Радиально-аксиальная опора Советский патент 1980 года по МПК B22D13/10 

Описание патента на изобретение SU778916A1

(54} РАДИАЛЬНО-АКСИАЛЬНАЯ ОПОРА

1

Изобретение относится к литейному оборудованию и предназначено для использования в роликовых центробехсных машинах горизонтального типа.

Известны два вида раляально-акси- . альных опор, которые применяются в Названных машинах, где поддерживают фориу на заданной высоте и предохраняют ее от продольных смещений, V ойоры одного вида предусмотрены кольцевой трапецеидальный паз на беговой дорожке формы и соответствующая ему по конфигурации реборда по середине опорного ролика, входящая в этот паз 1 . У опоры другого вида, наиболее , .близкой по технической суЩносТи к , предлагаемой, форма ийёет бёГОВуй дорожку, предсТавляйзщую собойширокий выступайщйй кольцевой поясок трапе- цеидального сечения, .а контактирующий с ним своей цилиндрической по- ; верхностью опорный ролик снабжен ре-. бордами, охватывающими эт.от .поясок .. по торцам 2 .. . . Недостаток этой опоры состоит в том, что, вследствие вращений цидиндрической части и реборд опорного ролика с одинаковой угловой скоростью, контактирующие торцовые поверхности

беговой дорожки .формы и ребррд ролика перетлещаются друг ртносительно. . друга с Трением скольжения, которое .

5 вызывает не толь к О лийййё йаТраты Мощности на преодоление его, но и интенсивный неравноме ный износ этих и цилиндрических поверхностей ролика . и бегОвой дорбжкй фор№1. В результате

10 имеет место увеличение торцового зазора между беговой дорожкой и ребордой опорного ролика, а также появление гр1а.ненн.ости на, контактирую у;их цилиндрических поверхностях, что

е ведет КпОявл.ений Продольно.й/и пОпе-.

речной вибраций формы. . ; Цель изобретения - снизить., потери

от СИЛ трения и.вибрации, возникающих вследствие износа тЬу1дихся по-;

5д верхностей в рйдиально-аксиальных .

опорах роликовых центробежных машин

горизонтального . . ,. . цель дбЬТИгаетОй тйл, что упорные .

диски расположены По обе стороны опорных и нажимных роликов и смонти зованы на их в.алах, параллель Ht« оси формы, с возможностью вращения и перемещения вдоль этих осей неданисимо от опорных и нажимных роликов и друг от

i . друга, что упорные диски снабжены ре778916гулироаочмыми гайками и упругими эле Ti«iiM f7nmfi Wei 7 l e;S Ho iH :tua aM и что в местах контакта с торцами бе говой дорожки формы упорные диски вы полнены с тороидальной поверхностью. На фиг. 1 показан схематический вид опоры.в поперечном разрезе центробежной мш1шны, на фиг. 2 - продоль ный разрез (опорного А-А или нажимно го В-Б) ролика и упорна дисков. Штрихпунктиром показаны оче зтания ЛорМы центробежной машины. Как ясно из чертежа, компановки упорных дисков с опорными и нажимными роликами идентичны. В обеих ком пановках опорный 1 и нажимной 2 рЬли ки установлены на радиально-упо эных подшипниках качения 3 в корпусах 4 шарнирных рычагов 5 и 6 опоры, а сйдя1чие;на валах роликов упорные диски 7 смонтированы на скользящих втулках 8 и радкально-упорных подшипниках 9, Втулки 8 йогут пёрёйёщать ся вдоль валов на направляющих шпонках 10 и фиксироваться вместе с упорньлми дисками с помощью упругих элементов 11 и регулировочных гаек 12 в положениях, соответствующих контакту дисков с беговой дорожкой формы. Опору применяют следукжцим .образом. Сначала раздвигают упорные диски на валах опорных и нажимных роликов .настолько, чтобы .расстояние между ними было больше, чем ширина беговой .дорожки формы. Затем форму кладут беговой дорожкой на опорные ролики, опускают, на беговую дорожку нажимные ролики и, регулируя в вертикальной плоскости положение шарнирный: рычагов данной и второй (радиальной) опоры формы, устанавливают форму так чтобы она находилась на заданной высо те всех роликов были параллельны ее оси. После этого, следя за тем, чтобы опорные и нажимные ролиКИ располагались симметрично по ширине .б.егрвой дорожки/ 11рОВодй:Г и кон такт с нею все упорные .диски, равномерно сжимая регулировочными гайками упругие элементы до предела, при котором во время работй машины, йсключа.ется потеря контакта между дисками и беговой дорожкой, но сохраняется резерв для сжатия упругих элементов от воэдействйя сил термического tJacuiHjpe |нгйя дс р&жки. Применение предлагаемой бйвры, йо сравнению с применением известных ра диальйо-аксйальНих опор; дает то преимущество, что позволяет снизить потери от сил трения и предупредить виб рации от износа трущихся деталей опоры и формы. Это достигается, в основном; за счет того, что упорные дис -Кй; йЖё ВеЭмбЖнос ь йращать е ййсййб От опорных и нажимных роликов не йспы.тывают во время вращения формы тВрмрзящё) дёййтвйй с5 стб; рЭ ликов и сами не оказывают такого по отношению к последним. Каждый диск, благодаря этому, а также его сфери-т. ческой контактной поверхности, и каждый ролик может свободно катиться по своему участку беговой дорожки формы, не требуя затрат мощности на преодоление трения скольжения и не вызывая неравномерного износа поверхностей качения, в частности, граненности их, в.едущей к поперечной вибрации, упругие элементы, например резиновые шайбы .через которые с помощью регулировочных гаек .осуществляется прижатие упорных дис.ков к торцам беговой дорожки формы, исключают потери контакта между дисками и торцами дорожки, и, следовательно, обеспечивают гашение продольных вибраций формы. Благодаря снижению потерь от сил трения, отсутствию неравномерного изНоса тру1цИхс й йбвёрхностей и предупреждению вибрации увеличивается срок службы многих деталей центробежной машины и улучшаются внутреннее строение и механические свойства металла отлитых изделий. . Следует также отметить, что применение пред.пагаемой радиально-аксиальной опоры представляется более целесообразныгл, чем применение раздельных радиальной и аксиальной опор, кргда в последней используются упорные ролики, оси которых перпендикул рны оси формы. Консольные ролики такой опоры должны располагаться не только относительно большого диаметра, чтобы не получать высокой частоты вращения, но и иметь мощные валы, чтобы надежно работать в условиях консольного нагружения одного ролика. Поэтог опоры такого вида отличаются громоздкостью, вызывающей затруднения компановки в машине и препятствующей созданию упругого контакта ролика с беговой дорожкой, а также, как правило, не отвечает требованиям эксплуатации по ресурсу подшипников качения. В п редлагаемой опоре односторонняя осевая нагрузка передается не на один упорный ролик, а на несколько упорных дисков., что износ деталей, исключает громоздкость конструкции и позволяет относительно просто решить вопросы компановки опоры в машине и создания упругого контакта дисков с беговой дорожкой фор- . мы. Кроме того, йе возникает проблемы с подбором для дисков таких подшипников качения, которые отвечали бы требованиям по ресурсу работы, так как частота вращения дисков на валах опорных и нажимных роликов может составлять не более одного-двух десятков оборотов в мин, поскольку диски и ролики мало отличаются друг . от друга диаметрами поверхностей,

