1
Изобретение относится к промышленному транспорту, а именно к пневмотранспортным установкам и может быть использовано в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
Известны пневматические транспортные системы, содержащие приемно-отправочные станции, которые соединены между собой стальным трубопроводом. По внутренней поверхности трубопровода могут катиться или скользить грузовые контейнеры (патроны пневмопочты) за счет перепада давления создаваемого на торцах контейнеров воздуходувными агрегатами, установленными по длине трубопровода или на его концах I .
Основным недостатком этих транспортных систем является значительный коэффициент трения, имеющий место между трубопроводом и контейнерами и препятствующий увеличению их скорости движения.
Отмеченный недостаток устраняется в системах трубопроводного транспорта с контейнерами (подвижным составом), опирающимися на лед, так как скольжение контейнера по очень тонкому слою талой воды, служащей смазкой, резко снижает коэффициент трения. В этих
системах для создания опор из льда контейнер либо оборудуется холодильной установкой с запасом воды, либо под контейнером укрепляются крупные блоки льда с заменой их на промежуточных станциях. Каждому из этих технических решений присущи свои недостатки, оборудование контейнера холодильной установкой с запасом воды
fO приводит к значительному увеличению обцего веса контейнера и к уменьшению веса перевозимого груза, крепление крупных блоков льда под контейнером связано с уменьшением его по15лезного объема.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности решением является пневмотранспортная установка, содержащая трубопровод, в нижней час20ти которого по всей его длине выполнен ледовый путь для перемещения по нему контейнеров 2.
Однако это техническое решение транспортной системы обладает значи25тельной металлоемкостью и большой стоимостью доставки материалов к месту строительства системы, особенно, в районы Крайнего Севера и вечной мерзлоты, в которых нет ни шоссейных,
30 ни железных дорог. Цель изобретения - снижение затрат на изготовление и эксплуатацию установки в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты. Достигается это тем, что в нижней части трубопровод выполнен из армированного льда с пазом для скольжения по нему контейнеров и теплоизолирован от окружсоощей среды. На фиг. 1 изображена предлагаемая установка, продольный разрез;на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Трубопровод 1 выполнен из льда, полуколыдевой свод которого армиро9аи набором 2. Расположен трубопровод частично в вечной мерзлоты 3, а сверху закрыт теплоизолирующей оболочкой 4, выполненной в частности, из мха, опилок, стружек, лисf ев. Внутри трубопровода образован паз 5 для движения в нем лыжи 6 грузовог контейнера 7, который делит объем трубопровода на две полости: полость 8 пониженного давления перед контейнером и полость 9 повышенного давления за контейнером. Работает система следующим образом. За счет перепада давления между полостями 9 и 8 контейнер 7 скользит на лыже б вдоль паза 5 трубопровода 1. Для создания перепада давления на торцах контейнера в трубопроводе 1 подается холодный воЗдух, поддержива 1ФЩИЙ внутри трубопровода все время температуру ниже нуля как за контейнером, ТаК и перед ним за счет проте кания незначительной части воздуха через зазор мелщу контейнером и внут ренней поверхностью трубопровода. Снаружи нижняя часть трубопровода н ходится в грунте вечной мерзлоты 3, верхняя теплоизолирована оболочкой которая может быть выполнена из опи лок, мха, листьев, стружек и т.д. Жесткость трубопровода 1 обеспечена полукольцевым сводом с набором 2. Н
At
Л
ращивая в зимний период толщину стенок трубопровода 1, транспортную систему можно превратить в пневматический ледяной туннель для движения в нем грузовых контейнеров и пассачсирских вагонов. В связи с тем, что в предлагаемой транспортной системе для создания трубопровода использованы в основном вода и снег, превращенные непосредственно на месте Строительства в лед при отрицательной температуре, которая в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты держится в течение 10-11 месяцев в году, может быть сэкономлено сотни тонн дорогостоящих металлических и пластмассовых труб и отпадает необходимость в их перевозках, особеЕШо по бездорожью Крайнего Севера и районов вечной мерзлоты Предлагаемая система дополнит Северный морской путь, связав порты с отдаленными населенными пунктами, расположенными на сотни километров друг от другапо побережью Ледовитого океана. Формула изобретения Пневмотранспортная установка, содержащая трубопровод,в нижней части которого выполнен ледовый путь для перемещения по нему контейнеров, о тличающаяся тем, что, с целью снижения затрат на ее изготовл ние и эксплуатацию в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты, трубопровод выполнен из армированного льда с пазом в нижней части для скольжения по нему контейнеров и теплоизолирован от окружающей среды. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Александрова A.M. Новая профессия трубопровода. Журнал Промышленный транспорт, № 3, 1972, с. 11-15. 2.Журнал Железнодорожный транспорт, № 1, 1972, с. 95 (прототип).
Авторы
Даты
1980-11-30—Публикация
1977-03-01—Подача