(54) БЛОКИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ. ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
I
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению.
Известно блокирующее устройство запуска двигателя внутреннего сгорания, содержащее стопорную рамку, установленную в корпусе механизма переключения коробки передач и взаимодействующую с рычагом переключения передач, электрический выключатель и вал включения силовой передач-и пускового двигателя 1.
Однако известное блокирующее устройство обладает недостаточной надежностью, так как в условиях большой запыленности и засоренности воздуха, в которых работают транспортные средства,контакты выключателя быстро загрязняются, в результате чего электрическая цепь двигателя не замыкается при включении выключателя.
Целью изобретения является повышение надежности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно снабжено шарнирно связанным со стопорной рамкой фиксатором углового положения вала включения силовой передачи, причем фиксатор и вал снабжены поперечными пазами и соответственно в них размещены.
Кроме того, фиксатор может быть выполнен в виде поворотного вала.
На фиг. f изображена кинематическая схема предлагаемого устройства; на фиг. 2сечение А-А на фиг. 1 при выключенных скорости и силовой передаче пускового двигателя; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 2 при выключенных скорости и силовой передаче; на фиг. 4 - сечение на фиг. I при включенных скорости и силовой передаче; на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 4 при включенных скорости и силовой передаче.
Устройство содержит стопорную рамку 1, установленную в подшипниках 2 корпуса 3 механизма, переключения коробки передач и взаимодействующую с рычагом 4 переключения передач, нижний конец которого рйзмешен в продолговатом пазу 5, выполненном в рамке 1, и вал 6 включения силовой передачи пускового двигателя. Устройство снабжено также шарнирно связанным со стопорной рамкой 1 через шатуны 7 и 8, шарниры 9 и тягу 10 фиксатором углового по-, ложения вала 6 включения силовой передачи, выполненным в виде поворотного вала 11, установленного в подшипниках 12, причем фиксатор и вал 6 снабжены поперечными пазами 13 и 14, и соответственно в них размещены. При помощи вала б управляют механизмом 15 включения силовой передачи пускового двигателя. Вал 6 снабжен рукояткой 16 и установлен в подшипниках 17.
Устройство работает следующим образом.
Когда скорости выключены, и рычаг 4 переключения передач находится в нейтральном положении, ось паза 13 поворотного вала 1I находится в горизонтальном положении. Когда механизм 15 выключен, ось паза 14 вала б включения также находится в горизонтальном положении (фиг. 2 и 3). В этом случае ничто не мешает включить или выключить скорость или же силовую передачу пусковогс двигателя. Если же один из этих механизмов включен, то при этом обязательно поворачивается одна из деталей: поворотный вал II или вал б включения. Поперечный паз, ВЕ гполненный в этой детали, также поворачивается, и его ось занимает наклонное положение. В этом случае включить другой ме.ханизм уже невозможна, так как деталь этого механизма, имеющая поперечный паз, оказывается заклиненной повернувпгимся пазом уже включенного механизма.
Так, например, при включении скорости рычаг I поворачивается. Оюим нижним концом он поворачивает рамку 1, а с ней и передний шатун 7. Шатун 7 передвигает тягу 10, которая поворачивает задний шатун 8, который, в свою очередь, поворачивает поворотный вал. 11 (положение деталей устройства при этом показано на фиг. 1 пунктирными линиями, положение пазов 13 и 14 поворотного вала И и вала б включения на фиг. 5). В этом случае невозможно повернуть вал б, чтобы включить силовую передачу пускового двигателя и запустить основной двигатель.
Если скорости выключены, все детали устройства возвращаются в начальное положение (фиг. I). При этом можно запустить основной двигатель. Для этого запускают пусковой двигатель, а затем поворотом вала б включения за рукоятку 16 включают силовую передачу пускового двигателя. В
результате основной двигатель запускается. В это время включить какую-либо скорость невозможно, так как при повороте вала б включения его паз 14 также поворачивается и не позволяет повернуть рычаг 4 переключения передач (положение пазов 13 и 14 показано на фиг. 4). В этом случае для включения скорости нужно выключить силовую передачу пускового двигателя.
Таким образом, предлагаемое устройство отличается повышенной надежностью, а
применение его в транспортных средствах поволяет повысить безопасность эксплуатации.
Формула изобретения
и взаимодейству(оп|ую с рычагом переключения передач, и вал включения силовой передачи пускового двигателя, отличающееся тем, что, с целью повып|ения надежности, устройство дополнительно снабжено П1арнирно связанным со стопорной рамкой фиксатором углового положения вала включения силовой передачи, причем фиксатор и вал снабжень поперечными пазами и соответственно в них разме1лены.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 383868, кл. F 02 N 15/1П, 1970.
Фие.1
I VI
.2
Фиг 5
/2
Iчччуг
IWX1
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1979-06-20—Подача