1
Изобретение относится к зубчатымпередачам с ротапринтной смазкой зацепления зубчатых колес и может быть использовано в тех областях техники, где применение для смазки жидких смазок и пластичных смазочных материалов крайне нежелательно или недопустимо, напЕ)имер в химической, текстильной, пищевой, космической и вакуумной технике ij.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является гипербол оидная зубчатая передача с ротапринтной смазкой зацепления, содержащая ведущий червяк, ведомое червячное колесо и соосное с ним смазочное колесо с зубьями из твердого смазочного материала, подпружиненное к ведущему червяку. Передача выполнена червячной, а смазочное колесо ее является частью ведомого червячного колеса.
Однако из-за того, что в известно передаче ведомое червячное колесо имеет ширину, уменьшенную на величину, равную ширине смазочного колеса, она обладает повышенными прочностью и долговечностью. Кроме того, из-за; расположения в ней линий действия пружин, поджимающих смазочное колесо
к червяку , в плоскости, перпендикулярной к оск ведомого колеса, происходит смазывание лишь одноименных боковых поверхностей витков червяка, в связи с чем не обеспечивается надежная работоспособность передачи в режиме частых реверсирований направления вращения ее ведущего червяка.
Цель изобретения - повышение долговечности и обеспечение надежной работоспособности гиперболоидной зубчатой передачи с ротапринтной смазкой зацепления в режиме частых реверсирований направления вращения ведущего червяка.
Указанная цель достигается тем, что гиперболоидная зубчатая передача с ротапринтной смазкой зацепления выполнена спироидной, ведущий червяк расположен между смазочным и ведоглом колесс-ми которые имеют одинаковые числа Зубьев и разноименное направление линий зубьев, а осевой модуль гп и число заходов z червяка, число z зубьев каждого из колес и межосевое расстояние а, передачи связаны следующей зависимостью:
m(z2 - 2,23 Zf) (1,95 .... 2,05)а
На фиг, 1 изображена передача по оси ведомого ваша, разрез; на фиг. 2 - разрез А-Л на фиг. 1 на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
Гиперболоидная зубчатая передача содержит корпус 1, ведущий спироидны Червяк 2 и размещенные соосно на ведомом валу 3 по разные стороны от червяка 2 зацепляющиеся с ним спироидное Ведомое колесо 4, передакщее нагрузку, и спироидное ведомое смазочное колесо 5, состоящее из соединенных в одно звено зубчатого венца б, выполненного из твердого смазочного материала, и ступицы 7, имеющей возможность перемещения вдоль оси вала 3. На цилиндрическую часть ступицы 7 смазочного колеса 5 надета пружина 8, упирающаяся одним торцом в эту ступицу, а другим торцом - в упорное кольцо 9, соединенное при помощи резьбы с валом 3. По периферии упорного кольца 9 выполнены радиальные отверстия 10, предназначенные для того, чтобы посредствоминструмента типа стержня (не показан), встаБляемо1о в эти отверстия через оконо 11 корпуса 1 после снятия с этого окна крышки 12, производить перемещение упорного кольца 9 по резьбе вала 3 и тем самым осуществлять регулировку усилия поджатия смазочного колеса 5 к ведущему червяку 2. Пружина 8, линия сжатия которой совпадает с общей осью ведомых колес 4 и 5 и вала 3, поджимая к червяку 2 смазочное колесо 5, одновременно создает усилие в резьбовом соединении упорног-о кольца 9 с валом 3, за счет чего это упорное кольцо 9 лишается возможности самоотвинчивания .