контактирующих с беговой дорожкой формы.

Формула изобретения

1. Радиально-аксиальная опора для формы горизонтальной роликовой центробежной машины, содержащая опорные и нажимные ролики с валами, кон тактирующие с цилиндрической поверхностью беговой дорожки формы и упорные диски, контактируюцдае с торцами этой дорожки, отличаю щаяс я тем, что, с целью снижения потерь от сил трения и вибрации, упорные диски расположены по обе стороны опорных и нажимных роликов и смонтированы на их валах, параллельных оси формы, с возможностью вращения и

перемещения вдоль этих осей независимо от опорных и нажимных роликов и друг от друта.

2.Опора по п. 1, отличающ а я с я тем, что упорные диски снабжены регулировочными гайками и упругими шайбами.

3.Опора по п. 1, 2,отличаю щ а я с я тем, что в местах кон такта с торцами беговой дорожки форми упорные диски выполнены с тороидальной поверхностью.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Юдин С. Б. и др. Центробежное 15 литье. М., Машиностроение, 1972,

с. 133-134.

2.Рубцов Н. Н. Специальные виды литья. М., Машгиз, 1955, с. 211.

Похожие патенты SU778916A1

название год авторы номер документа
Центробежная литейная машина с вертикальной осью вращения 1976
  • Овсянников Константин Матвеевич
SU643229A1
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 2002
  • Коньшин А.С.
  • Горлов Е.А.
  • Сильченко О.Б.
RU2247876C2
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА 1998
  • Загрядцкий В.И.
  • Кобяков Е.Т.
  • Сидоров Е.П.
RU2140700C1
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ ЧИСТОГО КАЧЕНИЯ НА БАЗЕ СТАНДАРТНЫХ ТЕЛ КАЧЕНИЯ 2010
  • Гонченко Борис Васильевич
RU2469218C2
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА И УСТРОЙСТВО СЦЕПЛЕНИЯ 1992
  • Маухер Пауль
RU2238451C2
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров Д.С.
  • Мозоров И.Д.
RU2115810C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Мозоров С.Д.
RU2182241C2
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА, АВТОМОБИЛЬ С ФРИКЦИОННОЙ МУФТОЙ, СЦЕПНОЙ АГРЕГАТ (ВАРИАНТЫ), СЦЕПНОЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, УЗЕЛ ПРИВОДА 1992
  • Пауль Маухер
RU2128792C1
БЕСКРИВОШИПНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДИЗЕЛЬ 1997
  • Мозоров С.Д.
  • Мозоров И.Д.
RU2128774C1
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 2001
  • Веретельников А.Н.
RU2203427C2

Иллюстрации к изобретению SU 778 916 A1

Реферат патента 1980 года Радиально-аксиальная опора

Формула изобретения SU 778 916 A1

У

г

л , , А-А, S-B nfSe()Hytnu . ..J

SU 778 916 A1

Авторы

Фурс Борис Александрович

Даты

1980-11-15Публикация

1978-09-15Подача