УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60Q1/42 

Описание патента на изобретение RU2021924C1

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам управления световой сигнализации.

Известен указатель поворота транспортного средства, содержащий переключатель, состоящий из рычага, из одних магнитоуправляемых контактов и расположенного на рычаге в зоне их чувствительности постоянного магнита, прерыватель и датчик положения рулевого колеса, состоящий из других магнитоуправляемых контактов и постоянного магнита, и сигнальные фонари.

Однако указатель поворота имеет достаточно сложную конструкцию и, следовательно, не очень надежен.

Цель изобретения - повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что указатель поворота транспортного средства, содержащий переключатель, состоящий из рычага, из одних магнитоуправляемых контактов, и расположенного на рычаге в зоне их чувствительности постоянного магнита, прерыватель и датчик положения рулевого колеса, состоящий из других магнитоуправляемых контактов и постоянного магнита, и сигнальные фонари, снабжен реле задержки и вспомогательными реле, а датчик положения рулевого колеса снабжен экраном, выполненным в виде сектора из магнитомягкого материала, закрепленного на рулевой колонке в плоскости, перпендикулярной ее оси между расположенными параллельно друг другу и оси сектора другими постоянным магнитом и магнитоуправляемыми контактами. Переключатель снабжен подковообразным электромагнитом и якорем из магнитомягкого материала, установленным на рычаге с зазором относительно торцов электромагнита. Прерыватель соединен с сигнальными фонарями через контакты вспомогательных реле, обмотки которых соединены одними выводами между собой, а другими - подключены к одним из выводов одних магнитоуправляемых контактов и к обмотке электромагнита. Другие магнитоуправляемые контакты соединены с другими выводами первых магнитоуправляемых контактов через реле задержки.

На фиг.1 представлена электрическая схема устройства; на фиг.2 - устройство, общий вид; на фиг.3 - датчик положения рулевого колеса.

Переключатель состоит из рукоятки 1, насаженной на рычаг 2, выполненный в виде трубки, изготовленной из диамагнитного материала. Внутри рычага 2 установлен постоянный магнит 3 цилиндрической формы. Перемещение рычага 2 вокруг оси 4 ограничивается перемещением якоря 5, из магнитомягкого материала, насаженного на рычаг 2 с заданными зазорами 6 и 7, относительно полюсов электромагнита 8. Рычаг 2 удерживается в нейтральном положении пружинами 9. В крайних точках перемещения рычага 2, на равном удалении от оси 4 постоянного магнита 3 монтируются два двухконтактных геркона 10 и 11.

Датчик положения рулевого колеса состоит из опорной втулки 12, в которой прикреплен плоскостью, параллельной торцам этой втулки и перпендикулярной к оси колонки 13, экран 14, выполненный в виде сектора из магнитомягкого материала. При повороте рулевой колонки 13 экран 14 свободно перемещается между трехконтактным герконом 15 и постоянным магнитом 16. Оси геркона 15 и постоянного магнита 16 параллельны между собой и перпендикулярны оси рулевой колонки 13. Опорная втулка 12 крепится на рулевой колонке 13 с помощью винтов 17.

Электрическая схема предлагаемого технического решения обеспечивает как взаимосвязь всех элементов, так и работоспособность устройства. Питание подается от источника 18 электрооборудования автомобиля на подвижный контакт геркона 15, а также замыкающие контакты 19 реле 20 задержки и на вход реле прерывателя 21, имеющегося в табельном электрооборудовании автомобиля. В схему реле 20 задержки включены резистор и емкость для задержки включения этого реле. Замыкающий контакт геркона 15 соединяется с нормально замыкающим контактом 19 реле 20 задержки и герконы 10 и 11, другие контакты которых соединяются через встречно включенные диоды 22 и 23 между собой и обмоткой 24, питающей электромагнит 8, и с обмотками 25 и 26 вспомогательных реле с контактами 25.1, 25.2 и 26.1, 26.2.

Устройство содержит резистор 27, конденсатор 28.

Реле-прерыватель 21, представляющее из себя теплоэлектромагнитный прибор, работающий в импульсном режиме, является штатным оборудованием любого транспортного средства (автомобиля, троллейбуса, трактора и т.п.). Он электрически связан с применяемыми электромеханическими переключателями сигнализации поворота. Те же функции выполняются им в предлагаемом устройстве.

Реле-прерыватель 21 состоит из корпуса 29, в котором на электроизолирующем основании (не показано) смонтирован сердечник 30 с якорями 31 и 32, на верхних концах которых смонтированы контакты 33 и 34. На сердечнике 30 навита обмотка 35. Эта обмотка одним из своих концов соединена с контактом, входящим в контактную группу якоря 31, а второй конец соединяется с внешними цепями аварийной сигнализации через выключатель 36 и сигнализацией поворота через контакты реле 25 или 26. Якорь 31 оттягивается струной 37 из нихромовой проволоки, через которую и последовательно соединенный с ней резистор 38 шунтируется контакт 34. Через контакт 33 подается питание (при их замыкании) на контрольную лампу, находящуюся на доске приборов водителя.