В данном случае направление линий витков 13 червяка 2 является правым, направление линий зубьев 14 передающего нагрузку ведомого колеса 4 левым, направление линий зубьев 15 смазочного колеса 5 .- правым. В связи с различием в направлении линий витков 13 червяка 2 и линий зубьев 14 ведомого колеса 4 обеспечивается уменьшенное проскальзывание зубьев 14 колеса 4 по отношению к виткам 13 червяка 2 и, как результат, достигается повышенная износостойкость зубьев этого колеса, а вследствие одинакового направления линий витков 13 червяка 2 и линий зубьев 15 смазочного колеса 5 возникает повьлиенное скольжение в зацеплении к обусловленный Э1ИМ увеличенный износ зубьев 15 смазочного колеса 5, что способствует ,лучшему образованию и распространению смазочного порошка по зацепляющимся поверхностям витков червяка 2. Число зубьев 15 смазочного колеса 5 равно числу зубьев 14 ведомотО колеса 4. За счет этого угловые скорости врсШ1ения и направление вращения обоих колес одинаковы, а следовательно, исключается вра1цение смазочного колеса 5 относительно вала 3 и, таким образом, обеспечивается высокая износостойкость той цилинг дрической поверхности ступицы 7 колеса 5, которая сопрягается с соответствующей цилиндрической поверхностью ведомого вала 3. При этом для того, чтобы зубья 14 и 15 обоих колес, имея
разноименное (левое и правое) направление и одинаковое число z, в то же время не имели подрезания, осевой модуль тх червяка 2, число z заходов этого червяка, число z, зубьев каждого из двух спироидных колес 4 и 5
5 и межосевое расстояние передачи должны быть-связаны следующей зависимостью: т ( 2,23 Z,) (1,95. ..2,05)а,
Смазывание зубьев ведомого колеса 4, передающего нагрузку, происходит следующим образом.
В результате взаимодействия червяка 2 с поджима.емлм к нему смазочным колесом 5 боковые поверхности его витков 13 покрываются слоем смазки. Затем покрытия слоем смазки поверхности входят в зацепление
Q с боковыми поверхностями зубьев 14
колеса 4 и колеса 5 к червяку 2 вследствие износа зубьев 15 этого колеса ослабевает, крышку 12 снимают и через окно 11 с помощью инструмента
с типа стержня, вставляемого в отверстия 10 упорного кольца 9, производят такое перемещение последнего по резьбе вала 3, при котором оно приближается к червяку 2, что вызывает более сильное окатие пружины 8 и,
0 следовательно, обеспечивает требующееся увеличение усилия поджатия смазывающего колеса 5 к червяку 2. Предлагаемая передача обладает повышенными прочностью, износостойкостью и, следовательно, долговечностью, а в связи с обеспечением одновременного смазывания левых и правых рабочих поверхностей витков ведущего червяка и зубьев ведомого коQ леса передача способна эффективно
передавать нагрузку при эксплуатации в условиях частого реверсирования направления вращения червяка. Кроме того, в предлагаемой передаче имеется устройство, обеспечивагацее возможность удобной регулировки усилия поджатия смазочного кол§,са к червяку в процессе эксплуатации.
Формула изобретения
Гиперболоидная зубчатая передача с ротапринтной смазкой зацепления, содержащая ведущий червяк, ведомое червячное колесо и соосное с ним
смазочное колесо с зубьями из твердого смазочного материала, подпружиненное к ведущему червяку, о т л и чающаяся тем, что, с целью повышения долговечности и обеспечения надежной работоспособности передачи в режиме частых реверсирований направления вращения ведущего червяка, передача выполнена спироидной, ведущий червяк расположен между смазочным и ведомым колесами, которые имеют одинаковые числа зубьев, и разноименное направление линий зубьев.
а осевой модуль т и число заходов z червяка, число г, зубьев каждого из колес и межосевое расстояние эп/ передачи связаны следугаией зависимостью
,23z) (l,93...2,05)3j.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 Авторское свидетельство СССР № 389716, кл. F 16 Н 1/16, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Спироидная передача с ротапринтной смазкой зацепления | 1983 |
|
SU1173114A1 |
СПИРОИДНАЯ ПЕРЕДАЧА С РОТАПРИНТНОЙ СМАЗКОЙ ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2306465C2 |
Спироидная передача с ротапринтной смазкой зацепления | 1989 |
|
SU1682689A1 |
Способ изготовления глобоидно-цилиндрической передачи с нелинейчатым червяком | 2022 |
|
RU2803611C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЧЕРВЯЧНО-СПИРОИДНЫЙ РЕДУКТОР | 2018 |
|
RU2701637C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ С ПЕРЕКРЕЩИВАЮЩИМИСЯ ОСЯМИ | 1996 |
|
RU2101582C1 |
ЧЕРВЯЧНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2136987C1 |
Червячная передача | 1990 |
|
SU1795198A1 |
Двухступенчатый зубчатый редуктор | 1981 |
|
SU973973A1 |
ШАРИКОВАЯ ЧЕРВЯЧНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2092726C1 |
Авторы
Даты
1981-06-15—Публикация
1979-01-08—Подача