Изобретение относится к технике испытаний машин и механизмов, а имен но испытаниям маслоочищающих устройс встроенных в подшипниковые узлы, и может быть использовано преимущественно в ходе работ, связанных с разработкой новых машин, в частности автотракторных двигателей внутреннего сгорания.. Известны способы испытания устройств для очистки масла, заключающиеся в том, что периодически в тече ние заданного промежутка времени прокручивают на заданном режиме эталонный механизм с включенным в его систему смазки испытуемым устройством с добавлением в масло дозированного количества искусственного загрязнителя и затем измеряют парс1Метр характеризующий эффективность очистки масла. Этот способ, в принципе, может быть использован для испытания встроенных маслоочищающих устройств 1. Однако для получения достоверных результатов при сравнении различных вариантов того или иного маслоочищаклдего устройства продолжительность прокрутки эталонного двигателя пои испытании каждого варианта по извест ному способу должна составлять по меньшей мере несколько десятков часов , т.е. этот способ не обеспечивает необходимой оперативности исследований. Кроме того, при каждом испыта-г НИИ изнгидиваются не только вкладыши подшипников, но и шейки вала эталонного двигателя. При сравнительно большом количестве испытуемых вариантов это обстоятельство приводит, к значительным материальным затратам. Цель изобретения - сокращение времени и материальных затрат при оценке эффективности маслоочищающих устройств, встроенных в пощшипниковые узлы. Поставленная цель достигается тем, что в качестве искусственного загрязнителя используют частицы свинца, качестве параметра, характеризующего эффективность очистки,принимают количество свинца, отложившегося на вкладышах подшипников. Кроме того, определение количества свинца на вкладьшах осуществляют . путем взвешивания подшипников. Пример. Проводятся испытания семи различных вариантов маслоочйшающих устройств, встроенных в
подшипниковые узлы кривошипно-шатунного механизма (точнее шатунные шейки коленчатого вала) дизельного двигателя внутреннего сгорания. Цель испытаний - выявить варианты, обеспечивающие наибольшую эффективность очистки масла. В качестве эталонного при испытаниях используется серийный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-240Б. Маслоочищающие устройства различных исполнений поочередно встраиваются в смазочные полости шатунных шеек коленчатого вала, этого двигателя.
Испытания каждого варианта производятся при следующих условиях: режим прокрутки эталонного двигателя переменный, цикличный: 6 циклов, продолжительностью по 10 мин с работой двигателя на холостом ходу последовательно при 800, 1300, 1600 об/мин и трижды при 1900 об/мин; подача искусственного загрязнителя (свинцовая стружка с размером частиц 0,1-1,0 мм в систему смазки кривошипно-шатунного механизма перед началом каждого цикла заданными дозами в пределах 20-25 г, а точнее 21,5 г; после каждого цикла прокрутки двигатель останавливают, коленчатый вал устанавливают в положение, соответствующее в.м.т. 1-го цилиндра, и делают вы- держку в течение 5 мин. Перед прокруткой и после ее завершения шатунные вкладыши двигателя взвешиваются и определяется суммарная прибавка массы всех вкладышей, т.е. количество, свинца, отложившегося на вкладышах эа время прокрутки. Для контроля тот же параметр (величина отложений свинца) определяется и после прокрутки двигателя без оснащения подшипниковых узлов очищающими устройствамй (т.е. эталонного двигателя). Результаты измерений для удобства сравнительной оценки подвергаются. графической обработке. В результате испытаний установлено, что наиболее эффективными являются П и Vli варианты исполнения маслоочищающего устройства. Эти варианты рекомендованы для опытно-промышленной партии, которая проходит длительные испытания в условиях эксплуатации..
Предлагаемый способ позволяет сравнительно быстро (все испытания занимают в общей сложности но более 30 ч выбрать наиболее эффективные Маслоочищающие устройства из большое ТО числа различных вариантов. При этом для всех испытаний используется один и тот же коленчатый вал, в то время как при оценке эффективности очистки масла по износу деталей для
испытания каждого варианта требуется отдельный коленчатый вал. Кроме того, не всегда имеется необходимость прокручивать при испытаниях-двигатель целиком: в некоторых случаях достаточно прокрутить на стенде только тот механизм, в который входит соответствукяций подшипниковый узел (например при испытаниях маслоочищаклдих устройстк, встроенных в подшипниковые узлы турбокомпрессора).
Формула изобретения
1.Способ испытания уртройства. для очистки масла, заключающийся в том, что периодически в течение заданного промежутка времени прокручивают на заданном режиме эталонный механизм с включенным в его систему смазки испытуемым устройством с добавлением в масло дозированного количества искусственногозагрязнителя и затем измеряют параметр, характеризующий эффективность очистки масла, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени и материальных затрат, в качестве искусственного загрязнителя используют частицы свинца, а в качеств.е параметра, характеризующего эффективность очистки, принимают количество свинца, отложившегося на вкладышах подшипников,.
2.Способ по П.1, отличающийся тем, что определений количества свинца на вкладыйах осуществляют путем взвешивания, подшипников.
.Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Двигатели внутреннего сгорания. Фильтры тонкой очистки масла. Технические требования и методы испытаний. ГОСТ 7i55-75. Раздел2, п.2,3. Мрторные испытания фильтров.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2036452C1 |
МЕХАНИЗМ ДЛЯ УРАВНОВЕШИВАНИЯ СИЛ ИНЕРЦИИ И МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ ВТОРОГО ПОРЯДКА | 1991 |
|
RU2037693C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ НА УСТАЛОСТЬ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА НА ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2017 |
|
RU2645783C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОЙ АКТИВНОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ | 2006 |
|
RU2304764C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2517968C2 |
ВИНТОРУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2330788C1 |
СПОСОБ ПРОГРЕВА СИСТЕМ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ОТ ПОСТОРОННЕГО ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ | 2001 |
|
RU2212558C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕСТКИХ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ В ПОДШИПНИКАХ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ | 1991 |
|
RU2026543C1 |
Авторы
Даты
1981-05-15—Публикация
1979-07-31—Подача