1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для соединения валов машин 4i механизмов, работающих в условиях повышенных перекосов, и динамических знакопеременных нагрузок, например в вибрационных транспортных и транспортно-технологических машинах.
Известна компенсационная муфта, содержащая ведущую и ведомую полуМУфты, связанные ме)хду собой компенсирующими элементами, выполненными в виде хомутов из упругого неметаллического материала,закрепленных на полумуфтах с псйиощью нажимных колец и винтов Щ
Недостатком данной муфты является то, что она не обладает большой надежностью и долговечностью при работе в условиях вибрации, так как в период пуска, прохождения через резонанс и остановки рабочая амплиту да колебаний вибрационных машин и механизмов возрастает в несколько J3a3,,a компенсация этих перемещений не может быть обеспечена деформацией хомутов в радиальном направлении.Недостатком данной муфты является еще и то, что она неработоспособна в
условиях повышенных температур, так как содержит неметаллические компенсирующие упругие элементы.
Цель изобретения - повышение надежности и срока службы муфты при работе с повышенными перекосами и смещением валов в условиях вибраций и высоких температур.
Поставленная цель достигается
0 тем, что компенсационная муфта,содержащая ведущую и ведомую полумуфты, связанные между собой компенсирующими элементами, снабжена двумя парами параллельных пластин, эакреп5 ленных попарно по оси на ведущей
и ведомой полумуфтах и расположенных одна пара относительно другой под. .глом 9Сг, а также двумя парами шкивов на осях, при этом Ъси каждой пары
0 закреплены диаметрально противоположно на противолежащих параллельных пластинах, перпендикулярно их плоскостям, а компенсирующие элементы выполнены в виде скрепленных между
5 собой колец, выполненных из металлического троса, одно из которых размещено на шкивах ведущей полумуфты, а другое - на шкивах ведомой.
На фиг. 1 изображена компенсационная муфта, общий вид;на фиг. 2 то же, сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - компенсирующие элементы муфт 413 фиг.4 - то же, сечение Б-Б на фиг.З. Компенсационная муфта содержит ве дущую полумуфту 1 и ведомую, полумуфту 2, Между которыми расположены .;компенсирую1дие элементы, выполненные в виде двух колец 3 и 4 из металлического TpQca, скрепленных между собой в зоне 5; кольцо 3 натянуто на .два шкива 6 и 7, установленных подвижно на осях 8 и 9 между параллельными пластинами 10, прикрепленными сваркой к ведущей полумуфте 1. Другое кольцо 4 натянуто на два шкива 11 и 12, установленных аналогично на осях 13 и 14 между параллельными пластинами 15, прикрепленны сваркой к ведомой полумуфте 2, в которой выполнены шлицы 16 для соеди нения с ведомым валом. При этом пара параллельных пластин 10 расположена относительно пары параллельных пластин 15 под углом 90 . Кольца 3 и 4 металлического троса в зоне 5 скреплены пластинами 17 и 18 с помощ элементов 19 крепления, например за клепок. При сборке плоскости колец 3 и 4 располагают взаимно перпендикулярно. Муфта ра.ботает следующим образом При вращении ведущей полумуфты 1 крутящий момент передается последовательно через пластины 10, оси 8 и 9, шкивы 6 и 7, .кольцо 3, зону 5, кольцо 4, шкивы 11 и 12, оси 13 и 1 пластины 15 ведомой полумуфты 2 и далее с Помощью шлицев 16 ведомому валу. При работе муфты взаимная пер пендикулярность плоскостей колец 3 и 4 нарушается, причем последние находятся в динамическом равнов сии, а угол между их плоскостями за висит от натяжения колец 3 и 4 на шкивах, диаметра металлического тро са и других факторов. В данной конструкции при смещении осей соединяе мых валов происходит перекатывание по шкивам б и 7 кольца 3, а по шкивам 11 и 12 кольца 4, благодаря тому, что сила, препятствующая смещению осей валов, передается через компенсирующие элементы на их соеди нение в зоне 5. При этом к противоположным ветвям колец 3 и 4 сила не приложена, возможность свободног смещения осей- соединяемых валов, за счет перекатывания колец 3 и 4 по шкивам, позволяет компенсировать большие радиальные и угловые перемещения. Осевое смещение компенсируется шлицами 16. Минимальное количество узлов, включающих кольцо из металлического троса, натянутого на шкивы, - два. С целью увеличения смещения соединяемых валов возможно последовательное увеличение количества узлов между полумуфтами. Данное техническое решение позволяет повысить надежность работы и срока службы компенсационной муфты в условиях вибрационной нагрузки, при которой возникают значительный перекосы и смещения валов. За 1счет большой податливости предлагаемой муфты значительно уменьшается передача усилия на подшипниковые узлы привода, благодаря чему повышается их надежность и долговечность.Использование вместо неметаллического упругого элемента металлического троса позволяет обеспечить -надежную работу в условиях повышенных температур. Формула изобретения 1, Компенсационная муфта,содержащая ведущую и ведомую полумуфты, связанные между собой компенсирующими элементами, отличающаяс я тем, что, с целью увеличения надежности в работе и срока службы при повышенных перекосах и смещениях валов в условиях вибраций и высоких температур, она снабжена двумя парами параллельных пластин, закрепленHfcux попарно по оси на ведущей и ведомой полумуфтах и расположенных одна пара относительно другой под углом 90, а также двумя парами шкивов на осях, при этом оси каждой пары закреплены диаметрально противоположно на противолежащих параллельных пластинах, перпендикулярно их плоскостям, а компенсирующие элементы выполнены в виде скрепленных между собой колец, одно из которых размещено на шкивах ведущей полумуфты, а другое - на шкивах ведомой. 2.Муфта по П.1, отличающаяся тем, что кольца выполнены 1ИЗ металлического троса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Поляков B.C. и др. Справочник ло муфтам. М., Машиностроение, 1974, с. 116, рис. III. 47а.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упругая муфта | 1976 |
|
SU585334A1 |
Упругая муфта | 1979 |
|
SU838148A1 |
Упругая компенсационная муфта | 1976 |
|
SU659805A1 |
Упругая компенсационная муфта | 1977 |
|
SU627264A1 |
КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА | 1990 |
|
RU2035639C1 |
Упругая муфта | 1981 |
|
SU989193A1 |
ШАРНИРНО-РЫЧАЖНЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ | 2007 |
|
RU2347120C1 |
КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА | 1990 |
|
RU2035638C1 |
Упругая муфта | 1981 |
|
SU985503A1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 2011 |
|
RU2489617C2 |
Авторы
Даты
1981-05-15—Публикация
1978-12-08—Подача