1 Изобретение относится к разведоч ной геофизике и предназначено для возбутвдения сейсмических сигналов, в частности поперечных волн в грунте.. Известно устройство для возбуждения поперечных волн, которое содержит излучатель, жестко сцепляемы с землей штифтами, массу для удара по излучателю, систему привода для подъема излучателя в транспортное положение, придания массе скорости и ориентирования ее по отношению к мишени изл5 1ателя ll . Недостатками данного устройства являются сложность регулировки контроля длительности и амплитуды импульса, а также наличие вспомогательных операций для заглубления излучателя, соизмеряемых с временем возбуждения импульсов, что снижает производительность геофизических, работ. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является передвижное устройство возбуждения сейсмических сигналов, содержащее электродинамический источник генери рования импульсов, связанный с меха низмом подъема и взаимодействующий ,с излучателем, и использующееся для простого контроля за длительностью и амплитудой импуЛьсов 2. Однако известное устройство пред назначено для возбуждения продоль-. нык акустических волн в земпе и не позволяет возбуждать поперечные аку стические волны. Цель изобретения - обеспечение возбужденрш поперечных акустических волн в земле. Поставленная цель достигается тем, что в передвижном устройстве возбуждения сейсмических сигналов, содержащем электродинамический источник генерирования импульсов, связанный с механизмом подъема и взаимодействзтощий с излучателями, излучатели расположены симметрично по обеим сторонам источника, связан жестко с йим и шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота излучателей относительно транспортного средства параллельно средней продольной Ш10СКО тй и перпендикулярной ей, причем одна из тяг выполнена составной и имеет возможность менять свою длину 4 На фиг.1 схематично изображено устройство, вид сбоку; на фиг,2 - то же, вид в плане; на фиг.З - схема работы; на фиг.4 - вид А на фиг.З; на фиг.З - узел I на фиг.З (присоединение излучателя к транспортному средству), на фиг.6 - сечение Б-Б на фиг.З (узел присоединения тяги к транспортному средству)J на фиг.7 - сечение В-В на фиг.З (узел присоединения тяги к излучателю). Устройство смонтировано на транспортном средстве 1, например автомобиле, на платформе которого размещен пульт 2, подающий сигнал на заряд-разряд накопителей 3 электрической энергии. Накопители 3 вьшолнены в виде шкафов, в которых находятся конденсаторы с системой, управляющей зарядом или их разрядом, и связаны кабелем 4 с пультом 2 и кабелем 3 с электродинамическим источником 6 генерирования импульсов. Источник 6 преобразовывает электрическую энергию, накопленную в накопителе 3, в механические импульсы, передаваемые через равные промежутки времени (по мере накопления энергии в накопителе 3) в землю через излучатели 7, расположенные симметрично по обе стороны источника 6. Источник 6 совместно с излучателями 7 подвешен гибким элементом 8 к стойке 9 через систему блоков 10. Подъем и опускание источника 6 с излучателями 7 происходит с помощью гидросистемы 11, запускаемой пневматическим краном 12. Излучатели 7 связаны с транспортным средством 1 жесткой 13 и составной t4 тягами, позволяющими регулировать УГОЛ вхождения в землю излучателей 7. Тяга 13 поворачивается на оси 15 в плоскости, параллельной средней продольной плоскости, а вместе с обоймой 16 может поворачиваться на пальце 17-в плоскости, перпендикулярной средней продольной плоскости. Тяги 13 и 14 шарнирно соединяются с излучателями при помощи пальцев 18. Устройство работает следующим образом. При перемещении устройства к месту проведения сейсморазведки источник 6 вместе с излучателями 7
находится в верхнем транспортном положении (фиг.1).
Для приведения источника 6 и излучателей .7 в рабочее положение краном 12 включается привод гидросистемы 11, Происходит опускание источника 6 и излучателей 7 за счет поворота относительно оси 15 тяг 13 и 14, соединенных с излучателями пальцами 18.
