Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, например, для измерения неравномерности частоты вращения вала двигателей внутреннего сгорания. По основному авт.св. 515995 известно устройство для измерения неравномерности скорости вращения вала, которое содержит датчик, выполненный из диска с метками. По одну сторону которого размещены источники света, а по другую чувствительные элементы, выходы датчика соединены с первым и вторыми усилителями, выход первого усилителя через последовательно соединенные триггер запуска и элемент совпадения подключен к входу коммутатора време ных интервалов,,регистрирующие блоки триггер запрета и дополнительный элемент совпадения, причем входы регистрирующих блоков подключены к выходам коммутатора временных интер валов , последний выход которого чер последовательно соединенные триггер запрета и дополнительный элемент со . падения подключен к -второму входу элемента совпадения, выход второго усилителя соединен с вторым входом дополнительного элемента совпадения fl . Это устройство обладает недостаточной точностью и сравнительно большой трудоемкостью измерений частоты вращения вала. Цель изобретения - повышение точности и снижение трудоемкости измерения неравнсвиерности частоты вращения вала двигателя внутреннего сгорания в пределах цикла работы двигателя . Поставленная цель достигается тем что в известное устройство дополнительно введены блок сравнения действительной и заданной частоты вращения вала, первый и второй тригг ры совпадения, третий и четвертый элементы совпадения и фОЕ шрователь импульсов, при этом выход первого усилителя соединен со входом блока сравнения действительной и заданной частоты вращения вала и с первым входом четвертого элемента совпадения, выход блока сравнения, действительной и заданной частоты вращения вала соединен через первый триггер совпадения со вторым входом третьего элемента совпадения, первый вход которого соединен с выходом формирователя импульсов, а выход третьего элемента совпадения соединен через второй тр гер совпсщения со вторым входом чет вертого элемента совпадения, выход которого соединен со входом триггер запуска. На фиг, 1 изображена блок-схема устройства; на фиг, 2 - конструктив 1ная схема датчика для измерения нер номерности частоты вращения вала/а н фиг. 3 - датчик, вид сбоку. Устройство для измерения неравномерности частоты вращения вала содержит датчик 1. (фиг. 1) , выполне ный из диска 2 с метками 3 (фиг. 3) по одну сторону которого размещены источники 4 света, а по другую чувствительные элементы 5 и б. Выхо датчика 1 (фиг,1) соединены с усили телями 7, 8, выход усилителя 7 подключен к одному из. входов первого элемента 9 совпадения, выход которо соединен с одним из входов второго элемента 10 совпадения, выходом подключенного ко входу коммутатора 11 временных интервалов. Входы реги стрирующих блоков 12 соединены с выходами коммутатора 11 временных интервалов, последний выход которог-о через триггер 13 запрета подкл чен к второму входу первого элемента 9 совпадения. Выход триггера 14 запуска соединен со вторым входом второго элемента 10 совпадения. Вхо блока 15 сравнения действительной и заданной частоты вращения вала дв гателя соединен с выходом первого усилителя 8. Вход первого триггера 16 совпадения подключен к выходу блока 15 сравнения действительной и заданной частоты вращения. Второй вход третьего элемента 17 совпадени соединенгС выходом первого триггера 16совпадения. Выход формирователя 18 импульсов зажигания (момента впрыска) двигателей определенного цилиндра подключен к первому входу третьего элемента 17 совпадения. Вход второго триггера 19 совпадения соединен с выходом третьего элемент 17совпадения. Второй вход четверто го элемента 20 совпадения подключен к выходу второго триггера 19 совпа дения, первый вход - к выходу первого .усилителя 8, а выход соединен со входом триггера 14 запуска. Датчик (фиг. 2) содержит вал 21 с ук|)епленным на нем диском 2, источники 4 света, чувствительный элемент 5 промежуточных меток 3, опорный чувствительный элемент б, маркирную щель 22 и промежуточные метки 3. Устройство работает следующим образом. Леред началом измерения поршень определенного цилиндра (как правило первого) двигателя устанавливается в положение, соответствуюа ее верхней мертвой точке конца такта сжатия. В это же положение устанав- ливается и датчик 1 путем совмещения маркерной щели 22 с опорным чувствительным элементом. С помощью задающего устройства блока 15 задается значение угловой скорости коленчатого вала двигателя, при которой необходимо произвести измерение неравномерности частоты вращения вала. После подключения устройства к двигателю и датчику запуЬка двигателя, подачи питающих устройство напряжений и сигнала сброс все элементы приходят в исходное состояние (фиг. 1), при котором элемент 9 совпадения открыт, а элементы 10, 17, 20 совпадения закрыты. При