Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройст вам для передачи вращения. Известна гидродинамическая муфта содержащая расположенные в корпусе насосное и турбинное колеса 1. Недостатком ее является сложность конструкции. Наиболее близким к изобретению технической сущности-и достигаемом результату является гидродинамичес муфта с вертикальной осью вращения,с держащая корпус с питающей камерой и расположенные в нем насосное и тур бинное колеса с лопатками 2J. Недостатком его является узкий диапазон регулирования передаваемог момента. Цель изобретения - расширение ди пазона регулирования. Цель достигается тем, что муфта снабжена гидроцилиндром, соединенным с питающей камерой, проточная часть насосного колеса и его лопатк выполнены переменного сечения, а турбинное колесо - в виде выпуклого обода с лопатками, расположенными на внутренней его поверхности. Ка чертеже изображена гидродинамическая муфта, Гидромуфта содержит насосное колесо 1, проточная часть которого выполнена переменного сечения и состоит из усеченных на вершине перевернутых колоколов 2 и 3, между которыми жестко закреплены радиальные лоптки 4. Турбинное колесо 5, представляющее собой выпуклый обод с радиальными лопатками 6 на внутренней его стороне, охватывает насосное колесо 1, причем вход в турбинное колесо 5 расположен на выходе из насосного колеса 1. Турбинное колесо 5 соединено с выходным валом 7, а насосное колесо 1 насажено на входной вал 8 так, что усеченная вершина колоколообразного насосного колеса погружена в питающую камеру 9, в которой находится змеевик 10 с охлаждающей жидкостью. Над питающей камерой 9 находится порог 11, не допускающий непосредственного перехода жидкости из питающей камеры 9 в рабочую полость турбинного колеса 5. К питающей камере 9 подсоединен гидроцилиндр 12 с подвижным штоком 13. Муфта работает следующим образом.
При включении приводного двигателя совместно с входным валом В,сзя-занным с валом двигателя, насосное колесо 1 набирает полную угловую скорость. При этом жидкость, нахоД51щаяся в ее полости, под действием радиальных лопаток 4 насосного колеса 1 также приобретает угловую .скорость и, ограниченная колоколами 2 и 3, под дейстЖйем центробежных сил поднимается к более широкому радиусу насосного колеса 1, откуда поступает в турбинное колесо 5. Вращение от входного вала 8 на выходной вал 7 передается посредством воздействия жидкости на лопатки б турбинного колеса 5.. Из турбинного колеса 5 жидкость, пройдя порог 1, поступает в питающую камеру 9, где охлаждается змеевиком 10 с охлаждающей жидкостью и вновь поступает в полост насосного колеса 1, цикл повторяется
Перемещая шток 13 в гидроцилиндре 12 вправо, часть жидкости из питающей камеры 9 перейдет в полость гидроцилиндра 12, а следовательно, уменьшится и количество жидкости, поступающей в рабочую полость насосного колеса 1, что приводит к уменьшению количества жидкости, участвующей, в циркуляции, следовател НО, уменьшается и момент на выходном валу 7.
При перемещении штока 13 влево момент на выходном валу 7 увеличивается. Перемещение штока 13 в гидроцилиндре 12 обеспечивает плавное регулирование крутящего момента на выходном валу 7 гидродинамической муфты. Под действием центробежных сил жидкость приобретает скорость, направленную от оси вращения гидромуфты, и выполнение насосного колеса
в виде выпуклого обода обеспечивает постоянство формы пути циркуляции жидкости при повышенном скольжении гидромуфты. Это обеспечивает стабильность работы гидромуфты и возможность ее устойчивого и широкого регулирования.
Отсутствие выпускных и впускных каналов у рабочей полости гидродинамической муфты значительно повышает ее быстродействие, а применение неподвижной питающей камеры уменьшает маховые массы гидромуфты, что приводит к экономии энергии, необходимой для разгона гидромуфты. Кроме того, гидродинамическая муфта не нуждается в проклсщках, что в значительной степени упрощает ее конструкцию.
Формула изобретения
Гидродинамическая муфта с вертикальной осью вращения Гидимза-2, содержащая корпус с питающей камерой и расположенные в нем насосное и турбинное колеса с лопатками, отличающаяся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования, она снабжена гидроцилиндром, соединенным с питающей камерой, проточная часть насосного колеса и его лопатки выполнены переменного сечения, а турбинное колесо выполнено в виде .выпуклого обода с лопатками(расположенными на внутренней его поверхност
Источники информации, принятые во В(1имание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 559051, кл. F 16 D 33/08, 1975.
2.Авторское свидетельство СССР № 377574, кл. F 16 D 33/08, 1970 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидромуфта | 1990 |
|
SU1739122A1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ | 2006 |
|
RU2353834C2 |
ПУСКО-ТОРМОЗНАЯ ПРОТОЧНАЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU425007A1 |
МУФТА ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ РЕГУЛИРУЕМАЯ ИЗМЕНЕНИЕМ НАПОЛНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2523338C2 |
Гидродинамическая муфта | 1984 |
|
SU1268842A1 |
Регулируемая гидродинамическая муфта | 1984 |
|
SU1328608A1 |
Гидродинамическая передача | 1984 |
|
SU1551909A1 |
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1726804A1 |
Пуско-тормозная проточная гидродинамическая муфта | 1975 |
|
SU547571A2 |
РЕГУЛИРУЕМЫЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОР | 1997 |
|
RU2116530C1 |
Авторы
Даты
1981-02-15—Публикация
1979-02-23—Подача