Изобретение относится к нетрадиционным транспортным устройствам для перевозки людей и коммерческих грузов на внутренних водных путях в зимнее время и может быть использовано для осуществления перевозок по Северному ледовому пути.
Эффективное использование речного водного транспорта в условиях Сибири и Европейского Севера России сильно снижается из-за крайне ограниченной продолжительности навигационного периода, который составляет всего 142-172 дня. Это значит, что на период большей части года перевозки водным путем прекращены вообще, а портовое оборудование, как и плавсредства, не используются.
Известные способы проводки судов во льдах рек с помощью ледоколов обладают рядом весьма существенных недостатков: во-первых, эти способы чрезвычайно энергоемки - для взлома льда и прокладки трассы требуются большие затраты энергии; во-вторых, для проводки судов во льдах толщиной 100-120 см и более требуются мощные ледоколы, которые не везде могут пройти из-за наличия на реках мелководных участков.
Кроме того, не используются в этот период и так называемые "зимники" - зимние не имеющие твердого покрытия автодороги, которые в условиях легко ранимого покрова тундры, являются более надежными дорогами для доставки грузов от причалов до места назначения именно в зимнее время, поскольку большинство портов и причалов в условиях Сибири и Европейского Севера России пока еще не имеют современных дорог, отвечающих требованиям технических условий по сооружению земляного полотна, дорожной одежды, искусственных сооружений и дорожных устройств.
В последний, послеперестроечный период, когда в результате острого дефицита горючего и денежных средств существовавший ранее в условиях плановой экономики конвейер доставки грузов летом водным транспортном в период навигации на базы у пристаней и причалов с последующей их доставкой к местам назначения по зимникам в зимний период оказался разрушенным, обеспечение жизненных условий людей и производства в условиях Крайнего Севера приобрело критическое, а в ряде случаев катастрофическое состояние. Изыскание экономически рационального устройства для преодоления сложившихся в стране трудностей в обеспечении зимних перевозок людей и грузов в районах Крайнего Севера стало неотложной необходимостью.
Из литературы и воспоминаний старых людей известно, что в дореволюционное время по рекам Сибири между крупными городами, такими как Томск, Тобольск, Старокузнецк и других, на протяжении всей зимы непрекращающимся потоком и днем, и ночью курсировали санные караваны на конной тяге. Большая толщина льда рек и исключительно ровная и гладкая его поверхность являлись идеально пригодными дорогами для такого вида транспорта. Технический прогресс и социальная политика привели к практически полному исчезновению лошадей в хозяйствах и соответственно к исчезновению конных санных транспортных средств.
Целью настоящего изобретения является создание транспортных средств для перевозки коммерческих грузов и людей по льду рек и зимникам, заменяющих сани на конной тяге.
Известны и другие, уже современные, устройства, способные осуществлять перевозки пассажиров и грузы по льду рек, - это аэросани и суда на воздушной подушке [1] . Недостатком таких устройств является очень высокая стоимость перевозок на этих устройствах, обусловленная большим расходом горючего и его дефицитом.
Наиболее близким к заявленному устройству для обеспечения перевозок по льду является буер - транспортное устройство, использующее в качестве движущей силы энергию ветра [5].
Буер состоит из платформы (чаще треугольной формы), установленной на трех металлических коньках или лыжах, мачты и парусов. Главное и единственное назначение буера в настоящее время - это устройство для увлекательного вида спорта, обеспечивающее скоростное движение по льду с использованием ветра [2].
Недостатком указанного устройства является его неприспособленность к обеспечению перевозок коммерческих грузов и пассажиров. Указанный недостаток преодоляется тем, что в качестве платформы буера использован самолет, технический ресурс которого исчерпан.
Требования обеспечения безопасности полетов обуславливают исключительно жесткие нормы по соблюдению технического летного ресурса самолета. Во исполнение последнего по истечении определенного летнего времени практически исправные самолеты с находящимися в рабочем состоянии двигателями, исправным фюзеляжем, всем навигационным и прочим оборудованием подлежат описанию. При этом демонтированные с самолетов авиационные двигатели еще находят вторую жизнь в народном хозяйстве в качестве приводов передвижных и стационарных электростанций и в других местах, а корпусы самолетов, как правило, используются на металл. Известны, правда, отдельные случаи использования фюзеляжей отдельных видов самолетов, например, в качестве кинотеатров.
