Изобретение относится к машиностроению, в частности к крупным зубчатым передачам. Известен зубчатый редуктор, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых опорах, по крайней мере одна из которых одного из валов размещена в зксцентричной втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода, и адаптивную систему с селектором и соединенным с приводом пов рота зксцентричной втулки усилителем сигналов 1. Однако известный редуктор характеризуется недостаточной чувствительностью адаптивной системы и, как следствие, недостаточной нагрузочной способностью. Цель изобретения - повыщение нагрузочно способности редуктора путем повышения чувствительности адаптивной системы. Указанная цель достигается тем, что зубчатый редуктор, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их вал установленные в подщипниковых опорах, по крайней мере одна из которых одного из ва лов размещена в зксцентрично-й втулке, смон тированной в отверстии корпуса с возможнос тью ее поворота посредством привода, и адаптивную систему с селектором и соединен ным с приводом поворота эксцентричной вту ки усилителем сигналов, снабжен блоком измерения параметра нагружения передачи, соединенным с одним из входов селектора, и : электрически взаимосвязанными между собой источником тока и блоком измерения проводимости, соединенными при помощи щеток с валами смежных колес, по меньшей мере один из которых электрически изолирован от корпуса, а блок измерения проводимости соединен также с другим входом селектора. На чертеже изображена схема зубчатого редуктора, В корпусе 1 размещены зубчатые колеса и 3, смонтированные на валах 4 и 5, установленных в подщипниковых опорах. 6 и 7 соответственно. Опоры 6 вала 4 выполнены нерегулируемыми и электрически изолированы от корпуса 1, например, диэлектрической лаковой пленкой, нанесенной на сопрягаемые с корпусом 1 поверхности наружных колец подщипниковых опор 6. Одна из подпищнико вых опор 7 вала 5 установлена в эксцентрич ной втулке 8, размещенной в отверстии 9 корпуса 1 с возможностью поворота с помошью привода 10. Выход селектора И соединен с входом усилителя 12, выход которого в свою очередь соединен с приводом 10. Блок 13 измерения па,)аметра пагружения передачи, например мо1цности, потребляемой приводным электродвигателем (не показан), соединен с одним из входов селектора 11. Импульсный источник 14 тока через блок 15 измерения проводимости с помощью щеток 16 и 17 соединен с валами 4 и 5 смежных зубчатых колес 2 и 3. Блок 15 измерения проводимости соединен также с другим входом селектора 11. С валом привода 10 связана передача, выполненная, например, в виде червяка 18, находящегося в зацеплении с червячным колесом 19, скрепленным с эксцентричной втулкой 8. Устройство работает следукэщим образом. После сборки редуктор нагружается базовой нагрузкой ly, в качестве которой проводимость например, наиболее длительно действующая нагрузка соглабно циклограмме эксплуатации. Путем вращения зксцентричной втулки 8 зубчатые колеса 2 и 3 устанавливаются в относительное Положение, при котором длина контактных линий, измеренная известными методами, максимальна, и в таком положении измеряется проводимость зоны контатка 8 , принимаемая за базовую. Значения базовой нагрузки и базовой, проводимости заносятся в запоминающее устройство селектора 11. В процессе эксплуатации при нагрузке, отличной от базовой, деформации элементов редуктора также отличаются от деформаций при базовой нагрузке, что вызывает изменение суммарной длины контактных линий и, как следствие этого, изменение проводимости зоны контакта. В селектор 11 поступает сигнал от блока 15 измерения проводимости и блока 13 измерения параметра нагрузки., учитывая, что контакт звольвентных зубьев зубчатых колес эквивалентен контакту двух цилиндров, пло.щадь пятна контакта, а следовательно, и про-. водимость зоны контакта пропорциональна-, где Р - параметр нагрузки. Селектор 11 обладает возможностью определения разности 9 6- Г РГ-Вт , где Р текущее значение параметра нагружения;текущая проводимость зоны контакта, и определения знака разиости -РП, где РП - величина параметра нагружения, предшествующая текущей, а также выдачи управляющего сигнала, величи на которого пропорциональна величине Cf р , а знак зависит от знака & Р.
Поскольку импульсный источник 14 тока имеет частоту, равную или кратную частоте; вращения одного из зубчатых колес, измерение проводимйсти производится в одинаковой фазе зацепления зубьев, что позволяет устранить погрешности, cвязatlныe с возможной разницей суммарной длины контактных линий в различных фазах зацепления.
Управляющий сигнал поступает на вход усилителя 12 сигналов, а затем на катушку возбуждения следящего привода 10, который поворачивает червячиое колесо 19 в сторону, определяемую знаком управляющего сигнала.
При зтом вал 5 с колесом 3 изменяет свое положение относительно вала 4 с коле280224
сом 2. Перемещение происходит до.достижения значения -, Q, при котором суммарная длина контактных линий соответствует оптимальному значению, полученному предваритель5 но при базовой нагрузке.
Применение предлагаемого устройства позволяет повысить чувствительности адаптив- , ной системы; связав значение управляющего
10 сигнала с состоянием зоны контакта: зубьев, что способствует повышению равномерности распределения нагрузки по длине зубьев при изменяющихся режимах зксплуаташш. Это в свою очередь приводит к повышению нагру15 зочной способности предлагаемого, редуктора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатый редуктор | 1980 |
|
SU937829A2 |
Зубчатый редуктор | 1978 |
|
SU781451A1 |
Зубчатый редуктор | 1979 |
|
SU800463A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ШИН | 2020 |
|
RU2819075C2 |
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ РОТОРА И СТАНОК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2075737C1 |
Устройство для фрикционно-механического нанесения покрытий | 1982 |
|
SU1027283A1 |
АДАПТИВНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ | 2019 |
|
RU2721579C1 |
Червячный редуктор | 1990 |
|
SU1827468A1 |
Установка для испытаний материалов на контактную выносливость | 1988 |
|
SU1536264A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ КОЛЕС | 2021 |
|
RU2824533C1 |
ЗУБЧАТЫЙ РЕДУКТОР, содержащий корпус с отверстиями, зубчатые колеса и несущие их валы, установленные в подшипниковых опорах, по крайней мере одна из которых одного из валов размещена в эксцентричной втулке, смонтированной в отверстии корпуса с возможностью ее поворота посредством привода, и адаптивную систему с селектором и соединенным с приводом поворота эксцентричной втулки усилителем сигналов, о т л ичающийся тем, что, с целью повыше .i НИН нагрузочной способности путем повышения чувствительности адаптивной системы, он снабжен блоком измерения параметра нагружения передачи, соединенным с одним из входов селектора, и электрически взаимосвязаииыми между собой источником тока и блоком измерения проводимости, соединенными при. помощи щеток с валами смежных колес, по меньшей мере один из которых - электрически изолирован от корпуса, а блок измерения проводимости соединен также с другим входом селектора... л
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Зубчатый редуктор | 1978 |
|
SU781451A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-12-07—Публикация
1983-02-21—Подача