Датчик положения ротора для вентильного электродвигателя Советский патент 1980 года по МПК H02K29/00 H02K24/00 

Описание патента на изобретение SU788291A1

Указанная цель достигается тем, что в известном ллтчнке положения ротора, содержащем ротор в виде сектер . из маг нитo лгкoгo материала и зубчатый статор, на зубцах которого расположены последопательно соединенные секции чередующейся чюлярности обмотки возбуждения и двухфазная выходная обмотка, зубчатый стртор выполнен с Числом зубцов на полюс и фазу, большим единицы, двухфазкая выходная обмотка выполнена в виде встречно вхлюченных групп секций, соединенных между собой последовательно в пределах полюсного деления датчика, а сектор ротора выполнен с полюсной дугой, равной от 90 до 180 эл. град. На фиг. 1 показана конструктивная схема предлагаемого датчика; на фиг. 2 - вид выходного напряжения одной из фаз выходной обмотки в функ ции угла поворота ротора; на фиг. 3 четыре положения рютора датчика, соот ветствующие точкам П1...П4 на кривой выходного напряжения фиг. 2; на фиг. кривые выходного напряжения при разны угловых размерах сигнального сектора Устройство содержит зубчатый статор 1, обмотку 2 возбуждения, первую фазу 3 вьходной обмотки, вторую фазу 4 выходной обмотки, ротор 5 датчика, зубцы 6 - 11 статора. Секции а, в, с первой фазы выходной обмотки соединены последовательно т. е. так, что трансформаторные ЭДС, индуктированные в них, складываются. Аналогично соединены секции а , в , той же фазы. Группы секций (а,в,с) и (а, в , с) соединены между собой встречно, т. в. так, что трансформаторные ЭДС, индуктированные в них, вычитаются. Секции второй фазы выходной обмот ки соединены аналогично и расположены на зубцах статора со сдвигом 90 эл. град, по oTHomeHH.j к сек-циям первой фазы. На фиг. 1 в качестве примера показан датчик положе ния ротора, зубчатый статор которого имеет число зубцов на полюс и фазу, равное трем. Датчик положения ротора работает следующим образом. При подаче переменного напряжения на обмотку 2 возбуждения в зубчатом статоре 1 возникают магнитные потоки, которые индуктируют трансформаторные ЭДС в секциях двухфазной выходкой обмотки, амплитуда которых оп ределяется величиной магнитной прово димости для сооч-ветствуюадего магнитн го потока. В зубцах статора 1, напро тив которых находится сектор ротора 5 датчика, магнитные потоки больше, чем в остальных зубцах. Соответстве нно отличаются и трансформаторные ЭДС в секциях выходной обмотки. В по ложении П1 (фиг. 3) ротора 5 датчика напряжение первой фазы выходной обмотки максимальное (фиг. 2). повороте ротора 5 датчика на угол ( р ) выходное напряжение первой фазы выходной обмотки неизменно, так как магнитная проводимость для магнитных потоков зубцов б - 11 не изменилась. Положение ротора 5 датчика при повороте на угол ( р ) соответствует позиции П2 на фиг. 3. При дёьпьнейшем повороте ротора 5 датчика магнитная проводимость для магнитных потоков зубцов 6 и 7 изменяется, так как площадь перекрытия их сектором ротора 5 датчика уменьшается. При этом уменьшается ЭДС в секциях первой фазы выходной обмотки, расположенных на зубцах б и 7, в то время как величина ЭДС в секциях выходной обмотки, расположенных на зубцах 9, 10 и 11, остается прежней.Это приводит к уменьшению выходного напряжения в функции угла поворота ротора 5 датчика (участок П2-ПЗ на фиг. 2. Уменьшение выходного напряжения по указанной причине происходит при повороте ротора 5 датчика от положения П2 на угол 2 Р) , т. е. до положения ПЗ на фи-. 3. При дальнейшем повороте ротора 5 датчика до положения П4 на фиг. 3 наряду с уменьшением ЭДС в группе секций, расположенных на зубцах 6, 7 и 8, происходит увеличение ЭДС в группе секций, расположенных на зубцах 9, 10 и 11, включенных встречно с секциями, расположенными на зубцах 6, 7 и 8. Это вызывает увеличение крутизны выходного напряжения (участок ПЗ-П4 на фиг. 4). При повороте ротора 5 датчика на угол 90 эл. град, от положения П1 (положение П4 на фиг. 3) магнитная проводимость воздушног- зазора под зубцами 6, 7, В и 9, 10, 11 одинакова, а выходное напряжение первой фаэы датчика равно нулю. При дгшьнейшем повороте ротора 5 датчика форма выходного напряжения имеет вид, как на фиг. 2. Напряжение второй фазы 4 выходной обмотки имеет такую же форму, но сдвинуто на угол 90 эл. град, относительно выходного напряжения первой фазы 3 выходной обмотки. Участки П2-ПЗ и ПЗ-П4 (фиг. 2) с различной крутизной выходного напряжеиия получаются благодаря выполнению зубчатого статора с числом зубцов, на полюс и фазу большим единицы, выполнению двухфазной выходной обмотки а виде встречио включенных групп секций, соединенных между собой последовательно в пределах полюсного деления датчика, выполнению сектора ротора датчика с полюсной дугой, меньшей 160 эл. град. При этом следует учесть, что под полюсным делением.