(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к устройствам для дистанционного управления многоступенчатой передачей. Известно устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства, содержащее корпус, нормально разомкнутые электрические контакты по числу электромагнитов блока управления переключением ступеней передачи, рычаг управления, установленный с возможностью поворота на оси, закрепленной на корпусе, связанный с рычагом управления, программоноситель, установленный с возможностью взаимодействия электрическими контактами и устройство фиксации рычага уП равления в рабочих положениях 1 . Недостатками известного устройства являются недостаточная надежность и безопасность в эксплуатации, обусловленные низкой надежностью открытых контактов. Если отказ происходит во время движения транспортного средства, то он может вызвать нежелательные последствия; вплоть до аварии, так как при размыкании электрических цепей управления происходят самопроизвольные переключения ступеней передачи. Недостатком является также трудоемкость изготовления данного устройства, обусловленная высокими требованиями к качеству контактных поверхностей, точностью их взаимного расположения и т.д. Цель изобретения - повышение надежности и безопасности устройства в эксплуатации. Для достижения цели электрические контакты выполнены в виде герметических магнитоуправляемых контактов, параллельно установленных в корпусе в плоскости, перпендикулярной оси поворота рычага управления, при этом постоянные магниты упомянутых контактов установлены на рычагах, размешенных в корпусе с возможностью поворота для замыкания герметических магнитоуправляемых контактов, упомянутые рычаги вьтолнены с выступами взаимодействуюшими с программоносителем, который расположен над рычагами с возможностью перемещения в плоскости, параллельной плоскости, проходящей через герметические маг нитоуправляемые контакты, кроме того поверх378ность программоносителя со стороны упомянутых рычагов вьтолнена с выступами, высота которых определяется по формуле; где а - рабочий ход постоянных i - отношение длин плеч рычагов от осей их поворота соответственно до магнитов и до выступов. На фиг, 1 изображено предлагаемое устройство управления; на фиг. 2 - вид сверху фиг.1 на фиг. 3 - вид справа фиг. 1; на фиг. 4 - разрез А-А фиг. 1; на фиг. 5 и 6 - варианты исполнения рычагов, несущих постоянные магниты; на фиг. 7 - упрощенная электросхема подключения предлагаемого устройства и бортовой электросети транспортного средства; на фиг. 8 - первый вариант программоносителя; на фиг. 9 - второй вариант программоносителя Устройство управления состоит из корпуса 1 крышки 2, герметических магнитоуправляемых контактов 3 - 7, рычага управления 8 и программоносителя 9. Рычаг 8 щарнирно закреплен на поворотной ступице 10, посаженной на не- . подвижной оси 1Г. Ступица 10 жестко связана с вильчатым рычагом 12, на котором закреплена возвратная пружина 13 рычага шравления 8 герметические магнитоуправляемые контакты 3-7 размещены в пространстве между направляющими 14 и 15 корпуса 1. В направляющих подвижно установлен программоноситель 9, вьтолненный в виде пластины с выступами ш. нижней плоскости и шипом 16 т верхней. На боковой стенке 17 корпуса 1 имеются прорези (фиг. 2) для фиксации рычага 8 в рабочих положе1шях Н, I, П, А, 111X1, (что соответствует включению в передачи нейтрали I, II ступеней, автоматического режима, заднего хода I и II), форма прорезей и расположение видны на .фиг. 3. Между контактами 4-6, и программоносителем 9 на оси 18 установлены поворотные рычаги 19-23 несущие по стоянные магниты. Корпус 1 может, например, крепиться к рулевой колонке 24 транспортного средства с помощью хомута 25. Продолыаые оси симметрии рычагов 19-23 лежат в одних плоскостях с расположенными под ними контактами 3-7. Подробнее их устройство показано (на фиг. 4) на примере рычага 21. На свободных концах рычагов 19-23 закреплены постоянные магниты 26, магнитные оси которых ориентированы вдоль оси герконов 3-7. В средней части рычагов 19-23 имеются выступы 27, взаимодействующие с впадинами и выступами программоносителя 9. Под рычагами установлены возвратные пружины 28. Вьшодные концы герконов закреплены в изолированных от корпуса клеммах 29, которые, в свою очередь, подключены к бортовой электрической сети транспортного средства (фиг. 8). Рычаги могут быть выполнены в виде единой детали 30, штампованной из пружинной листовой стали (фиг. 5). Выступы на рычагах могут при зтом выполняться в виде заклепки 31, либо получаться штамповкой (фиг. 6). Программоноситель 9, (фиг. 8) имеет рельефную поверхность с пятью профильными дорожками. Число выступов на каждой дорожке определяется числом включений соответствующего контакта по таблице включений. Справа указаны номера контактов соответствующие фиг. I. Один вьюодной конец каждого контакта подключен к обмотке одного из электромагнитов 32-36, управления многоступенчатой передачей, а другой, через предохранитель 37, к бортовому источнику электропитания 38 транспортного средства. Программоноситель может также быть жестко закреплен на ступице 10. Тогда профильные дорожки расположены на дугах окружностей, радиусы которых соответствуют расстояниям от контактов до оси вращения программоноонтеля (фиг. 9). Включение нужной ступени в устройстве для управления многоступенчатой передачей с 4-мя ступенями переднего и двумя заднего хода осуществляется с помощью электромагнитов 32-36. Комбинации включения электромагнитов, соответствующие каждой ступени, даны в таблице.