Как только излучатели 7 касаются земли, образуя с ее горизонтальной плоскостью угол об за счет самозаглубления они входят в земную поверхность до тех пор,пока дно канавки (борозды) становится параллельньм поверхности земли.
Движение транспортного средства может быть приостановлено для получения накопления отраженных сейсмических волн на каждой точке или может продолжаться без дальнейшего заглубления излучателей 7.
Включается энергопитание,представляющее собой синхронный генератор, приводимый от двигателя транспортного средства 1.
Командой с пульта 2 управления включаются зарядные цепи накопителя 3 электрической энергии.
Начинается процесс заряда накопителя 3, после окончания которого на разрядную цепь подается управляющий сигнал, по которому токи разряда из накопителя 3 через систему кабелей 4 и 5 протекают по обмоткам источника 6, где проис1440644
ходит преобразование электрической энергии в механический импульс, который передается почве, возбуждая в ней упругие сейсмические волны. 5 Для развязки транспортного
средства 1 и излучателей 7 тяги 13 вместе с обоймой 16 могут поворачиваться относительно вертикальных пальцев 17 в штоскости,перпендикулярной средней предельной плоскости транспортного средства 1. ,
После регистрации отраженных колебаний устройство возбуждения сейсмических волн передвигается на новое место, для чего источник 6 совместно с излучателями 7 устанавливают в транспортное положение.
При этом краном 12 включается привод гидросистемы 11 для подъема 20 источника 6 с излучателями 7,
Выполнение устройства согласно изобретению позволяет создать надежное и удобное в эксплуатации передвижное устройство возбуждения поперечных волн с электродинамическим источником механических импульсов, обеспечивающим простую регулировку длительности и амплитуды импульсов, повысить производительность геофизических работ за счет сокращения времени на вспомогательные операции по заглублению излучателей, обеспе-. чить возбуждение поперечных волн в процессе передвижения устройства. J Экономический эффект от использования единицы оборудования ориентировочно составляет 40 тыс.руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электродинамический источник сейсмических импульсов | 1979 |
|
SU1105842A1 |
Передвижное устройство возбуждения поперечных сейсмических волн | 1981 |
|
SU986191A1 |
Способ возбуждения поперечных сейсмических волн | 1979 |
|
SU1133570A1 |
Автономная передвижная установкадля ВОзбуждЕНия СЕйСМичЕСКиХ КОлЕ-бАНий | 1979 |
|
SU811172A1 |
Источник сейсмических волн и гидромеханизм для подъема и опускания излучателя | 1990 |
|
SU1793401A1 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛН | 2005 |
|
RU2289150C1 |
Излучатель источника возбуждения поперечных волн | 1980 |
|
SU828865A1 |
Устройство для возбуждения сейсмических колебаний | 1987 |
|
SU1539703A1 |
Источник сейсмических волн | 1989 |
|
SU1728819A1 |
Источник сейсмических сигналов | 1982 |
|
SU1053610A1 |
ПЕРЕДВИЖНОЕ УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СЕЙСМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ, содержащее электродинамический источник генерирования импульсов. связанный с механизмом подъема и взаимодействующий с Излучателями, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возбузкдения поперечных акустических волн, излучатели расположены симметрично по обеим сторонам источника, связаны жестко с ним и шарнирными тягами с транспортным средством с возможностью поворота излучателей относительно транспортного средства параллельно средней продольной плоскости и перпендикулярной ей, причем одна из тяг выполнена составной и с возможностью менять свою длину. (Л 4 о а 4
Г5 Г6
Фиг:6
ВЗ
17
1878
Фиг.7
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ОСНОВЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ | 2004 |
|
RU2276599C2 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ | 1923 |
|
SU1974A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ИСТОЧНИК ИОНОВ МАСС-СПЕКТРОМЕТРА, МАСС-СПЕКТРОМЕТР И СПОСОБ ИОНИЗАЦИИ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2021 |
|
RU2783921C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1985-03-07—Публикация
1980-02-25—Подача