датчика понимается величина г-- 2., 2Р где D - димметр раотс чки статора да р - чис;ло пар полюсов (для датчика -ia (fHr. 1 р - I ) или Т « Z / 2 р в зубцовых делениях, где Z - чУ1.:ло зубцов статора датчика а участок эубцовой зоны, в пределах которого секции одной из групп двухфазной выходной обмотки соединены пос ледовательно, равен Т-Г I - , 2 Z 1 2рти где m - число фаз выходной обмотки датчика (т 2). На фиг. 4 показано, как изменяЬтся форма выходного напряжения одно из фаз выходной обмотки датчика поло жения ротора при изменении угла ft Кривая 12 соответствует - О, полюсная дуга ротора равна 180 эл.град Кривая 13 соответствует О - Ь IS полюсная дуга ротора больше 90 и мен ше 180 эл. град. Кривая 14 соответст вует Р 45 , полюсная дуга ротора равна 90 эл. град. Как видно из фиг, 4 при полюсной дуге сектора ротора, равной 90 эл.гр выходное напряжение датчика положения ротора имеет пилообразную форму. В результате гармонического авали за кривой выходного напряжения для различных углов установлено, что минимальное содержание высших гармоник в кривой выходного напряжения имеет место при полюсной дуге сектоpa ротора, равной 120 эл. град,, т. е при Р) 30°. Учитывая, что в реаль ной конструкции датчика будут иметь место краевые эффекты, изломы кривой выходного напряжения в точках П2 и ПЗ (фиг. 2) будут сглажены, а выходное напряжение датчика в функции уг ла поворота ротора будет практически синусоидальным, что подтверждается результатами испытаний макетиог образца ДПР. Следует отметить, что указанная цель изобретения дос-тигается не толь ко при выполнении сектора с дугой, меньшей 180 эл. гращ. (т. е. 120 и 90 эл. град.), но и при выполнении сектора с дугой, большей 180 эл. грг (т. е. 240 и 270 эл. град.). Но для такой конструкции.датчика положения ротора увеличение дуги сектора ротора больше 180 эл. град, приводит к увеличению потребляемого обмоткой возбуждения тока, что нежелательно с точки зрения энергетических показате лей ВД, 1де используется такой ДПР. Поэтому целесообразно использовать конструкцию ДПР с ротором, полюсная дуга сектора которого меньше 180 эл. грая. Использовании датчиков положения ротора для ВЛ позволяет упростить технологию изготовления БДПТ за счет использования железа для статора датчика такой же геометрии, как и для статора синхронного двигателя, что исключает необходимость дополнительного штампа для вырубки листов пакета статора датчика положения ротора, а также дополнительных оправок при сборке пакетов, уменьшает стоимость БДПТ по сравнению с БДПТ, которые используют в качестве ДПР бесконтактные СКВТ, повьлшает унификацию узлов БДПТ с дискретной коммутацией и БДПТ с позиционной модуляцией фазных напряжений за счет использования для тех и других ДПР, отличающихся друг от друга лишь геометрическими размерами сектора ротора датчика. Формула изобретения Датчик положения ротора для вентильного электродвигателя, содержащий ротор в виде сектора из магнитомягкого материала и зубчатый статор, на зубцах которого расположены последовательно соединенные секции чередующейся поля;эности обмотки возбуждения и двухфазная выходная обмотка, о тличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем получения требуемой формы выходного Напряжения в функции угла поворота .ротора, зубчатый статор выполнен с числом зубцов на полюс и фазу большим единицы, двухфазная выходная обмотка выполнена в виде встречно включенных групп секций, соединенных между собой последовательно в пределах полюсного деления датчика, а угловой размер полюсной дуги сектора ротора находится в диапазоне от 90 до 180 эл. град. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Пульер Ю. М. Индукционные электромеханические элементы вычислительных и дистанциопно-следящих систем. М., Машиностроение, 1964, с. 230 - 232, фиг. 7.24, 7. 25. 2.Прозоров В. Л. Протопопов л.и. и Слесарев А. В. Управляет ый бесконтактный двигатель постоянного тока. -Сб. Бесконтактные управляеь«е электрические двигатели и полупроводниковые устройства. Л., ВНИИэлектромаш, 1974, с. 3-10. 3.Пульер Ю. М. Индукционные электромеханические элементы вычислительных и дистанционно-слелящих систем. М., Машиностроение, 1964, с. 186..

