00
to
00 00 СП
ел
Фмг./ Изобретение относится к передвижным источникам возбуждения унругих волн в грунте, в частности поперечных. Известен излучатель источника возбуждения поперечных волн, выполненный в виде наконечника, заглубляемого на требуемую глубину грузом, имеющего форму полуконуса. Однако такой излучатель в основ ном предназначен для излучения поперечньк волн на слабосвязанных грунтах, особенно болотистых, в нормальных грунтах интенсивность его излучения низка. Наиболее близким к предлагаемому является излучатель, предназначенный для возбуждения продольных и поперечных волн в грунте, включа ющий мишень, совмещенную с боковой гранью излучателя, и элементы, связьшающие ее с грунтом. В извест ном излучателе элементы, связьшающие мишень с грунтом, представляют собой шипы, закрепленные жестко на пластине и вбиваемые принудительно в землю. Такая конструкция излучателя тр бует дополнительньЕХ работ, связанных с его заглублением, что снижает производительность геофизически работ. Целью изобретения является создание конструкции излучателя, позв ляющего исключить дополнительные р боты, связанные с его заглублением что повьш1ает производительность ге физических работ. Поставленная цель достигается тем, что излучатель источника возбуждения поперечных волн, содержащий мишень, совмещенную с боковой гранью излучателя, и элементы, свя зьшающие ее с грунтом, выполнен в виде клина,боковые грани которого, перпендикулярные основаниям, соста ляют между собой острый угол, вершина которого усечена поверхностью образующей вместе с гранями клина желоб. Дно желоба по отношению к нижнему основанию выполнено под остры углом и очерчено кривой линиек, а грани клина выдвинуты к его вершин по отношению к дну желоба. Для иск чения рыхления грунта в процессе заглубления излучателя выдвинутая часть граней имеет кривизну и зубь 52 Выполнение излучателя такой формы позволяет производить его заглубление в процессе движения транспортного средства. На фиг. 1 показан ввд сбоку в разрезе на излучатель5 на фиг. 2 показан вид в плане; на фиг. 3 - сечение по режущим кромкам граней; на фиг. 4 - показан один из вариантов излучателя в процессе самозаглубления. Излучатель 1 включает мишень, совмещенную с боковыми гранями 2 излучателя 1. Для обеспечения уплотнения грунта при заглублении, что повьш1ает акустический зффект,излучатель выполнен в виде клина коробчатой формы, боковые грани 2 его перпендикулярны основаниям 3 и 4 и составляют между собой острый угол. Вершина, образованная боковыми гранями 2 излучателя, усечена поверхностью 5, образующей вместе с гранями желоб 6, для обеспечения выхода грунта, вытесняемого излучателя в процессе самозаглубления. Дно желоба 6 для обеспечения оптимальных условий самозаглубления излучателя по отноше1шю к нижнему основанию 3 наклонено под острым углом oL и очерчено по кривой линии. Боковые грани 2 выдвинуты по отношению к дну желоба и вершине клина для формирования границы поверхности, контактирующей с гранями излучателя. Для исключения рыхления грунта в процессе резания выдвинутая часть граней 2 имеет кривизну с радиусом R и зубья 7. Заглубление излучателя происходит следующим образом. Лпя создания поперечных акустических волн может быть использован один или несколько излучателей, связанных между собой жесткой связью 8 и связью 9 с транспортным средством с возможностью поворота относительно транспортного средства. При движении транспортного средства осуществляется заглубление излучателя 1 . При этом поверхность 5, встречаясь с землей, испытывает сопротивление. Составляющая от силы тяги воздействует на поверхность 5, преодолевая силу сопротивления земли,, заглубляет излучатель. Выдвинутая часть граней 2 формирует профиль канавки под излучатель.
Объем земли, вытесняемый в процессе заглубления излучателя, по же.побу 6 выбрасьшается, на поверхность. Излучатель погружается до тех пор, пока основание 3 не становится параллельным поверхности земли. После чего на мишень, совмещенную с боковой гранью 2, передается усилие.
8288654
возбуждающее поперечные акустические волны.
Выполнение излучателя заявляемой конструкции позволяет производить с его самозаглубление при перемещении транспортного средства, что повьплает производительность геофизических работ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов | 1980 |
|
SU1144064A1 |
Передвижное устройство возбуждения поперечных сейсмических волн | 1981 |
|
SU986191A1 |
Способ возбуждения поперечных сейсмических волн | 1979 |
|
SU1133570A1 |
ИСТОЧНИК ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2012 |
|
RU2520916C2 |
Рабочий орган подборщика лесосечных отходов | 1980 |
|
SU927196A1 |
Сооружение для защиты берегов | 1990 |
|
SU1698349A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ИЗЛУЧАТЕЛЬ ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2012 |
|
RU2523755C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2009 |
|
RU2419818C1 |
Устройство для возбуждения в грунте поперечных сейсмических волн | 1975 |
|
SU1175364A3 |
Устройство для возбуждения сейсмических колебаний | 1983 |
|
SU1125563A1 |
1. • ИЗЛУЧАТЕЛЬ ИСТОЧНИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ПОПЕРЕЧНЫХ ВОЛН, содержащий мишень,совмещенную с боковой гранью излучателя, и элементы, связьшающие ее с грунтом, о т- личающийся тем, что, с целью повьппения производительности геофизических работ путем исключения вспомогательных операций по за^глублению излучателя, он выполнен в виде клина, боковые грани которого перпендикулярные основаниям и составляют между собой острый угол, вершина которого усечена поверхностью, образующей вместе с гранями клина желоб.2.Излучатель по п. 1, отличающийся тем, что дно желоба относительно нижнего 'основания наклонено под острым углом и очерчено кривой линией, а боковые грани вьщвинуты к вершине клина относительно дна желоба.3.Излучатель по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью исключения рыхления грунта в процессе заглубления излучателя, вьщвинутая часть граней имеет кривизну и зубья.S^
Фи.З
9 6
Ударное устройство источника возбуждения упругих волн | 1977 |
|
SU616602A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Авторы
Даты
1986-03-23—Публикация
1980-02-08—Подача