Гидротрансформатор Советский патент 1981 года по МПК F16H41/00 

Описание патента на изобретение SU802679A1

1

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в гидродинамических передачах наземных транспортных средств.

Известен гидротрансформатор, содержащий корпус, установленные в нем с образованием круга циркуляции насосное, турбинное колеса и реактор, расположенный на меньшем радиусе круга циркуляции, ротор, соединенный с насосным колесом, фрикционную муфту блокировки насосного и турбинного колес, имеющую соединенные с ротором упорный и нажимной диски, магистрали подпитки гидротрансформатора и управления фрикционной муфтой, последняя из которых снабжена золотниковым устройством включения и выключения муфты 1.

Однако такие гидротрансформаторы ненадежны в работе и трудоемки в изготовлении из-за наличия муфты свободного хода.

Целью изобретения является повышение надежности работы и уменьшение трудоемкости изготовления.

Указанная цель достигается тем, что реактор жестко соединен с корпусом, yrioprujii и мажнм.чой писки снабжены сливными отверстиями, расположенными на радиусе, превышающем максимальный радиус реактора, и круг циркуляции посредством отверстий сообщен при включенной муфте блокировки с полостью корпуса, а магистрашь подпитки снабжена клапаном,гидравлически связанным с золотниковым устройством включения и выключения муфты.

Диски могут иметь обращенные друг к другу поверхности, контактирующие между собой при выключенной муфте, а сливные отверстия должны быть смещены относительно друг друга в окружном направлении. Отношение радиуса расположения сливных отверстий к максимальному радиусу реактора не превышает 1,03.

На чертеже показан разрез гидротрансформатора .

Гидротрансформатор содержит корпус 1, установленные в нем с образованием круга циркуляции,2, насосное, турбинное колеса 3 и 4 соответственно и реактор 5, расположенный на меньшем радиусе круга циркуляции 2. Гидротрансформатор содержит также ротор 6, соединенный с насосным колесом 3, фрикционную муфту 7 блокировки насосного и турбинного колес 3 и 4, имеющую соединенные с ротором 6 упорный и нажимной диски 8 и 9 соответственно, магистрали подпитки 10 гидротрансформатора и управления 11 фрикционной муфтой 7, последняя из которых снабжена золотниковьв«1 устрой ством 12 включения и выключения муфты 7, причем реактор 5 жестко соединен с корпусом 1, упорный и нажимной диски 8 и 9 снабжены сливньг н отверс тиями 13 и 14, расположенньши на радиусе R, превышающем максимальный радиус R2 реактора 5 и круг циркуляции 2 посредством отверстий 13 и 14 сообщен при включенной муфте 7 блоки ровки с полостью корпуса 1, а система подпитки 10 снабжена клапаном 15, гидравлически свяэанньвл каналом 16 с золотниковым устройством 12 включени и выключения муфты 7. Диски 8 и 9 имеют обращенные друг к другу поверх ности 17 и 18, контактирующие между собой при выключенной муфте 7, а сли ные отверстия 13 и 14 смещены относительно друг друга в окружном направлении, и отношение радиуса R расположения сливных отверстий 13 и 14 к максимгшьному радиусу Rj реак тора 5 не превьааает 1,03. Гидротрансформатор дополнительно снабжен каналом 19 подачи рабочей жидкости в зазор 20 между дисками. Клапан 15 снабжен пружиной 21. Работает гидротрансформатор еле- дукхдим образом. В режиме трансформации крутящего момента золотником 12 перекрыта магистраль 11 подачи рабочей жидкости в канет 19, а запорный клапан 15 открыт, обеспечивая подпитку гидротран сформатора от магистрали 10. Давлени подпитки в круге циркуляции гидротрансформатора обеспечивает приьодкание нажимного диска 9 к упорному дис ку 8, и, следовательно, выключенное состояние фрикционной муфты 7, диски которой разжаты относительно друг друга и не влияют на работу гидротрансформатора. При этом слив рабоче жидкости гидротрансформатора через отверстия 14 и 13 предотвращен за счет плотного прилегания обоих дисков по поверхности 17 и 18 с учетом того, что указанные отверстия 14 и 1 расположенные на радиусе R, не совпадакгг по углу. Гидротрансформатор работает с обычном режиме, обеспечивая скольжение турбинного колеса 4 относительно насосного колеса 3 при неподвижном реакторе 5, что характерно на данном режиме как для комплексных, так и для некомплексных гидротрансформаторов. Передача энергии происходит гидравлическим путем от насосного колеса 3 к турбинному колесу 4. При повышении передаточного отно шения и уменьшении скольжения между насосным и турбинньлм колесами 3 и 4 гидротрансформатора, последний переводится в режим блокировки. В этом случае под действием сигнала системы управления золотник 12 смещается в нижнее положение, обеспечив подачу жидкости из магистрали 11 в канал 19 и далее в зазор 20 между упорным и нажимным дисками 8 и 9. Под действием давления жидкости нажимной диск 9 отходит вправо, включая муфту 7 и блокируя тем самым насосное и турбинное колеса 3 и 4, которые начинают вращаться как единое целое. Одноврекюино со смещением золотника 12 в нижнее положение открывается канал 16, обеспечивая подачу давления из магистргипи 11 к клапану 15, который, смещаясь вправо; перек1И:1вает магистраль 10 и обеспечивает прекращение подпитки гидротрансформатора. Оставшаяся в круге циркуляции 2 жидкость, сливается через отверстия 14 и 13, поскольку, при смещении нажимного диска 9 вправо, между поверхностями 17 и 18 образуется зазор 20, что делает указанные отверстия 14 и 13 сообщающимися. Рабочая жидкость сливается из круга циркуляции 2 до уровня, определяемого верхней кромкой отверстия 13, при котором реактор 5 оказывается в зоне, освобожденной от рабочей жидкости, если учесть, что радиус R больше радиуса R2. Оставшийся в круге циркуляции 2 слой рабочей жидкости, отбрасываекшй центрюбежными силсцш к периферии, располагается выше верхней кромки отверстия 13, не контактируя с реактором 5. Гидротрансформатор, таким образом, работает в режиме блокировки при передаче энергии через замкнутую муфту 7, а регйстор 5, нгисодясь в зоне, освобожденной от рабочей жидкости, не является в данном, случае вредным сопротивлением и, следовательно, не снижает КПД гидротрансформатора, который в данном случае близок к единице, как и у блокируемых комплексных гидротрансформаторов, снабженных муфтой свободного хода. Переход с режима блокировки на режим трансформации происходит в обратном порядке: под действием системы управления золотник 12 смещается в верхнее положение, перекрывая подачу давления в канал 19. Одновременно перекрывается канал 16 и клапан 15 под действием пружины 21 смещается влево, обеспечивая подачу давления рабочей жидкости от магистрали 10 и в круг циркуляции 2 гидротрансформатора. Под действием давления подпитки в круге циркуляции 2 нажимной диск 9 смещается влево, выключая муфту 7, а рабочая жидкость из зазора 20 между дисками 8 и 9 выжимается на слив через отверстия 14 и 13, которые затем перекрываются при прижатии обоих дисков 8 и 9 друг к другу. В итоге

