Моментный электропривод Советский патент 1981 года по МПК H02P5/28 H02K26/00 

Описание патента на изобретение SU828352A1

HCto4HHKa питания невозможно настроить все вторичные контуры в резонанс, поскольку собственные частоты контуров могут отличать друг от друга. Кроме того, недостатком моментного электронривода является нестабильность вращающего момента при различных угловых положениях ротора, ооусловленная воз1можными технологическими и эксплуатационными дефектами двигателя, приводящими к искажению кругового магнитного поля двигателя вследствие асимметрии фаз.

Наиболее близким решением к изобретению по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является моМентный электропривод, содержащий безобмоточный зубчатый ротор и статор с первичными обмотками с фазосдвигающим конденсатором, подключенными к источнику переменного напряжения, и вторичными обмотками, каждая из которых совместно с преобразователем напряжение - емкость образует параллельный резонансный контур, последовательно соединенный с амплитудным детектором, сглаживающим фильтром и синхронным детектором. Преобразователь напряжение - емкость шунтирован цепью из последовательно соединенных ключевого элемента и конденсатора. Опорный вход синхронного детектора и вход ключевого элемента соединены с низкочастотным генератором. Выход синхронного детектора соединен с входом фильтра нижних частот, соединенного выходом с управляющим входом преобразователя напряжение - емкость.

Это позволило исключить автоматическую подстройку всех контуров в резонанс с частотой источника переменного напряжения путем изменения величины емкости преобразователя - емкость соответствующего контура. При этом все контуры настраиваются в резонанс, пусковой момент достигает максимального значения и сохраняет стабильность при изменении параметров всех резонансных контуров и частоты источника переменного напряжения 3.

Однако известный электропривод сохраняет нестабильность вращающего момента, вызванную асимметрией фаз, обусловленной следующими технологическими и эксплуатационными дефектами двигателя:

несоосностью положений ротора и статора двигателя;

дефектами зубцов ротора или статора;

деформацией ротора или статора.

Так как воздушНый зазор между зубцами ротора и статора для увеличения пускового момента выполняется предельно малым (100 мкм), то даже небольшие технологические и эксплуатационные дефекты двигателя приводят к асимметрии фаз и искажению кругового магнитного поля в магнитной системе двигателя, что вызывает

нестабильность Ёращающегося момента при различных угловых положениях ротора.

Целью изобретения является повышение точности регулирования момента независиМО от наличия технологических и эксплуатационных дефектов.

Указанная цель достигается тем, что в моментном электроприводе, содержащем индукторный электродвигатель с безобмоточным зубчатым ротором и статором с первичными обмотками, подключенными к источнику переменного напряжения, и вторичными обмотками, каждая из которых соединена с преобразователем напряжение - емкость, образуя резонансный контур, управляющий вход преобразователя через фильтр нижних частот соединен с выходом синхронного детектора, введены вычитающие блоки по числу вторичных обмоток, Ьри этом каждая вторичная обмотка соединена с управляющим входом детектора, опорный вход которого через вычитающий блок соединен с двумя другими вторичиыми обмотками.

На фиг. 1 представлена структурная схема моментного электропривода; на фиг. 2 - векторные диаграммы напряжений на вторичных обмотках двигателя. Моментный электропривод (фиг. 1) содержит индукторный двигатель с безобмоточным зубчатым ротором 1 и статором с первичными обмотками 2, 3 с фазосдвигающим конденсатором 4 и вторичными обмотками 5 в каждой фазе. Обмотки 2 и 3

подключены к источнику 6 переменного напряжения, имеющему частоту, например 1000 Гц. Обмотки 5 совместно с преобразователями 7 в каждой фазе напряжение - емкость образуют параллельные резонансиые контуры. Каждая из обмоток 5 соединена с управляющим входом синхронного детектора 8, опорный вход которого через вычитающий блок 9 соединен с двумя другими вторичными обмотками. Выход детектора 8 через фильтр 10 нижних частот соединен с управляющим входом преобразователя 7 соответственно.

Моментный электропривод работает следующим образом.

При подаче на обмотки 2 и 3 переменного напряжения, например частотой 1000 Гц, от источника 6 в обмотках 5, образующих резонансные контуры совместно с преобразователями 7, настроенные в резоианс с

частотой источника 6, индуктируются вторичные напряжения t/i, f/2, f/з и в двигателе возникает вращающееся магнитное поле.

При этом, если двигатель не имеет технологических и/или эксплуатационных дефектов, то вторичные напряжения (фиг. 2,а) образуют симметричную систему фаз, т. е. напряжения равны по величине и сдвинуты по фазе на 120°. В этом случае фазовый

сдвиг ф между каждой из фаз и векторной

pasHuctbro двух других фаз равен 90. При этом напряжения и, Uz, Us, поступающие на управляющие входы детекторов 8 с соответствующей вторичной обмотки 5, поступающие на их опорные входы с двух других вторичных обмоток через блок 9, также сдвинуты между собой на 90°. На выходах синхронных детекторов 8 и фильтров 10 напряжение равно нулю.

