1
Изобретение относится к машиностроению, к крупным зубчатым передачам.
Известен зубчатый редуктор, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых опорах, по крайней мере, одна из которых одного из валов размещена в эксцентриковой втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода |lj
Недостатком этого устройства является недостаточно равномерное распределение нагрузки по длине зубьев при изменяющихся режимах эксплуатации.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности за счет обеспечения равномерного распределения нагрузки по длине зубьев при изменяющихся режимах эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что редуктор снабжен адаптивной системой, состоящей из преобразователей опорных реакций, установленных в подшипниковых опорах другого вала, соединенного с ними селектора выдачи сигнала разности отнсяиений фактических и расчетных реакций и связанного
с выходом селектора усилителя сигналов, соедйнейного с приводом поворота эксцентриковой втулки.
На фиг. 1 изображена схема зубчатого редуктора; на фиг. 2 - то же, действующих сил в зубчатом редукторе.
В корпусе 1 редуктора на валах 2 h 3 установлены зубчатые колеса 4 и 5. Подшипниковые опоры 6 вала 2 выto полнены жесткими (нерегулируемыми), Один из подшипников 7 вала 3 установлен в отверстии эксцентриковой втулки 8, размещенной в отверстии корпуса 1.
tS В опорах вала 2 смонтированы преобразователи 9 и 10 величин опорных реакций, соединенные с входами селектора 11, располагающего возможностью сравнения отношения фактических значений опорных реакций с отношением их расчетных значений и выдачи разностного сигнала.
Выход селектора 11 соединен с входом усилителя 12 сигналов. Выход усилителя 12 сигналов соединен с катушкой возбуждения следящего привода 13, с валом которого связана передача, выполненная, например в виде червя30. ка 14, находящегося в зацеплении с
червячным колесом 15, скрепленным с эксцентриковой втулкой 8.
Устройство работает следующим образом. При нагружении редуктора эксплуатационной нагрузкой происходят деформации его деталей, в связи с чем распределение нагрузки по длине зубьев будет неравномерным. Следовательно, и реакции в опорах вала 2 будут отличаться от расчетных, вычисленных при условии равномерного распределения нагрузки по длине зубьев. Соответствующие сигналы с преобразователей 9, 10 поступак т в селектор 11, в котором определяется отношение фактических реакций и сравнивается с расчетным, полученным для случая равномерного распределения нагрузки по длине зубьев. Разностный сигнал поступает вусилитель 12 сигналов и затем на катушки возбуждения следящего привода 13, который поворачивает червяк 14 в сторону, определяемую знаком разностного сигнала. На соответствунздую величину проворачиваются червячное колесо 15 и эксцентриковая втулка 8. При этом вал 3 со смонтированным на нем зубчатым колесом 5 также изменяет свое положение относительно вала 2 с колесом 4. Перемещение происходит до яыравнивания распределения нагрузок по длине зубьев, когда разностный сигнал становится равным нулю и движение следящего привода 13 прекращается.
Зубчатое колесо 4 смонтировано в опорах б, зубчатое колесо 5 - в подшипниках 7, один из которых выполнен регулируемым (фиг. 2). При равномерном зраспределении нагрузки по длине зубьев {эпюра а-а) равнодействун ая распределенной нагрузки занимает положение Рр, а реакции Ъ опорах 6 равны соответственно и PSP При изм енении режима эксплуатации распределение нагрузки по длине зубьев становится неравномерным (апюра в-в), а равнодействующая распределенной нагрузки занимает фактическое положение Рф. Соответственно величины опор781451
ных реакций становятся равными .р 5ср отличными от расчетных EJjp и Зр
При появлении разности ,
Psp sop
j отличной от нуля, производят корректировку положения подшипника 7 поворотом эксцентриковой втулки 8 до поЬг .
0. Талучения равенства Рбр РВСР
ким образом, удается поддерживать близкое к равномерному распределение нагрузки по длине зубьев на различны режимах эксплуатации, что позволит повысить нагрузочную способность редуктора.
Формула изобретения
Зубчатый редуктор, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых опорах, по крайней мере, одна из которых одного из -валов размещена в эксцентричной втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода, отличающийс я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности за счет .обеспечения равномерного распределения нагрузки по длине зубьев при изменяющихся режимах эксплуатации, он снабжен адаптивной системой, состоящей из преобразователей опорных реакций, 5 установленных в подшипниковых опорах другого вала, соединенного с ними селектора вьвдачи сигнала разности отношений фактических и расчетные реакций и связанного с выходом селектора усилителя сигналов, соединенного с приводом поворота эксцентриковой втулки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2631918/25-28, кл. F 16 Н 1/26, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатый редуктор | 1980 |
|
SU937829A2 |
Зубчатый редуктор | 1979 |
|
SU800463A1 |
Зубчатый редуктор | 1983 |
|
SU1128022A1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР | 1999 |
|
RU2156900C1 |
Зубчатый редуктор | 1986 |
|
SU1366328A1 |
ПЛАНЕТАРНО-ЦЕВОЧНЫЙ РЕДУКТОР | 2003 |
|
RU2260152C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2009 |
|
RU2398145C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2444658C1 |
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОВОРОТА НОСОВОЙ ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ | 2015 |
|
RU2583518C1 |
ПРОКАТНАЯ КЛЕТЬ | 1991 |
|
RU2009741C1 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-07-05—Подача