Устройство может быть использовано на любом виде и типе транспорта (автомобиль любого типа, трактор, троллейбус и т.п.). В отличие от ныне применяемых переключателей, конструктивно связанных с рулевой колонкой, предлагаемый переключатель может быть установлен в любом самом удобном для эксплуатации месте.

При подаче питания от плюса источника 18 напряжение будет поступать на геркон 15, на контакт 19 реле 20 и реле-прерыватель 21. Поскольку при прямолинейном движении транспортного средства экран 14 датчика положения рулевого колеса будет находиться в промежутке между герконами 15 и магнитом 16, то он будет экранировать магнитный поток от воздействия последнего на геркон 15, а потому его подвижный контакт будет соединен с нормально замкнутым контактом (фиг.3). Напряжение подается на линию задержки реле 20 и через некоторый промежуток времени оно включится, замкнутся его контакты питания герконов 10 и 11, а также контакты блокировки самого реле. Одновременно будет подано питание на контакт геркона 15. В таком состоянии схема будет находиться в режиме ожидания. Манипуляции с рулем при движении будут влиять только на положение контактов геркона 15.

Для включения переключателя нажимают на ручку 1. Рычаг 2 повернется на оси 4, и магнит 3 войдет в зону взаимодействия, например, с герконом 11. Ток пройдет через замкнутые контакты этого геркона и в точке разветвления поступит через диод 23 на обмотку 24 электромагнита 8 (дальше по этой цепи он пройти не сможет, т.к. ему преградит путь встречно включенный диод 22), и якорь 5 будет, удерживаясь у полюса электромагнит 8, сохранять положение рычага 2 переключателя. Одновременно из точки разветвления ток пойдет на реле 26 и включит его. Замкнутся его контакты, и образуется замкнутая цепь от источника питания 18 через реле-прерыватель 21, которое ранее находилось в режиме ожидания, т.к. напряжение в клеммы плюс было постоянно подано на сердечник 30 и якоря 31 и 32, а также смонтированные на них контакты 33 и 34. С якоря 31 напряжение по струне 37, по резистору 38 через контакт 34 якоря, обмотку 35 подойдет к выключателю 36 и на подвижные контакты реле 25 и 26. С включением реле 26 замкнутся его нормально разомкнутые контакты и по образовавшейся замкнутой цепи через сигнальные огни одного из бортов потечет ток. Однако сигнальные лампы этого борта будут светиться в половину накала, т. к. в рассмотренной цепочке последовательно с нитями накала сигнальных ламп будут включены струна 37 и резистор 38. Электрический ток, проходя через струну 37, начнет ее нагревать. При нагреве струна 37 вытягивается и отпускает якорь 31. Электрического тока, проходящего через обмотку 35, достаточно для создания магнитного поля, необходимого для притяжения к сердечнику якоря 31, освобожденного от натяга струны 37. Контактная пара якоря 31 замкнется и этим зашунтирует часть общей цепи: струну 37 и резистор 38, которые выпав из рассмотренной цепочки, уменьшат общее сопротивление цепи, что приведет к свечению сигнальных ламп полным накалом. Одновременно, в цепи возрастает ток, что естественно вызовет увеличение напряженности магнитного поля в сердечнике 30, которое, пересилив сопротивление пружины якоря 32, притянет его к себе, что приведет к замыканию контактов 33, якоря 32 и включению ламп информирующей водителя о работе сигнализации.

Зашунтированная цепочка: струна 37 и резистор 38 замкнутыми контактами 34 якоря 31 вызовут остывание струны 37. Она, охлаждаясь, натягивает якорь и в определенный момент разрывает контакты 34 якоря 31. Струна 37 и резистор 38, включившись в цепочку, снова уменьшают протекающий по ней электрический ток, что приведет к уменьшению накала сигнальных ламп. Одновременно ослабленный магнитный поток в сердечнике, чем будет вызвано размыкание его контактной группы, а, следовательно, и выключение сигнальной лампы в кабине водителя.

Работа реле-прерывателя 21 будет повторяться до окончания выполняемого поворота или механического возвращения ручки рычага 1 переключателя в нейтральное положение.

Следует добавить, что подобно описанной выше работе реле-прерывателя 21, оно также будет работать при замыкании выключателя 36 аварийной сигнализации. Электрический ток от выключателя 36 будет проходить одновременно через контакты реле 25 и 26, а затем на лампы сигнализации обеих бортов транспортного средства.

При повороте рулевого колеса, а, следовательно, и колонки 13 экран 14 также повернется. Геркон 15 под воздействием магнита 16 замкнет свои нормально разомкнутые контакты и этим обеспечит питание всей системы управления до возвращения рулевого колеса, а следовательно, и экрана 14 в исходное положение. К этому времени реле 20 будет обесточено.