Похожие патенты SU802679A1

название год авторы номер документа
Система управления фрикционной муфтой блокировки гидротрансформатора 1990
  • Басалаев Владимир Николаевич
  • Красневский Леонид Григорьевич
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
SU1782786A1
ДВУХПОТОЧНАЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА 2021
  • Гаев Сергей Викторович
  • Кириллов Алексей Афанасьевич
  • Зайцев Алексей Иванович
  • Зыков Андрей Александрович
  • Вязников Максим Валерьевич
RU2765629C1
Гидротрансформатор 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1681090A1
Гидромеханическая передача 1977
  • Иванов Виктор Михайлович
SU709409A2
Гидротрансформатор 1989
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
  • Ли Лев Васильевич
  • Пархоменко Виталий Иванович
  • Удальцов Геннадий Михайлович
SU1634891A1
Гидротрансформатор 1979
  • Антонов Владимир Михайлович
  • Колесов Виктор Александрович
  • Самарин Евгений Григорьевич
  • Семенов Виктор Павлович
SU775481A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1986
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Перейра Алонсо Алехандро Мануэлевич
  • Никонов Николай Михайлович
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU1384427A1
Гидромеханическая передача 1980
  • Иванов Виктор Михайлович
SU903636A1
Комплексный блокируемый гидротрансформатор 1984
  • Сафонов Андрей Иванович
SU1268850A1
Система управления гидромеханической передачей транспортного средства 1985
  • Суетин Анатолий Степанович
  • Ургапов Анатолий Яковлевич
SU1303445A1

Иллюстрации к изобретению SU 802 679 A1

Реферат патента 1981 года Гидротрансформатор

Формула изобретения SU 802 679 A1

SU 802 679 A1

Авторы

Самарин Евгений Григорьевич

Семенов Виктор Павлович

Колесов Виктор Александрович

Антонов Владимир Михайлович

Беляев Александр Александрович

Даты

1981-02-07Публикация

1979-03-01Подача