(54) СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Цель изобретения - iioBbuueime стабильности и улучшение пусковых характеристик системы.
Поставле1шая цель достигается тем, что в систему зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащую контактный прерыватель и силовой транзистор, В1спюченные в цепь первичной обмотки катушки зайсигшшя,и автогенератор для управления силовым транзистором, введены электронный ключ, подключенный к автогенератору, времязадающая цепочка, соединенная со входом электронного ключа и силовой диод, включенный между контактным прерывателем и первичной обмоткой катухшси замсигдния, а также тем, что во входную цепь электрош{ого ключа введены последовательно включенный стабилитрон и защитный диод, который включен между контактным прерывателем и входом электронного ключа.
На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемой . системы зажига шя; на фит. 2 - пример вьшолнения принципиальной электрической схемы системы заясигакия.
Система (фиг. 1) содержит контактный прерыватель i и силовой транзистор 2, включенные в цепь первичной обмотки 3 катушки 4 зажигания, автогенератор 5, предназначенный для управления силовым транзистором 2, электро1П1ый ключ 6, подключенный к автогенератору 5, времязадающую цепочку 7, состоящую из резистора 8 и конденсатора 9 и подключенную к управляющей цепи 10 электронного ключа 6, силовой диод 11, включенный между контактным прерьшателем 1 и первичной обмоткой 3 катушки 4 зажигания, стабилитрон 12, включенный между общей точкой 13 соединения резистора 8 с конденсатором 9 и управляющей цепью 10 ключа 6, i и защитный диод 14, включенный между контактным прерывателем в точке 15 и общей точкой 13 соединения конденсатора 9 с резистором 8. Система зажигания подключена к аккумуляторной батарее 16 через замок 17 зажигания, параллельно контактному прерывателю 1 включен искрогасящий конденсатор 18, в цепь первичной обмотки 3 катущки 4 зажигания включено добавочное сопротивление 19, подключе1шое к включателю 20 стартера.
На фиг. 2 дана подробная схема системы, она раскрывает схемное вьшопиение блоков схемы, данной на фиг. I. Автогенератор 5 вьщолнен в виде мультивибратора 21 на транзисторах 22 и 23, мультивибратор 21 имеет емкостные базово-коллекторные связи через конденсаторы 24 и 25, коллекторные резисторы 26 и 27, резисторы 28 и 29 смещения баз транзисторов 22 и 23. Эмиттер
транзистора 22 связан с коллектором электронного ключа б через 1ранзистор 30, база которого соединена через резистор 31 с замком 17 зажигания, экшттер транзистора
23 подключен к базе силового транзистора 2 через транзистор 32, в коллектор которого включен резистор 33, для ограничения коллекторного напряжения силового транзистора 2 в схему установлены стабилитрон
34 и 35, параллельно базе ключа 6 установлен резистор 36.
Система зажигания работает следутощим образом.
Контакты прерьшателя 1 замкнуты.
5 Ток от аккумуляторной батареи 16 через замок 17 зажигания, добавочное сопротивление 19 течет через первичную обмотку 3 катущки 4 зажигания. На конденсаторе 9 времязадающей цепочки 7 имеется напряжение, рав0 ное прямому падению напряжеюш на диоде 14. Это напряжение мегаще, порога срабатьша1тя стабилитрона 12, поэтому электронный ключ 6 закрыт. Для надежного запирания ключа 6 между его эмиттером и базой установлен
5 резистор 36, транзистор 30 открыт базовым током через резистор 31. Следовательно, эмиттер транзистора 22 соединен с землей через открытый транзистор 30 и мультивибратор 21 вырабатывает прямоугольные колебания,
- которые снимаются с эмиттера транзистора 23, усиливаются ключом на транзисторе 32 и поступают на вход силового транзистора 2. Так как участок коллектор-эмиттер силового транзистора 2 щунтирован диодом 11, то .силовой транзистор 2 не влияет на процесс протекания тока через первичную обмотку 3 катущки 4 зажигания.
Контакты прерывателя I разомкнуты. Одновременно имеют место два процесса:
а)заряд конденсатора 9 времязадающей цепочки 7 через резистор 8;
б)коммутация силовым транзистором 2 тока в первичной обмотке 3 катушки 4 зажигания с частотой, определяемой мультивибратором 21, при этом, во вторичной цепи катущ ки 4 зажигания возникают высоковольтные импульсы.
Как только напряжение на конденсаторе 9 превысит порог срабатьшания стабилитрона 12, последний пробивается, электронный ключ 6 переходит в открытое состояние, транзистор 30 запирается, колебания мультивибратора 21 срываются, при этом прекращается серия высоковольтных импульсов во вторичной цепи катущки 4 зажигания. Регулируя постоянную времени цепи 7, можно в желаемых пределах изменять длительность серии высоковольтных импульсов, появляющуюся на свечах двигателя после размыкания контактов прерывателя. Защитный диод 14 и стабилитрон 12 служат для обеспечения стабильности работы электронного ключа 6, так как они препятствуют попаданию в управляющую цепь 10 ключа 6 напряжения помехи, возникающего на контактном прерьшателе 1 в момент искробразования.
Благодаря тому, что в предлагаемой систем зажигания ограничено время, в течение которого происходит подача импульсов высокого напряжения на свечу после размыкания контактов прерьгаателя, исключается возможность перекрытия высокого напряжения с одного на другой электрод крьпики распределителя и исключаются рашше вспышки смеси в цилиндрах, что приводат к улучшению пусковьк характеристик системы.
Технико-экономический эффект, получен: ный ОТ предлагаемой системы зажигания, заключается в увеличении ресурса двигателя из-за улучшения его пуска, сниже1шя числа неудавшихся попыток пуска, повышение стабильности работы электронного ключа также приводит к улучшению пуска двигателя за счет стабильного срабатьгеакия системы зажигания.
Формула изобретения
1.Система зажигания для двигателя внутрешсего сгорания, содержащая контактный прерыватель и силовой транзистор, включенные . в цепь первичной обмотки катушки зажигания, и автогенератор для управления силовым транзистором, отличающаяс я тем, что, с целью повышения стабильности н улучшения пусковых характеристик, в нее введены электронный ключ, подключенный к автогенератору, времязадающая цепочка, соединенная со входом электронного ключа и силовш диод, включенный между контактным прерывателем и первичной обмоткой катушки зажигания.
2.Система по п. 1, о т л и 9 а ю щ ая с я тем, что во входную цепь электронного ключа введены последовательно включенный стабилитрон и защитный диод, который включен между контактным прерывателем и входом электронного ключа.
Источники информации, пршштые во внимание при экспертизе
1.Патент Франции W 2217554, кл. F 02 Р 37/00, 1972.
2. Электроника, N 20, 1976, с. 55.
CM
A
:8
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1835462A1 |
Электронное устройство управления системой зажигания | 1971 |
|
SU552036A3 |
Батарейная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU752054A1 |
Электронная система зажигания | 1978 |
|
SU855245A1 |
Электронная система зажигания | 1986 |
|
SU1509559A1 |
ТРАНЗИСТОРНЫЙ КОММУТАТОР | 2000 |
|
RU2166836C1 |
ОКТАН-КОРРЕКТОР | 1991 |
|
RU2044154C1 |
Электронная система зажигания | 1981 |
|
SU1004665A1 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ | 1996 |
|
RU2129663C1 |
Устройство регулирования запасаемой энергии в первичной обмотке катушки зажигания | 1986 |
|
SU1498934A1 |
Авторы
Даты
1981-02-28—Публикация
1979-03-06—Подача