Теоретически для извлечения из струны тонов различной высоты необходимо изменить звучащую часть струны в строго определенном соотношении с требуемой высотой тона. Так, для получения тона на октаву выше предыдущего, необходимо укоротить струну точно на половину длины.
Это положение действительно для случая идеальной нити, практически же в струнных музыкальных инструментах, в частности в щипковых, вследствие неоднородности материала струны и неплотного прилегания ее к порожкам точное соблюдение указанного закона об изменении рабочей длины струны не обеспечивает получения чистого тона.
Приемом для изменения рабочей (звучащей) длины струны в щипковых инструментах является прижим струны пальцем исполнителя в определенных точках между ладами на грифе инструмента. Так как лады на грифе инструмента установлены в соответствии указанным выше законом, то исполнителям приходится или мириться с некоторой фальшью звучания струн, или же прибегать к дополнительным устройствам для устранения этой фальши.
Одним из наиболее распространенных способов устранения фальши в звучании струн щипковых инструментов является применение подставок, устанавливаемых на деке инструмента отдельно для каждой струны.
Известны подвижные подставки, например, для гитары, где для каждой струны имеется своя особая подставка, могущая перемещаться на деке независимо от подставок для других струн.
Недостатки таких подвижных подставок заключаются в сложности их установки на деке и неудобство, смены струн в инструменте.
Предлагаемая конструкция подвижных подставок является универсальной для всех видов щипковых инструментов и предусматривает значительно большие удобства при установке подставок на деке инструмента.
Подставки выполняются двух типов: подставка, рассчитанная на две струны, и подставка, рассчитанная на три струны.
Таким образом, все щипковые инструменты с четным количеством струн могут быть снабжены лишь двухструнными подставками, а щипковые инструменты с нечетным числом струн - необходимым количеством двухструнных подставок и одной трехструнной. Например, для семиструнной гитары необходимо иметь две двухструнные подставки и одну трехструнную.
Материалом для подставок может служить древесина, кость, пластмасса и т.п.
Каждая двухструнная подставка представляет собою трехгранную призму 1, одна из граней которой служит основанием подставки. На ребре, противоположном основанию, прирезаны канавки 2-3 для струн. Высота подставки соответствует нормальному расстоянию струн от деки, длина подставки равна двойному расстоянию между струнами инструмента. Расстояние от канавки до ближайшего конца подставки равно половине расстояния между струнами. Снизу на основании подставки сделана выемка 4, чтобы подставка имела две точки опоры на деке, а с боков призмы также сделаны выемки для облегчения подставки (фиг. 1).
Способ установки таких подставок 5-6 для четырехструнной домры представлен на фиг. 2.
Трехструнная подставка состоит из двух частей, одна из которых предназначена для двух струн, а вторая - для одной.
Двухструнная часть 7 подставки представляет собою описанную выше двухструнную подставку, у которой отрезана одна ножка (см. фиг. 3).
Однострунная же часть 8 подставки имеет несколько более сложную форму, представленную на фиг. 4. Эта часть подставки имеет две точки опоры.
Соединение обеих частей подставки между собой показано на фиг. 5.
Двухструнная часть подставки свободным своим концом опирается на соответствующий выступ однострунной части и может поворачиваться по отношению к последнему при установке на деке инструмента (фиг. 6).
Пример установки подставок 9-10-11 для семиструнной гитары представлен на фиг. 7.
Подставки просты в изготовлении и удобны в пользовании ими.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЕХСТРУННОЙ ДОМРЫ | 1996 |
|
RU2113736C1 |
ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ - АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА | 2015 |
|
RU2640169C2 |
КЫЛ-КУБЫЗ | 1998 |
|
RU2126138C1 |
БАНДУРА | 2024 |
|
RU2826791C1 |
СТРУННЫЙ ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ | 1995 |
|
RU2079898C1 |
Раздвижная подставка для струн щипковых инструментов | 1949 |
|
SU82392A2 |
САЗ | 2010 |
|
RU2440625C1 |
БАШКИРСКАЯ ДУМБЫРА | 1998 |
|
RU2126178C1 |
СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ СТРУННОГО ЩИПКОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 1993 |
|
RU2090843C1 |
СПОСОБ РАЗБИВКИ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЛАДОВ НА ГРИФЕ ЩИПКОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА | 2002 |
|
RU2234148C2 |
1. Раздвижные подставки для струн щипковых инструментов, устанавливаемые на различном расстоянии для отдельных струн, отличающиеся тем? что они выполнены в виде призматических секций, рассчитанных на две струны, и составной призматической секции, рассчитанной на три струны, устанавливаемых отдельно для каждой пары струн при четном числе струн в щипковом инструменте и для каждой пары и трех струн отдельно - при нечетном числе струн в щипковом инструменте.
2. Форма выполнения раздвижных подставок по п. 1, отличающаяся тем, что составная призматическая секция для трех струн щипкового инструмента выполнена в виде двух отдельных частей, одна из которых, предназначенная для пары струн, опирается одним концом на деку инструмента, а другим - на соответствующий выступ второй части секции, предназначенной для одной струны и имеющей две точки опоры на деке инструмента.
Авторы
Даты
1950-02-28—Публикация
1948-11-10—Подача