обработанного воздуха, поступанвдего к потребителю. В случае же выхода из строя допол нительного вентилятора сновной вент лятор будет забирать воздух только из кабины, а поступление свежего воз духа прекратится, что явно нежелательно. Цель изобретения - повышение наде ности системы кондиционирования в случае аварийной остановки одного из вентиляторов. Указанная цель достигается тем, что всасывающие полости обеих венти ляторов сообщены воздухоподакидей установки параллельно,заслонка установ лена со стороны нагнетательной полос ти основного вентилятора,а со стороны. нагнетательной полости дополнител ного вентилятора установлена подвижная в горизонтальной плоскости задвижка, имеющая окна для попеременного соединения нагнетательной полости до полнительного вентилятора с кабиной или при закрытом положении заслонки с упомянутым воздуховодом,при этом заслонка кинематически связана с задвижкой. На чертеже схематично, изображена система кондиционирования воздуха дл транспортного средства. Система содержит работающую на смеси хладагентов холодильную машину 1 с компрессором 2 и двумя воздухоохладителями 3 и 4 для ступенчатой тепловлажностной обработки воздуха. Пароотводящая сторона 5 воздухоохладителя 3 соединена со всасывгиощей стороной компрессора 2, к которой через теплообменник 6 подключена и Пароотводящая сторона 7 воздухоохладителя 4. Нагнетательная сторона компрессора 2 посредством трубопровода 8 соединена с воздушным конденсатором 9. Последний предназначен для конден сации высококипящего хладагента и со единен через сепаратор 10 с разделительной колонной 11, предназначенной для разделения смеси на высоко- и низкокипящие фракции. Разделительная колонка- 11 своэй кубовой частью с од ной стороны через дроссельный вентил 12 соединена с подакхцей стороной 13 воздухоохладителя 3, ас другой - Через дроссельный вентиль 14 с испарительной частью испаритель-конденса тора 15. Последний с одной стороны соединён с разделительной колонной, а с другой - через теплообменник б и дроссельный вентиль 16 с подающей стороной 17 воздухоохладителя 4. При этом оба воздухоохладителя 3 и 4 последовательно установлены в канале 18 воздухоподающей установки, имеющей фильтр 19 очистки воздуха на своем заборном отверстии. За воздухо охладителями по ходу воздуха со стор ны заборного отверстия с фильтром 19 расположены основной вентилятор 20 и дополнительный вентилятор 21. Оба вентилятора своими всасывающими попостями 22 тл 23 соответственно сообщены параллельно с упомянутым каналом 18 воздухоподающей установки. При этом основной вентилятор 20 своей нагнетательной полостью 24 подсоединен через воздуховод 25 с фильтром i6 тонкой очистки к потребителю 27 (в данном случае водителю трактора). fe месте подсоединения нагнетательной полости 24 к воздуховоду 25 установлена поворотная заслонка 28, выполненная в виде двуплечего рычага. Одно плечо сжатого рычага расположено со стороны нагнетательной полости 24 основного вентилятора 20, а второе плечо S расположено .снаружи воздуховода 25 и взаимодействует с пружинйй 29 растяжения. Упомянутый дополнительный вентилятор 21 своей нагнетательной полостью 30 сообщен с внутренним объемом 31 кабины 32 трактора. При этом со стороны его нагнетательной полости 30 в направляющих 33 установлена подвижная в горизонтальной плоскости задвижка 34. Последняя имеет окна 35 и 36, между которыми выполнена сплошная перегородка 37. Окна и перегородка выполнены шириной, равной ходу задвижки. Конец задвижки снабжен осью 38 с тягой 39, свободный конец которой укреплен на плече S поворотной заслонки 28, с образованием, таким образом, кинематической связи с последней. С11стема. работает следующим образом. Компрессор 2 отсасывает высококипящую фракцию смеси хладагентов из воздухоохладителя 3 и из испарительной части испаритель-конденсатора 15, а также пары низкокипящей фракции Из воздухоохладителя 4,поддерживая тем самым определенное давление в установившемся режиме в соответствукнцей части теплообменных аппаратов. Всасываемые пары высоко- и низкокипящей фракций хладагентов смешивгиотся на входе в компрессор 2 и нагнетаются последним в воздушный конденсатор 9, где конденсируется высококипящий хладагент.Из конденсатора смесь фракций поступает в сепаратор 10,а из него в разделительную колонну 11,где за счет массообмена осуществляется разделение смеси на фракции заданной концентрации . . Отделившаяся жидкая фракция из кубовой части колонны 11 направляется одной частью через дроссельный вентиль 12 на испарение в воздухоохладитель 3. В свою очередь, вторая часть фракции подается через дроссель ный вентиль 14 на испарение в испаритель-конденсатор 15, где кипит за .ечет отбора тепла конденсации от паров низкокипящей конденсации от паров низкокипящей фракции, поступающих из упомянутой колонны. Сконденсированная низкокипящая фракция, пройдя теплообменник б и дроссельный вентиль 16 подается во второй воздухоохладитель 4. В это же время загрязненный токсичными вещест вами наружный воздух с высокой темпе ратурой и влажностью всасывается по каналу 18 вентиляторами 20 и 21, при водимыми в действие автономными приводными устройствами (не показаны При всасывании воздушный поток прохо дит фильтр 19/ где очищается от пыли и крупных дисперсных токсичных частиц. Далее воздушный поток проходит последовательно через воздухоохладители 3 и 4, в которых кипит смес хладагентов. В результате теплообмена воздушный поток ступенчато охлаждается и осушается. Таким образом, предварительно очищенный воздух с кондиционными параметрами по температуре и влажности из канала 18 пос тупает параллельно во всасывающие полости 22 и 23 основногои вспомогателького вентиляторов 20 и 21 соответственно. Во время работы обоих вентиляторо заслонка 28 за счет давления нагнета ния, создаваемого основным вентилято ром 20, удерживается в крайнем положении, при котором нагнетательная полость 24 основного вентилятора сое динена с воздуховодом 25.