1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электроснабжения транспортных средств, работающих в комплекте с полупроводниковыми регуляторами на- 5 пряжения.
Известны системь электроснабжения транспортных средств, содержащие генераторную установку, состоящую из генератора, выпрямителя и регулятора, аккумуляторную батарею, подключенную к выпрямителю, и блок индикации о работе генератора .
Недостатком этого устройства явля- 15 ется низкая надежность и точность, связанные с применением электромагнитного реле в качестве чувствительного элемента. .
.Известна другая система электросна- 0 бжения, в которой блок индикации подключен к регулятору напряжения pj
Недостатком этой системы также является низкая надежность, вызванная тем, что при выходе из строя силового транзистора регулятора, контрольная рама блока индикации не показывает наличие неисправности, так как транзисторы индикаторного устройства оказываются запертыми.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является система электроснабжения транспортного средства, содержащая синхронный генератор, якорная обмотка которого через выпрямитель подключена к нагрузке,полупроводниковый регулятор напряжения,выход которого соединен с обмоткой возбуждения генератора, и блок для индикации о работе генератора, выполненный в виде двухкаскадного усилителя постоянного тока, подключенного по цепи питания к выходу энергосистемы, причем в цепь:эмиттер-коллектор выходного транзистора усилителя включен сигнальный элемент 3 .
Недостатком этой энергосистема также является низкая надежность.
Цель изобретения - повышение надежности .
Поставленная цель достигается тем, что в блок индикации дополнительно введены два диода и два конденсатора, при этом анод одного и катод другого диодов объединены, их точка соединения через один из конденсаторов подключена к выходу регулятора напряжения, свободный вывод катода одного диода соединен с общим плюсом энергосистемы, а свободный вывод анода другого - с входом первого транзистора блока индикации и с одним из выводов другого конденсатора,второй вывод транзистора блока индикации. Кроме того с целью снижения стоимости, выход первого транзистора усилителя блока индикации подключен к конденсатору через дополнительный диод.
На чертеже П15иведена принципиаль.ная схема системы электроснабжения транспортного устройства.
Система электроснабжения состоит из регулятора напряжения, измерительный орган 1 которого выполнен на стабилитроне 2, подключенном к делителю напряжения на резисторах 3 и 4. Выход измерительного органа 1 соединен с входом усилителя 5, выполненного на транзисторах 6 и 7 и резисторах 8 и 9 К выходу усилителя 5 подключен шунтирующий диод 10. Выходной транзистор соединяется с блоком 11 индикации. Двухкаскадный усилитель блока 11 индикации содержит транзисторы 12 и 13. Вход первого транзистора 12 подключен к выпрямителю на диодах 14 и 15,а коллектор этого транзистора - к диоду 16. Общая точка диодов 14 и 15 через конденсатор 17 и ограничивающий резистор 18.подключена к коллектору транзистора 7 регулятора напряжения. База транзистора 12 соединена с .конденсатором 19 и резистором 20. Второй вывод конденсатора 19 через резистор 21 подключен к общей шине минуса энергосистемы. Нагрузкой транзистора 13 является сигнальная лампа 22. Обмотка 23 возбуждения расположена на роторе генератора 24. Выход якорных обмоток генератора через выключатель 25 подключён к .регулятору напряжения и блоку индикации.
Система энергоснабжения работает следующим образом.
После включения питания выключателем 25, когда ротор генератора 24 еще не вращается, напряжение, поступаюгдее с делителя на резисторах 3, 4 ,к стабилитрону 2, меньше напряжения стабилизации стабилитрона и последний закрыт. Следовательно, напряжение на входе усилителя 5 постоянного тока отсутствует, транзистор б закрыт, а транзистор 7 открыт током в его базу через резистор 9. Обмотка 23 возбуждения генератора 24 через открытый транзистор 7 подключена к положительному полюсу источника питания - аккумулятору, и через нее начинает протекать ток. Транзистор 12 блока 11 индикации при этом закрыт, а транзистор 13 открыт током в его базу через резистор 21 и диод 16. Коллекторный ток транзистора 13 протекает через контрольную лампу 22, которая горит.
Вследствие протекания тока через обмотку 23 возбуждения генератора 24
782040
напряжение, развиваемое генератором, увеличивается по мере увеличения частоты вращения ротора. Когда напряжение, развиваемое генератором, достигает заданной величины,, стабилитрон 2 открывается и на вход усилителя 5 постоянного тока начинает поступать напряжение. Вследствие этого транзистор 6 усилителя 5 постоянного тока открывается, а транзистор 7 закрывается, отключая обмотку 23 возбуждения генератора 24 от источника питания. Ток в обмотке 23 возбуждения начинает убывать, протекая теперь через диод 10. Напряжение, развиваемое генератором, начинает уменьшаться и уменьшается до тех пор, пока стабилитрон 2 и транзистор б не закроются, а транзистор 7 не откроется, снова подключа обмотку 23 возбуждения генератора 24 к источнику питания - аккумулятору Е.
При изменении частоты вращения вала генератора или при изменении его нгруеки изменяются частота и скважност переключения транзисторов 6, 7.усилителя 5 постоянного тока, тем самым изменяя среднее значение тока, протекающего через обмотку возбуждения генератора таким образом, что напряжение, развиваемое генератором, остаетс постоянным.
Следовательно, на выходе усилителя
5или, что то же самое, на обмотке возбуждения 23 генератора 24, в течение всего времени нормальной работы систе иы, когда напряжение в бортовой электросети автомобиля соответствует заданному, имеется переменное импульсное напряжение, которое через ограничивающий резистор 18 и конденсатор 17 поступает к выпрямителю на диодах 14
и 15 и конденсаторе 19, выпрямляется и в отрицательной полярности поступае к базе трйнзиСтора 12 блока индикации Вследствие этого транзистор 12 открывается, а транзистор 13 закрывается. Ток через контрольную лампу 22 прекращается и Лампа гаснет, сигнализируя
06исправной работ ё сйстемы. - В случае любой неисправности, в системе, например пробое, транзистора 7, обрыве в его цепи, слишком большой нагрузке и т. п., когда напряжение в бортовой электросети автомобиля не соответствует заданному, переменного импульсного напряжения на выходе усилителя 5 постоянного тока нет и контрольная лампа горит, сигнализируя о неисправности в системе.
Резисторы 8 и 20 обеспечивают, надежное запирание транзисторов 6 и 12. . Резистор 18 служит для ограничения 60 тока через транзистор 7 и диод 14.
Диод 16 ус1:раняет изменение полярности напряжения на конденсаторе 19 при отпирании транзистора 12, что позволяет применять дешевый неполяр65 ный электролитический конденсатор.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система для электроснабжения транспортного средства | 1978 |
|
SU782122A1 |
Система электроснабжения для автомобиля | 1979 |
|
SU873371A1 |
Тиристорный регулятор напряжения генератора | 1980 |
|
SU983967A1 |
Автономная система энергоснабжения | 1989 |
|
SU1644357A1 |
Регулятор напряжения для генератора переменного тока | 1983 |
|
SU1109850A1 |
Автономная система энергоснабжения | 1981 |
|
SU1007176A1 |
Автономная система энергоснабжения | 1981 |
|
SU993431A1 |
Регулятор напряжения автомобильного генератора переменного тока | 1974 |
|
SU524301A1 |
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА С ПРЕЦИЗИОННОЙ СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2312453C1 |
Регулятор напряжения генераторного источника питания | 1988 |
|
SU1663741A1 |
Авторы
Даты
1980-11-23—Публикация
1978-12-27—Подача