Изобретение относитсяк машиностроению, а именно к конструкциям, обеспечивающим преобразование непрерывного вращения в прерывистое с беЗ люфтовой фиксацией во время стояния. Известен мальтийский механизм, содержащий ведущий кривошип, мальтийский крест и фиксирующий сектор , жест ко связанный с кривошипом ij. Недостатком такого мальтийского механизма является присутствие зазора между поверхностью фиксирующего оектора и межлучевой поверхностью мальти ского креста , Наиболее близким к изобретению по технической сущности является мальтий ский механизм, имеющий в своем составе элементы, уменьшающие зазор между поверхностью фиксирующего сектора и межлучевой поверхнортью мальтийского креста. На одном из концов каждой лопасти сделаны прорези,а образовавшиеся тонкие 11ластины слегка отогнуты наружу,в результате чего пластинк1 играя роль плоских пружин, отталкивают соответствующий конец лопйЗ и креста от поверхности шайбы, плотно прижимая к ней противоположный конец. Благодаря этому достигается безлюфтовая фиксация креста в момент стояния 2 . Недостатками известной передачи являются следующие: введение прорезей снижает прочность лопастей, что особенно сказывается при работе в высокоскоростных и нагруженных механизмах наличие 4-х пружинных элементов увеличивает вероятность отказа при выходе из строя хотя бы одного из НИХ} приспособленность для работы только в одном направлении исключает возможность применения в реверсивных механизмах, . Цель изобретения - повышение надежности и рбеспечение возможности работы в реверсивном режиме с обеспечением лифтовыбирания в момент стояния. Поставленная цель достигается тем, .что мальтийский механизм снабжен упругим элементом и пластиной, имеющей аналогичную с мальтийским крестом конфигурацию, подвижно установленной на валу последнего и соединенной с крестом посредством упругого элемента, причем фиксирующий сектор скоЫен на концах плоскостью, параллельной плоскости, проходящей через ось вращения кривошипа и ось цевки. На фиг. 1 схематически изображен мальтийский механизм в момент переключения, вид сбоку в разрезе на фиг. 2 - то же, вид сверху, в момент йхода цевки в паз; нафиг. 3 сечение А-А на фиг.2; на фиг. 4 - мальтийский механизм в момент фиксации, звид сверху. Мальтийский механизм содержит мал тийский крест 1, жестко связанный с валом 2, ведущий кривошип 2 с цевкой 4 и фиксирующим сектором 5, жест ко связанный с валом 6. Пластина 7 через пружину 8 и запорную шайбу 9 связана с мальтийским крестом так, что она имеет возможность с определенной упругостью пов5рачиваться относительно ступицы мальтийского креста 1 в пределах.зазора между штифтом 10, заделанным в пластину и отверстием 11, выполненным в мальтийском кресте 1. Пластина перио дически взаимодействует со сксмиенной поверхностью 12. Мальтийский механизм работает сле дующим образом. При вращении ведущего кривошипа 3 фиксирующий сектор 5, вращаясь, касается одновременно своей фиксирую щей поверхности межлучья мальтийског креста 1и пластины 7. Пластина 7 связана через пружину 8 с крестом 1 таким образом, что пластина 7, в слу чае появления зазора между фиксирующ сектором 5 и межпучевой поверхность креста 1 под действием пружины 8 поворачивается относительно креста 1 д касания фиксирующего сектора 5. Так путем взаимного разворота пла тины 7 и креста 1 до касания ими фик сирующей поверхности сектора 5, осуществляется безлюфтовая фиксация креста 1 в момент стояния (фиг.4). Перед входом цевки 4 в паз креста (фиг.2) дластина 7 контактирует со скошенной поверхностью 12 на фиксирующем секторе 5, полностью выбирая зазор между штифтом 10 и отверстиемl В результате этого крест 1, потеряв на некоторое время упругую связь с пластиной 7,не изменяе Т своего пол жения в момент расфиксации, что обес ,печивает заход цевки 4 в паз креста по касательной, то есть безударно. После входа цевки 4 в паз креста 1 происходит поворот креста 1 на опр деленный угол. После переключения цевка 4 выходит из паза креста 1. Ведущий кривошип 3, продолжая вращение, давит скошенной поверхностью 12 на пластину 7. Пластина 7 , по мере вращения кривошипа 3, . выходит из контакта со скошенной поверхностью 12 и вступает в контакт с фиксирующей поверхностью сектора 5. При этом, между пластиной 7 и крестом 1 через пружину 8, возникает упругая связь, которая заставляет крест 1 и пластину 7 осуществить взаимный поворот до касания ими фиксирующей поверхности сектора 5 в точках 13 и 14 (фиг. 4). Таким образом, осуществляется безлюфтовая фиксация креста 1 относительно фиксирующей поверхности сектора 5 кривошипа 3. При изменении направления врс1щения кривошипа 3, т.е. при реверсе, механизм работает аналогично. Таким образом, описываемая конструкция механизма обеспечивает безлюфтовую фиксацию мальтийского креста в момент стояния и является более надежной ввиду уменьшения количества упругих элементов и снижения уровня ударных нагрузок в момент входа цевки в паз креста. Формула изобретения Ма/1ьтийский механизм, содержащий мальтийский крест, жестко связанный с валом, ведущий кривошип с цевкой и фиксирующим сектором, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и обеспечения возможности работы в реверсивном режиме с обеспечением люфтовыбирания в момент стояния, механизм снабжен упругим элементом и пластиной, имеющей аналогичную с мальтийским крестом конфигурацию, подвижно установленной на валу последнего и соединенней с крестом посредством упругого элемента, причем фиксирующий сектор скошен на концах плоскостью, параллельной плоскости, проходящей через ось вращения кривошипа и ось цевки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 263345,.кл. F 16 Н 27/06, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР 751199, кл. G 03 В.1/38, 1947 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Мальтийский механизм | 1988 |
|
SU1518607A1 |
МАЛЬТИЙСКИЙ МЕХАНИЗМ | 1970 |
|
SU263345A1 |
Мальтийский механизм | 1983 |
|
SU1126745A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЬВЕРНАЯ ГОЛОВКА | 1990 |
|
RU2035268C1 |
МЕХАНИЗМ ПРЕРЫВИСТОГО ДВИЖЕНИЯ | 1972 |
|
SU326393A1 |
Двересъемное устройство | 1987 |
|
SU1472478A1 |
Устройство для передачи прерывистого движения | 1988 |
|
SU1631217A1 |
Устройство подъема головок для резки плоского стекла | 1991 |
|
SU1825752A1 |
Мальтийский механизм | 1979 |
|
SU815370A1 |
Мальтийский механизм | 1987 |
|
SU1420287A1 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1979-01-10—Подача