(54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ТРЕНИЕ И ИЗНОС И МАШИНА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
движение, перпендикулярное осиконтробразца.
.Такой способ может быть осуществлен машиной новой конструкции для исследования трения, содержащей корпус, держатель образца и привод его возвратно-поступательного движения, нагружающее устройство и измеритель силы трения, привод движения образца и держатели элементов контробразца.
Отличие машины, позволяющее осуществить новый способ, состоит в том, что она снабжена вторым приводом движения контробразца и каждый из приводов движения контробразца соединен соответственно с одним из держателей элементов контробразца.
На 4иг. 1 изображена машина трения для осуществления предлагаемого способа, общий вид; на фиг. 2 - 5 диаграмма скоростей за цикл движения; на фиг. б и 7 - конструкции составных контрОбразцов.
Машина трения содержит станину 1, держатель 2 образца В, который прижимается нормальной нагрузкой к элементам А и Б составного образцэу держатели 3 и 4 элементов А и Б контробразца, приводы 5,6 и 7, а также упругий элемент 8 с тензодатчиками.
Способ осуществляется следующим образом.
При одновременном включении приводов 6 и 7 приводится в возвратно- . поступательное движение привод 5, несущий держатель 2 образца В,. который под действием нагрузки прижимается к элементам А и Б испытуемого контробразца, которые будут перемещаться с постоянной скоростью во взаимно противоположных направлениях.
йа фиг. 2-5 показаны изменения скоростей относительного скольжения по направлению через каждую четверть цикла. Скорости относительного скольжениз буд гг определяться так:
/A5,Vb - VA4J . Р выборе VA (Ve) VB такими, чтобы /VA/ Vg и /Vtl , через четверть периода направление скоростей относительного скольжения будет меняться на противоположное тем точнее, чем меньше Vg по сравнению с Уд (V(j) , т.е. за полный цикл движения образца В соверш ется два полных цикла возвратнопоступательного движения.
На фиг. 6 показана схема трибосопряжения, включающего в себя образец ВИ контробразец, выполненный в виде дисков А и Б одинакового диаметра, установленных на общей оси с возможностью их вращения во взаимно противоположных направлениях. На фиг. 7 показана схема трибосопряжения, состоящего из образца В и элементов А и Б составного контробразца, выполненных в виде соосных колец, торцы которых расположены в о;
ной плоскости, а к ним прижимается образец В. Элементы А и Б вращают с одинаковой угловой скоростью в про тивоположные стороны.
Таким образом, при работе машины трения может быть реализован безынерционный режим, т.е. при реверси1ровании движения в зоне трения не будет иметь место влияния динамических нагрузок на машину трения в основном за счет нереверсированного движения приводов 6 и 7.
Величину силы трения на данной машине можно измерить с помощью неизометрической балки 8, а износ - известными способами.
Предлагаемая принципиальная схема осуществления способа испытаний твердых материалов на трение и износ доказывает, что при соответствующем выборе скоростей движения образца В и элементов контробразца А и Б и при использовании предлагаемой машины трния можно обеспечить повышение точности результатов испытаний за счет снижения диналшческих нагрузок в машине трёНия.
Формула изобретения
1.Способ испытания материалов на трение и износ, по которому образец прижимают к поверхности составного конгробразца, задают образцу возвратно-поступательное движение и регистрируют параметры трения, отличающийся тем, что, с целью повышения точности испытаний эа счет снижения динамических нагрузок в момент реверсирования, элементам, составляквди л контробразец, задают нереверсируемые движения во взаимно противоположных направлениях, перпендикулярно направлению движения образца.
2.Способ ПОП.1, отличающийся тем, что .элементы составного контробразца выполняют в виде колец с одинаковыми по диаметру цилиндрическими поверхностями трения, контактирующими с образцом, и располагают последовательно на одной оси вращения, параллельной направлению движения образца.
3.Способ ПОП.1, отли ч ающ и и с я тем, что элементы составного контробразца выполняют в виде соосных колец, торцы которялх располагают в однойплоскости, образуя поверхности трения, контактирующие с образцом, которому сообщают возвратно-поступательное движение, перпендикулярное оси контробразца.
4.Машина для осуществления способа по пп.1,2 и 3, содержащая корпус, держатель образца и привод его воз- вратно-поступательного движения, нагружающее устройствр и измеритель силы трения, привод движения обра1
ца и держатели элементов контробразца, отличающаяся тем, что она снабжена вторым приводом движения коитробразца и каждый из приводов движения контробразца соединен соответственно с одним из держателей элементов конфробразца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе Фиг.З
1,Крагельский И.В. Трение и износ. М., Машиностроение, 1968,
с, 388-390,
2.Гаркунов Д.Н. и др. Начальная ртадия избирательного переноса при греник и ее механизм. ДАН СССР,
т. 224, 1, 1975, с. 72-75 (прототип) . Фиг Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Машина для испытания на трение пары шар - цилиндрическая поверхность в присутствии смазки | 1988 |
|
SU1587415A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРИБОТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИАЛОВ | 2015 |
|
RU2600080C1 |
Машина трения для исследования характеристик трибосопряжений при возвратно-поступательном перемещении | 1988 |
|
SU1578579A1 |
Устройство для испытания материалов на трение и износ | 1985 |
|
SU1377666A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ТРЕНИЕ И ИЗНОС | 1992 |
|
RU2073846C1 |
Машины трения | 1978 |
|
SU748178A1 |
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ КАМЕРА МАШИНЫ ТРЕНИЯ | 1999 |
|
RU2163013C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЙ НА ТРЕНИЕ И ИЗНОС В СТАТИЧЕСКОМ И ДИНАМИЧЕСКОМ РЕЖИМАХ | 1999 |
|
RU2165077C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И (ИЛИ) АНТИФРИКЦИОННЫХ СВОЙСТВ ТРИБОСИСТЕМЫ С ОДНИМ ЛИНЕЙНЫМ КОНТАКТОМ ПОСТОЯННОЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2279660C2 |
Способ испытания материалов на трение и износ | 1990 |
|
SU1744588A1 |
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1976-09-02—Подача