Если двигатель выполнен с технологическими погрешностями или имеет эксплуатационные дефекты, то вторичные напряжения Ui, Uz, f/3 образуют несимметричную систему фаз (фиг. 2,6), т. е. напряжения не равны по величине, и фазовый сдвиг между ними отличается от 120°. В этом случае фазовый сдвиг ф между напряжением каждой из фаз и напряжением, равным разности двух других фаз, становится большим или меньшим 90°. На выходах детекторов 8 и фильтров 10 появляется постоянное напряжение соответствующего знака. Это напряжение изменяет величину емкостей преобразователей 7. При этом фазовые сдвиги напряжений Hi, Uz, Uz изменяются до тех пор, пока выходное напряжение синхронных детекторов 8 не станет равным нулю, т. е. фазовый сдвиг между каждой из фаз не станет равным 90°. Такое автоматическое симметрирование фаз обеспечивается Как при изменении фазовых сдвигов всех трех вторичных напряжений друг относительно друга, так и при изменении фазовых сдвигов любого из них относительно двух других.

Благодаря этому, токи вторичных обмоток образуют симметричное круговое поле и величина вращающего момента двигателя сохраняет стабильность при различных угловых положениях ротора независимо от наличия в двигателе технологических и эксплуатационных дефектов и, кроме того, повысить эксплуатационную надежность привода.

Формула изобретения

Моментный электропривод, содержащий индукторный электродвигатель с безобмоточным зубчатым ротором и статором с первичными обмотками, подключенными к источнику переменного напряжения, и вторичными обмотками, каждая из которых соединена с преобразователем иапрял ение - емкость, образуя резонансный контур, управляющий вход преобразователя через фильтр нижних частот соединен с выходом

синхронного детектрра, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования момента, введены вычитающие блоки по числу вторичных обмоток, при этом каждая вторичная обмотка соединена

с управляющим входом синхронного детектора, опорный вход которого через вычитающий блок соединен с двумя другими вторичными обмотками.

Источники информации,

принятые вс внимание при экспертизе

1.Сборник «Бесконтактные электрические машины, Рига, «Зинатне 1961, вып 15 с. 138, 192.

2.Авторское свидетельствоСССР № 518058, кл. Н 01К 26/00, 1976.

3.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2567359/07, кл. Н 02К 26/00 1978.

Похожие патенты SU828352A1

название год авторы номер документа
Моментный электропривод 1978
  • Блинов Игорь Владимирович
  • Братцев Виктор Борисович
  • Симаков Сергей Михайлович
SU739701A1
Электромеханический интегратор 1980
  • Блинов Игорь Владимирович
  • Братцев Виктор Борисович
  • Андрианов Валентин Иванович
  • Кадомский Павел Федорович
SU855680A1
Электропривод 1980
  • Забуга Виктор Александрович
  • Лопатин Юрий Николаевич
  • Бронов Сергей Александрович
  • Соустин Борис Порфирьевич
  • Пантелеев Василий Иванович
  • Ченцов Сергей Васильевич
  • Суханов Владимир Валентинович
SU1059647A2
Способ управления вентильным двигателем и следящая система для его осуществления 2017
  • Сухинин Борис Владимирович
  • Сурков Виктор Васильевич
  • Арутюнян Айк Араикович
RU2656354C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2407134C2
ЭЛЕКТРОПРИВОД 1995
  • Бродовский В.Н.
  • Каржавов Б.Н.
  • Петухов В.П.
  • Рыбкин Ю.П.
RU2087068C1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МНОГОПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2382475C1
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АГРЕГАТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА 2017
  • Каржавов Борис Николаевич
  • Беспалов Виктор Яковлевич
  • Сидоров Антон Олегович
RU2653065C1
УСИЛИТЕЛЬ МАГНИТНОГО ПОТОКА И СИЛОВЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА НА ЕГО ОСНОВЕ 2000
  • Гусев П.Г.
  • Богослов А.В.
  • Крюковский В.Б.
RU2201001C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СЛЕДЯЩИЙ ПРИВОД 2019
  • Каржавов Борис Николаевич
  • Беспалов Виктор Яковлевич
  • Сидоров Антон Олегович
RU2724926C1

Иллюстрации к изобретению SU 828 352 A1

Реферат патента 1981 года Моментный электропривод

Формула изобретения SU 828 352 A1

SU 828 352 A1

Авторы

Братцев Виктор Борисович

Блинов Игорь Владимирович

Брандин Юрий Павлович

Рейзин Виктор Беркович

Даты

1981-05-07Публикация

1979-06-27Подача