Похожие патенты SU788291A1

название год авторы номер документа
Реверсивный бесконтактный тахогенератор постоянного тока и способ его настройки 1988
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Путников Виктор Владимирович
SU1557642A1
Двухфазный двоичный датчик угла 1978
  • Карасев Вадим Анатольевич
  • Фельдман Анатолий Альфредович
  • Сигачев Игорь Павлович
  • Леонтьев Владимир Васильевич
SU758411A1
Датчик положения ротора вентильного электродвигателя 1983
  • Сухобрус Анатолий Александрович
  • Ильин Эдуард Николаевич
  • Агеев Владимир Егорович
SU1107224A1
Вентильный электродвигатель 1988
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Петров Евгений Александрович
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Путников Виктор Владимирович
SU1552301A1
Вентильный электродвигатель 1981
  • Чулаков Александр Николаевич
  • Батыгин Валерий Алексеевич
  • Пияшев Сергей Николаевич
SU1053231A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Михайлов Глеб Борисович
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Петров Евгений Александрович
  • Головенкин Евгений Николаевич
  • Смирнов-Васильев Константин Геннадиевич
SU1228192A2
Вентильный электродвигатель 1981
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Пожидаев Виул Михайлович
  • Ковалев Ремилий Николаевич
  • Прозоров Валентин Алексеевич
  • Путников Виктор Владимирович
  • Петров Евгений Александрович
SU983925A2
Трансформаторный датчик положения ротора вентильного электродвигателя 1976
  • Балагуров Владимир Александрович
  • Кирьянов Юрий Иванович
  • Лозенко Валерий Константинович
  • Мелехов Иван Николаевич
  • Санталов Анатолий Михайлович
SU688966A1
Вентильная электрическая машина 1985
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1432678A1
Вентильная электрическая машина 1985
  • Гридин Владимир Михайлович
  • Гридин Михаил Владимирович
SU1359862A1

Иллюстрации к изобретению SU 788 291 A1

Реферат патента 1980 года Датчик положения ротора для вентильного электродвигателя

Формула изобретения SU 788 291 A1

SU 788 291 A1

Авторы

Косулин Владимир Дмитриевич

Михайлов Глеб Борисович

Путников Виктор Владимирович

Прозоров Валентин Алексеевич

Даты

1980-12-15Публикация

1978-06-09Подача