В предлагаемом устройстве самолет оборудован парусами, дистанционно управляемыми изнутри, и установлен на лыжи. Для улучшения условий маневрирования часть крыльев, расположенная за пределами двигателей, демонтирована. Движение буера по поверхности льда рек и зимников осуществляется благодаря использованию энергии ветра, воспринимаемой парусами. Торможение и маневрирование при причаливании, в случае необходимости, осуществляются путем использования тяги двигателей самолета.
На фиг.1 изображен буер в трех проекциях: А - вид сверху, Б - вид сбоку, В - вид спереди.
В качестве платформы буера использован самолет Як-40 [4], технический летный ресурс которого исчерпан. На укороченных крыльях самолета 1 установлены два паруса 2, в качестве которых использованы отсеченные части крыльев самолета. Паруса закреплены на поворотных устройствах 3, позволяющих менять ориентацию парусов относительно направления ветра путем поворота вокруг оси Х. При ураганном ветре и на стоянке паруса складываются и занимают горизонтальное положение путем поворота вокруг оси 5, расположенной в основании парусов, электромотором 6 с редуктором.
На фиг.2 изображен буер со сложенными парусами: А - вид сверху, В - вид сбоку, В - вид спереди. Управление парусами - дистанционное. Поворот вокруг оси Х осуществляется электромотором 4 с редуктором, 7 - двигатели буера, 8 - передняя лыжа, 9 - задняя.
Для обеспечения высокой эффективности и надежности использования буера как транспортного средства при необходимости должно быть предусмотрено проведение работ по техническому содержанию ледяного пути - его выравнивание и ремонт поверхности скольжения.
На сохранность буера как транспортного устройства и сохранность его ледяной дороги положительное значение имеют кратковременность воздействия и низкое давление на лед вследствие экранирующего эффекта от оставшихся частей плоскостей крыльев и хвостового оперения.
Использование предложенного устройства позволяет получить транспортное средство, способное примерно в два раза увеличить сроки навигации на реках Сибири и Европейского Севера России с использованием при этом вместо топлива энергии ветра.
Источники информации
1. Большая Советская Энциклопедия, т.3.
2. То же, т.6.
3. Жданов В. Удивительные паруса. - Журнал "Наука и жизнь".
4. Яковлев. Советские самолеты. - М., 1979.
5. Патент РФ 2007322 С1, МПК В 62 15/00.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОНОМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТОПЛЕНИЯ ЖИЛОГО ИЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЗДАНИЯ | 1999 |
|
RU2158849C2 |
СПОСОБ БОРЬБЫ С НАВОДНЕНИЕМ | 2002 |
|
RU2225915C2 |
ЛЕГКИЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ | 1992 |
|
RU2111150C1 |
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ КОНСТРУКЦИИ В.В. СОЛОВЬЕВА | 2008 |
|
RU2397099C2 |
Способ переустройства многоэтажного крупнопанельного дома | 2002 |
|
RU2224860C2 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ГРУЗОВ ПО АКВАТОРИЯМ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД | 1996 |
|
RU2122060C1 |
БОЛЬШЕГРУЗНОЕ МНОГОЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2630039C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГРУЗОВ С ПОМОЩЬЮ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ | 2021 |
|
RU2775765C1 |
АМФИБИЙНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ АППАРАТ | 1999 |
|
RU2174080C2 |
ВСЕСЕЗОННОЕ ПОДВОДНОЕ СУДНО "РЕКА-МОРЕ" | 2013 |
|
RU2529047C1 |
Изобретение относится к транспорту и касается создания буеров. Буер содержит платформу, установленную на трех лыжах, и один или несколько парусов. В качестве платформы применен самолет, технический ресурс которого исчерпан. В качестве упомянутых парусов использованы отсеченные части крыльев этого самолета. Технический результат реализации изобретения заключается в снижении стоимости перевозок и в расширении периода навигации. 2 ил.
Буер, содержащий платформу, установленную на трех лыжах, и один или несколько парусов, отличающийся тем, что в качестве платформы применен самолет, технический ресурс которого исчерпан, а в качестве упомянутых парусов использованы отсеченные части крыльев этого самолета.
БУЕР | 1991 |
|
RU2007322C1 |
Буер | 1988 |
|
SU1699846A2 |
US 5562061 А, 08.10.1996. |
Авторы
Даты
2003-04-20—Публикация
2000-12-28—Подача