После восстановления автомобилем прямолинейного движения подвижный контакт геркона 15 переключится на нормально замкнутый контакт, цепь питания прорвется, электромагнит 8 освободит якорь 5 и рычаг 2 под воздействием пружин 9 восстановит первоначальное положение. Геркон 11 выключится. А реле 20 через некоторое время войдет в режим ожидания. Задержка времени срабатывания реле 20 введена для того, чтобы увеличить (подстраховать) время переходного процесса в герконе 15, чем повышается надежность работы схемы в целом. Контакты реле 25 и 26 используются для цепей аварийной сигнализации на стоянке. Для этого цепь питания сигнальных огней включается с помощью выключателя 26.

Предлагаемое устройство отличается от известных простотой конструкции и надежностью работы. Оно несложно в эксплуатации и может быть отремонтировано силами обслуживающих специалистов.

Похожие патенты RU2021924C1

название год авторы номер документа
Термомагнитное реле времени 1990
  • Стругацкий Анатолий Александрович
  • Стругацкий Александр Николаевич
SU1814101A1
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 2000
  • Горшков Б.М.
  • Шлегель О.А.
  • Абрамов Г.Н.
  • Северин А.А.
  • Туищев А.И.
RU2215661C2
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Донецких В.И.
  • Бешнов Г.В.
  • Цымбал А.А.
RU2217331C2
КНОПОЧНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ 1972
SU327530A1
Указатель поворота транспортного средства 1987
  • Данов Борис Александрович
  • Корольков Александр Николаевич
SU1527037A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ О ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ РАЗВОРОТА 1996
  • Кузьмин М.Б.
  • Романихин В.Б.
RU2129496C1
Система управления пассажирским лифтом 1983
  • Азарх Владимир Моисеевич
SU1193093A1
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2022
  • Волков Степан Степанович
  • Нечаев Андрей Владимирович
  • Степанов Сергей Васильевич
  • Пузевич Николай Леонидович
  • Демихов Сергей Владимирович
  • Шевченко Сергей Александрович
  • Газзаев Вадим Владимирович
RU2794243C1
Устройство для контроля исправности ламп транспортного средства 1983
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU1132266A1
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства 1977
  • Стуканов Виктор Андреевич
  • Осокин Артур Георгиевич
SU765058A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 021 924 C1

Реферат патента 1994 года УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в электрооборудовании транспортных средств для управления световой сигнализацией. Сущность изобретения: указатель поворота транспортного средства содержит рукоятку рычага переключения указателей поворота, насаженного на ось 4 уравновешенного в среднем положении пружинами, фиксатор, герконы, реле - прерыватель, диоды и коммутационную аппаратуру. Рычаг указателя поворота выполнен в виде трубки из диамагнитного материала, в канал которой вмонтирован постоянный магнит. Снаружи рычага закреплен якорь, изготовленный из магнитомягкого материала, размещенный между торцами подковообразного электромагнита-фиксатора. Датчик положения рулевого колеса представляет собой экран, смонтированный с помощью втулки и винтов на рулевой колонке так, что его плоскость параллельна поверхности торцов самой втулки. По плоскостям экрана параллельно друг другу и перпендикулярно оси рулевой колонки размещены постоянный магнит и трехконтактный геркон. Зазоры между торцами якоря и электромагнита, а также место установки герконов определяют по углу перемещения рычага в обоих направлениях на удалении, равном удалению постоянного магнита от оси. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 021 924 C1

УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий переключатель, состоящий из рычага, одних магнитоуправляемых контактов и расположенного на рычаге в зоне их чувствительности постоянного магнита, прерыватель и датчик положения рулевого колеса, состоящий из других магнитоуправляемых контактов и постоянного магнита, и сигнальные фонари, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен реле задержки и вспомогательными реле, а датчик положения рулевого колеса снабжен экраном, выполненным в виде сектора из магнитомягкого материала, закрепляемого на рулевой колонке в плоскости, перпендикулярной к ее оси, между расположенными параллельно друг другу и оси сектора другими постоянным магнитом и магнитоуправляемыми контактами, а переключатель снабжен подковообразным электромагнитом и якорем из магнитомягкого материала, установленным на упомянутом рычаге с зазором относительно торцов электромагнита, при этом прерыватель соединен с сигнальными фонарями через контакты вспомогательных реле, обмотки которых соединены одними выводами между собой, а другими подключены к одним из выводов одних магнитоуправляемых контактов и к обмотке электромагнита, а другие магнитоуправляемые контакты соединены с другими выводами первых магнитоуправляемых контактов через реле задержки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2021924C1

Устройство для измерения электрических параметров печатных плат 1973
  • Шехтман Александр Маркович
SU527037A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 021 924 C1

Авторы

Стругацкий А.А.

Стругацкий А.Н.

Даты

1994-10-30Публикация

1990-06-28Подача