пакет, состоящий из двух групп гофрированных лент

11,сжатой между ними группы гладких лент 12 и крайних лент 13 с выступами, опирающимися на трапецеидальные выступы 8 и 9 вибратора 3 и статора

.6..Демпфер содержит также разгрузочное устройство в виде упругого элемента 14, об131 зованного путем выпол- нения в хвостовике 15 вибратора 3 продольной 16 и поперечной 17 до оси хвостовика 15 прорезей, и регулировочную прокладку 18 для установки меяаду упругим элементом 14 и крышкой 19 опоры 1.

Для надежной фиксации пакета лент 11 и 12 от проворота в окружном направлении используется шпонка 20,

Вследствие того, что при обработке опорных поверхностей упругого элемента 14 последние сжаты нагрузкой, соответствующей силе веса ротора 5, приходящейся на опору, подбором толщины прокладки 18 можно совместить ось ротора 5 с осью корпуса 2, Максимальное рабочее смещение опоры ротора 5 в опоре 1 определяете толщиной кольца 21, посаженного на хвосто-д ч а ю щ и и с я тем, что, с целью

вик 15 и являющегося ограничителем деформации. Зазоры между вибратором 3 и корпусом 2, а также между статором 6 и подшипником 4 заведомо боль0

5

0

g

35

ше радиального зазора между кольцом 21 и корпусом 2, что контролируется через отверстия 22 в крышке 19 и равно наибольшему допустимому радиальному смещению опоры ротора 5.

Демпфер работает следующим образом ,

При радиальном движении опоры ротора 5 связанный с ним вибратор 3 проскальзывает своими трапецеидальными выступами 8 по выступам лент 13, Энергия колебаний рассеивается в виде работы сил трения, действующих на контактных поверхностях вибратора 3 и внутри пакета на лентах. Пакет лент 11 и 12 полностью разгружается упругим элементом 14 разгрузочного устройства от действия силы веса ротора 5, а опоры ротора 5 совмещается с центром опоры 1,

Демпфер имеет наибольшую эффективность, оцениваемую коэффициентом поглощения, при малых амплитудах де- 25 формаций. Разгрузочное устройство в демпфере исключает анизотропию его упругофрикционньк характеристик,обеспечивает точное центрирование ротора 5 в опоре и компактность, что приводит к повышению эффективности работы демпфера.

Формула изобретения

0

ДемпферS, содержащий устанавливаемый в опору кольцеобразный корпус, размещенный в нем вибратор, предназначенный для установки на подшипнике опоры ротора, и статор, установленный в корпусе соосно вибратору, последний и статор имеют диаметральное сечение в виде п1Е еллера с вырезанными на его полках трапецеидальными выступами, входящими во впадины ответной детали и образующими кольцевую полость, в которой размещен пакет, состоящий из двух групп гофрированных лент, сжатой между ними группы гладких лент и крайних лент с выступами, опирающимися на трапецеидальные выступы вибратора и статора, и разгрузочное устройство в виде упругого элемента, устанавливаемого между вибратором и опорой, о т л и повьпиения эффект1 вности работы, в хвостовике вибра 1 ора выполнены продольная и поперечная до оси хвостовика прорези, с помощью которых обра31335746°

зован упругий элемент, а демпфер для установки между упругим элемен- снабжен регулировочной прокладкой том и крышкой опоры.

22

9 :

Фиг. 2

/5

Фиг.4

/4

Похожие патенты SU1335746A1

название год авторы номер документа
Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин 1977
  • Белоусов Анатолий Иванович
  • Эскин Изольд Давыдович
  • Новиков Дмитрий Константинович
SU775470A1
ДЕМПФЕР КОМБИНИРОВАННОГО ТРЕНИЯ ОПОР РОТОРОВ 1991
  • Эскин И.Д.
  • Проничев Ю.Н.
RU2020311C1
Демпфер 1990
  • Степанов Дмитрий Николаевич
  • Новиков Дмитрий Константинович
SU1754981A1
Демпфер 1984
  • Эскин Изольд Давидович
  • Иващенко Владимир Иванович
SU1178980A1
Опора ротора авиационного газотурбинного двигателя 1985
  • Эскин Изольд Давидович
  • Сидоренко Александр Васильевич
SU1364784A1
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством 2016
  • Эскин Изольд Давидович
  • Ермаков Александр Иванович
  • Гаршин Егор Алексеевич
RU2665789C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА 2001
  • Пономарев Ю.К.
  • Калакутский В.И.
  • Антипов В.А.
RU2225954C2
Устройство механического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины газотурбинного двигателя. Способ управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора и турбины газотурбинного двигателя 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2702063C2
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС 1999
  • Дмитренко А.И.
  • Иванов А.В.
  • Першин В.К.
RU2180055C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА 2002
  • Антипов В.А.
  • Пономарев Ю.К.
  • Дулецкий В.А.
  • Калакутский В.И.
RU2237204C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 335 746 A1

Реферат патента 1987 года Демпфер

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для гашения колебаний опор роторов турбомашин. Целью изобретения является повьш1ение эффективности работы за счет исключения анизотропии в упругофрикционных характеристиках демпфера. Разгрузочное устройство в демпфере представляет собой элемент, образованный путем выполнения в хвостовике вибратора продольной и поперечной до оси хвостовика прорезей. Упругий элемент полностью разгружает пакет лент от действия силы веса ротора, что исключает анизотропию упругофрикционных характеристик демпфера, обеспечивая точное центрирование ротора, компактность, и тем самым повышает эффективность работы демпфера. 5 ил. со со СП 4 С5

Формула изобретения SU 1 335 746 A1

Редактор О.Юрковецкая

Составитель Е.Савостин Техред Л.Олийнык

Заказ 4034/31Тираж 811Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Корректор А.Зимокосов

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1335746A1

Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин 1977
  • Белоусов Анатолий Иванович
  • Эскин Изольд Давыдович
  • Новиков Дмитрий Константинович
SU775470A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 335 746 A1

Авторы

Иващенко Владимир Иванович

Эскин Изольд Давидович

Даты

1987-09-07Публикация

1985-07-12Подача