этом импульсы от чувствительного элемента 5промежуточных меток 3 вращающегося диска 2, пройдя усилитель 7 и первый элемент 9 совпадения, поступают на вход второго элемента 10 совпадения, который их не пропускает. Импульсы от опорного чувствительного элемента 6проходят усилитель 8 и поступают на вход блока 15. Сигналы с выхода формирователя 18 импульсов зажигания (момента впрыска) двигателя поступают на вход элемента 17 совпадения, который находится в закрытом состоянии. После снятия сигнала сброс первый импульс от опорного чувствительного элемента б, пройдя усилитель 8 открывает цифровой измеритель времени, блока 15, который фиксирует длительность одного оборота вала. В случае несовпсщения частоты вращения вала с заданной показания измерителя времени сбрасываются на нули и на выходе блока 15 сигнал не выделяется. Постепенно увеличивая частоту вращения вала, добиваются момента, когда действительная частота вращения совпадает с заданной, в результате этого на выходе блока 15 появляется сигнал, который, воздействуя на триггер 16 совпадения, открывает элемент 17 совпадения. С приходом с выхода формирователя. 18, сигнала, соответствующего моменту зажигания или впрыска топлива, элемент 17 совпадения выделяет на выходе сигнал, который переключает триггер 19 совпадения. Выделяющееся при этом на его выходе напряжение поступает на один из входов элемента 20 совпадения и открывает его. В момент прихода через некоторый промежуток времени на второй вход элемента 20 совпадения сигнала с выхода усилителя 8, соответствующего моменту прохождения маркерной щелью 22 опорного чувствительного элемента 6, на выходе элемента совпадения 20 выделяется сигнал, который, перебрасывая триггер 14 запуска, открывает элемент 10 совпадения.
Одновременно через усилитель 7 и элемент 9 совпадения проходит первый импульс от чувствительного элемента 5 к коммутатору 11, который включает первый регистрирующий блок 12, фиксирующий длительность временного интервала до прихода второго Импульса от чувствительного элемента J5. Второй импульс закрывает первый регистрирующий блок 12 и одновременн открывает второй. Таким образом, первый регистрируняций блок фиксирует время прохождения первого углового интервала диска датчика. Второй реги стрирующий блок фиксирует время прохождения второго углового интервала диска. Описанный процесс продолжаетс до заполнения всех регистрирующих блоков, причем конечный импульс, отключающий последний регистрирующий блок, подается на вход триггера 13 запрета, который закрывает эл1емент 9 совпадения. При этом импульсы от чувствительного элемента 5 не имеют доступа к коммутатору 11, что исключает повторное открытие регистрирующих блоков 12.
Использование в устройстве блока сравнения действительной и заданной частоты вращения вала двигателя, двух триггеров совпадения, двух элементов совпадения и формирователя импульсов зажигания (момента впрыска определенного цилиндра двигателя, соединенных соответствующим образом между собой и с другими узлами устройства, позволяет воспроизводить результаты измерения неравномерности частоты вращения вала одного и того же двигателя, а также сопоставлять результаты измерений неравномерности частоты вращения вала, различных маро двигателей, в результате этого увеличивается точность и уменьшается трудоемкость измерения неравномерности частоты вращения вала, поскольку отпадает необходимость в проведении , большого числа измерений для получения сопоставимых результатов. Наличие синхронизации позволяет указать номера цилиндров, участвующих в работе в течение определенного оборота цикла, судить о величине неравномерности, создаваемой одним или группой цилиндров, и таким образом делать заключение о работе
0 отдельных цилиндров.
Формула изобретения
Устройство для измерения неравно5мерности скорости вргцдения вала по авт.св. 515995, отли-чающ е е с я тем, что, с целью повышения точности и снижения трудоемкости измерения, в него дополнитель0но введены блок сравнения действительной и заданной частоты вращения вала, первый и второй триггеры совпадения, третий и четвертый элементы совпадения и формирователь импульсов,, при этом выход первого усилите5ля соединен со входом блока сравнения действительной и заданной частоты вращения вала и с первым входом четвертого элемента совпгщения, выход блока сравнения действитель0ной и Зсшанной частоты вращения вала соединен через первый триггер совпадения со вторым входом третьего элемента совпадения, первый вход которого соединен с выходом формиро5вателя импульсов, а выход третьего элемента совпадения соединен через второй триггер совпадения со вторым входом четвертого элемента совпадения, выход которого соединен со вхо0дом триггера запуска.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР №515995, кл. G 01 Р 3/36, 1976.
S
Н
I1
--Л I
J
---л I
ь
,
S
.Z
Авторы
Даты
1981-05-23—Публикация
1979-07-27—Подача