А П
3X1
3X2
+ + 57 Включение электромагнитов осуществляется подачей на их обмотки напряжения от бортовой сети 38 через герконы 3-7. Для замыка шя герконов к ним прикладьшается магнитное поле определенной напряженности, создаваемое постоянными магнитами 26. С этой целью рыча ги 19-23 поворачиваются по часовой стрелке (фиг. 4) до положения, показанного пунктиром Поворот рычагов происходит под действием программоносителя 9, выступы профильных дорожек которого набегают на выступы 27 рычагов. Профиль дорожек обеспечивает включение герконов по таблице. Для включения нужной ступени многоступен чатой передачи рычаг управления 8 устанавливают в соответствующее ей положение. Опловре менно с рычагом управления перемещается программоноситель 9. Это приводит к срабатьшанию герконов под действием постоянных мапштов, и к электромагнитам 23-36 подается напряжение (по таблице). Рычаг 8 фиксируется в рабочих положениях посредством прорезей в боковой стенке 17, в которых он удеретшает ся пружиной 13. При этом в положении А электромагнитом 36 приводится в действие автоматическое устройство (не показано), которое включает II, 1И или IV ступени в зависимости от условий работы. Для размьп ащ1я геркона программоноситель 9 устанавливают впадиной напротив выступа 27. При этом npyof-asHa 28 отводит рычаг с постоянным магнитом от геркона, что приводит к размыкаю1ю последнег Аналогично работает устройство и в вариантах 5, б, 9, отличающихся от описанного выше лишь конструктивным исполнением рычагов и их выступов, а также программоносителя. Изображе}шое на чертежах устройство представлено схематически, в упрощенном виде и в реальном исполнении может дополнительно иметь ряд известных элементов. Так, возможно применение различных приспособлешн для предотвращения сл чайного включения заднего .хода, указателя положения рычага и др. Корпус 1 может быть приспособлен для установки на панели приборов, боковой стенке или на полу кабины транспортного средства. Наконец, очевидно, что профиль программоносителя и число позиции рычага 8 зависят от конструкции каждой передачи. Преимуществом устройства является высокая надежность и долговечность, обусловленная эксплуатационными качествами герконов. Техни ческий ресурс герконов достигает 10-10 срабатываний и выще, тогда как требуемый ресурс для единичного контакта в устройствах дистанционного управления передачами не превыщает 10. Таким образом, в да}шом устройстве разрещена проблема обеспечеш{я надежной коммутации и устранения опасных отказов, что имеет наибольшее значение для тяжелых и специальных транспортных средств зксплуатируемых в сложных климатических условиях и вдали от базы обслуживания. Отсутствие износа контактов и их высокая надежность исключает потребность в техническом обслуживании устройства управления, что упрощает эксплуатацию транспортного средства. Формула изобретения 1.Устройство для дистанционного управления многоступенчатой передачей транспортного средства, содержащее корпус, нормально разомкнутые электрические контакты по числу электромагнитов блока управлешш переключением ст пеней многоступенчатой передачи, рычаг управления, установле1шый с возможностью поворота на оси, закрепленной на корпусе, связанной с рычагом управления программоноситель, установленный с возможностью взаимодействия с электрическими контактами, и устройство фиксашш рычага управления в рабочих положениях, отличающееся тем, что, с целью повыщеш1я надежности и безопасности g. эксплуатаили, электрические контакты вьтолнены в виде герметических магнитоуправляемых контактов, параллельно установленных в корпусе в плоскости, перпендикулярной оси поворота рычага ут1равле1шя, при этом постоянные магниты упомянутых контактов установлены на рычагах, размешенных в корпусе с возможностью поворота для замыкания герметических магнитоуправляемых контактов, зтюмянутые рычаги выполнены с выступами, взаимодействующими с програ.ммоносителем, который расположен над рычагами с возможностью перемещения в плоскости, параллельной плоскости, проходящей через герметические магнитоуправляемые контакты. 2.Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что поверхность программоносителя со стороны упомянутых рычагов выполнена с выступами, высота которых определяется по формуле: ..f. где а - рабочий ход постоянных магнитов, i - отнощение длин плеч рычагов от осей их поворота соответственно до магнитов и до выступов на рычага.ч. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3613480, кл. 74-753, 1971.
/7/777/
Y/f/f 7/7777/ /7/7/ A77/77jY//7/777/Z//A////////7/A
Pui.
t. 16
/ Hf
А(а,ш,п)
18
28 Z9 Фиг Л
23
;,r . M--r
. ,
Авторы
Даты
1980-12-15—Публикация
1979-02-05—Подача