При этом пружина 29 сжимается, под действием плеча двуплечего рычага заслонки 28 и тягой 39 задвижка 34 удерживает ся в крайнем правом положении,при ко тором нагнетательная полость 30 вспо могательного вентилятора 21 соединяется только с внутреннцм объектом 31 кабины трактора. В этом случае перегородкой 37 подача этой части воздуш ного потока в воздуховод 25 перекрывается. Таким образом, только всасываемая вентилятором 20 часть воздушного пото ка направляется по воздуховоду 25 к фильтру 26 тонкой очистки. Пройдя фильтр 26f полностью очищенный от токсичных веществ воздушный поток подается далее к потребителю 27 (водителю трактора)для ассимиляции влаго выделений и для о6еспе 1ения дыхания через носоглотку и кожный покров. Таким образом., в нормальном режиме каждым из вентиляторов, основным 20 и дополнительным 21, всасываются и сжимаются до установленного давления строго определенные, необходимые для тепло-влагоотвода и для дыхания потребителя (водителя трактора), Объемы воздуха. Так, основной вентиля тор -20 всасывает и сжимает 60-80 мV а дополнительный вентилятор 21 - КОО . При аварийной ситуации в случав останова дополнительного вентилятора 11 режим работы основного вентил.ятора 20 не изменяется. При этом жизнеобеспечение потребителя 27, находящегося в изолированном костюме в кабине трактора, может быть сколь угодно продолжительным. Кроме того, в этом случае водитель может выйти i3 кабины для проведения-ремонтных )абот.. . При работающем дополнительном вентиляторе 21 в случае останова основного вентилятора 20 давление воздуха на плечо Д двуплечего рычага заслонки 28 прекращается. В этот момент времени пружина 29 мгновенно растягивается под действием собственных упругих сил, оказывая тем самым давление на плечо сГ заслонки.28, которая поворачивается на оси (против часовой стрелки),и нагнетательная полость 24 основного вентилятора 20 перекрывается, а воздуховод 25 открывается. Одновременно с поворотом плеча (5 заслонки 28 через тягу 39 передается горизонтальное движение задвижке 34, которая в направляю цих 33 перемещается влево. При этом стенкой 37 перекрывается подача воздушного потока во внутренний объем 31 кабины трактора, а с помощью окна 36 нагнетательная пол5сть 30 вспомогательного вентилятора 21 соединяется с воздуховодом 25. Таким образом всасываемый, охлажденный и осушенный воздух подается по воздуховоду- 25 через фильтр тонкой очистки 26 к потребителю 27 в подкостюмное пространство для обеспечения его жизнедеятельности. Пружина 29 может быть отрегулирована так, что воздушный поток из дополнительного вентилятора 21 будет проходить частично через окно 36 в воздуховод 25, а частично через окно 35 во внутренний объем 31 кабины трактора. В этом случае задвижка 34 будет занимать промежуточное положение. Такое исполнение системы кондиционирования воздуха для транспортного средства обеспечивает полную безопасность водителя во время аваийной остановки одного из вентиляторов. Формула изобретения Система кондиционирования воздуа для транспортного средства, содержаая компрессионную холодильную машину двумя воздухоохладителями, послеовательно установленными в канале оздухоподающей установки, 1снабженной оворотной заслонкой, расположенные упомянутом канале фильтр очистки оздуха и дополнительный н основной ентиляторы, последний из которых
размещен за воздухоохладителями относительно заборного отверстия указанного канала и подсоединен нагнетателной полостью через воздуховод к потребителю,- а нагнетательная полость дополнительного вентилятора сообщена с объемом кабины, отличающаяся темг что, с целью повышения надежности системы в случае аварийной остановки одного из вентиляторов, всасывающие полости обеих вентиляторов сообщены с каналом воздухоподаюадей установки параллельно, заслонка установлена со стороны нагнетательной псэлости основного вентилятора, а со стороны нагнетательной
полости дополнительного вентилятора установлена подвижная в горизонтальной плоскости задвижка, имеющая окна для попеременного соединения нагнетательной полости дополнительного вентилятора с кабиной или при закрытом положении за-слонки с упомянутым воздуховодом, при этом заслонка кинематически связана с задвижкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР f 533237, кл. F 25 В 5/00, 1972.
2.Авторское свидетельство СССР по заявке 2572078/23-11,
кл. В 60 Н3/06, 20.01.78 (прототип)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система кондиционирования воздуха для транспортного средства | 1981 |
|
SU1017523A1 |
Способ обработки воздуха дляТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА и уСТАНОВКАдля ОСущЕСТВлЕНия СпОСОбА | 1979 |
|
SU821236A1 |
Система кондиционирования воздуха для транспортного средства | 1978 |
|
SU740541A1 |
Система кондиционирования воздуха | 1981 |
|
SU992930A1 |
Установка для кондиционирования воздуха | 1974 |
|
SU504324A1 |
Транспортное средство | 1984 |
|
SU1172756A1 |
СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ КАБИНЫ ТРАКТОРА | 2009 |
|
RU2502611C2 |
УСТАНОВКА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ПАССАЖИРСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА | 2004 |
|
RU2278794C1 |
Вентиляционное устройство кабины транспортного средства | 1983 |
|
SU1111890A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1994 |
|
RU2087333C1 |
Авторы
Даты
1981-01-30—Публикация
1978-11-30—Подача