оо
со Изобретение относится к электромашиностроению и может быть применен в установках погружных электронасо сов, используемых дЛя добычи нефти из скважин. Известно устройство защиты электродвигателя погружного насоса, содер жащее корпус, вал, три последователь но расположенные вдоль вала . камеры подшипники, механические уплотнения, эластичный компенсатор, разделяющий нижнюю камеру на внвинюю и внутреннюю полости, предохранительный клапан, защитные и соединительную трубки 13Однако такая конструкция не обеспечивает работу электродвигателей большой мощности в высокопроизводительных скважинах с повышенной темпе ратурой откачиваемой жидкости. Конструкция предусматривает два узла: протектор и компенсатор с эластичными элементами, мoнтиpye tt.IMИ над и под электродвигателем. Протектор слу жит для механического разобщения внутренней полости электродвигателя от полости скважины с пластовой жид.костью. Компенсатор компенсирует теп ловые расширения жидкого диэлектрика в электродвигателе и служит резер вуаром для компенсации утечек жидког диэлектрика через торцовые уплотнени 3 протекторе. При наличии таких двух узлов под и над электродвигателем большой длины практически невозможным становится монтаж электронасоса на скважине при наличии имеющихся на нефтяных промыслах передвижных подъе ных средств. Электродвигатели повышенной мощности имеют большие объемы внутренней полости, которые для компенсации температурных изменений жидкого диэлектрика требуют и больших объемов эластичных компенсаторов, что при ограниченных поперечных размерах скважин влечет за собой увеличение длины и количества компенсаторов. Увелш ение количества компенсаторов влечет за собой и увеличение мест соединения их с корпусными деталями, и, безусловно, требует-их надежного уплотнения. Кроме того, наличие боль шого количества эластичных компенсаторов снижает надежность конструкции узла защиты, повышает стоимость его изготовления и ремонта. Цель изобретения - повышение надежности работы электродвигателя. Поставленная цель достигается тем, что в устройстве защиты электродвигателя погружного скважинного насоса, содержащего корпус, вал, три последовательно расположенные вдоль вала камеры, подшипники, механические уплотнения, эластичный компенсатор, разделяющий нижнюю камеру, на внешнюю и внутреннюю полости, предохранительный клапан, защитные и соединительную трубки, предохранительный клапан установлен в нижней части нижней камеры и сообщает между собой внутреннюю и внешнюю полости компенсатора, соединительная трубка связывает нижнюю часть верхней камеры с нижней частью нижней камеры, при этом верхняя камера и нижняя часть нижней камеры заполнены буферной диэлектрической Жидкостью с плотностью, превьш1ающей плотности жидкостей внутри и вне электродвигателя и не Смешивающейся с ними, например, манометрической жидкостью. На чертеже представлено предлагаемое устройство, разрез. Устройство защиты при монтаже электронасоса на скважине устанавливается между насосом 1 и электродвигателем 2, . Устройство состоит из корпуса 3, в котором выполнены верхняя 4, средняя 5 и нижняя 6 камеры. Внутри корпуса 3 проходит вал 7, который вращается в радиальных подшипниках 8. Осевое перемещение вала ограничено упорным подшипником 9. Между собой камеры разделены торцовьми уплотнениями 10. В верхней и средней камерах 4 и 5 вал и торцовые уплотнения, а в нижней камере 6 только вал закрыты защитными трубками 11 и 12. В нижней камере 6 установлен эластичный компенсатор 13 и предохранительньй клапан 14. Внутренняя полость 15 компенсатора 13 сообщена в нижней части с предохранительным клапаном 14, а в верхней части через зазор 16 и кольцевое пространство между валом 7 и защитной трубкой 12 с внутренней полостью электродвигателя 2. Нижняя часть верхней камеры 4 сообщена с нижней частью нижней камеры 6 посредством трубки 17. Нижняя часть средней камеры 5 и верхняя .часть нижней камеры 6 сообщены отверстием 18. Средняя и нижняя камеры 5 и 6, внутренняя полость 15 компенсатора 13 наполнены, как и электродвигатель 2, жиднапример транс КИМ диэлектриком, форматорным маслом. Верхняя камера и нижняя часть нижней камеры 6 по нижн11й обрез трубки 17 заполнены бу ферной диэлектрической жидкостью с плотностью, превышающей плотность жидкого диэлектрика и пластовой жидкости в скважине и не смешивающе ся с ними. Устройство защиты электродвйгате ля погружного насоса работает следующим образом. При погружении установки электро насоса в пластовую жидкость скважины буферная жидкость, находящаяся в верхней камере 4, препятствует пр никновению пластовой жидкости в камеры, а следовательно, и в электродвигатель 2. После запуска установки в работу жидкий диэлектрик разогревается в электродвигателе и увеличивается в объеме. Поскольку торцовые уплотнения 10, установленные между средней камерой и внутренней полостью 15 ко пенсатора 13, не пропускают жидкий диэлектрик в среднюю камеру, эласти ный компенсатор будет расширяться и коснется внутренней стенки корпуса 3. Затем внутри компенсатора и электродвигателя возникает давление Чтобы исключить повреждение Деталей и узлов срабатывает предохранительный клапан 14, который стравливает часть жидкого диэлектрика в нижнюю камеру. Эта часть жидкого диэлектрика либо дополняет среднюю камеру, либо выбрасывается по трубке 17 через верхнюю камеру в пластовую жидКость, находящуюся между устройством защиты и насосом. При установившемся тепловом режиме в электродвигателе во внутренней полости 15 эластичного компенсатора, а следовательно, и в электродвигателе устанавливается избыточное давление, определяемое столбом буферной жидкости, действующим на наружную поверхность эластичного компенсатора. По мере утечки жидкого диэлектрика через торцовое уплотнение из внутренней полости компенсатора последний уменьшается в Объеме. Величина объема эластичного компенсатора с учетом объема на тепловое расширение при пуске электродвигателя в работу определяет запас диэлектрика на утечку и, следовательно, длительность работы установки электронасоса в скважине. Жидкий диэлектрик, проникающий в процессе работы через нижнее торцовое уплотнение, пополняет среднюю камеру, а проникающий из средней камеры через верхнее уплотнение вьпсодит в скважину. В случае повреждения верхнего уплотнения буферная жидкость заполняет среднюю и нижние камеры и обеспечивает нормальную работу нижнего уплотнения и компенсатора. В случае выхода из строя предохранительного клапана узел представляет систему из двух гидрозатворов, исключающих проникновение пластовой жидкости внутрь электродвигателя. В случае порыва эластичного компенсатора узел представляет гидрозатвор, также исключающий проникновение пластовой жидкости в электродвигатель.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОНАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2219640C2 |
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя | 1987 |
|
SU1429228A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОНАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2210159C2 |
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя | 1980 |
|
SU1029338A1 |
КОМПЕНСАТОР ПОГРУЖНОГО ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2562906C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2031514C1 |
ПОГРУЖНОЙ ДИАФРАГМЕННЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИН | 1995 |
|
RU2087748C1 |
ПОГРУЖНОЙ ДИАФРАГМЕННЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЖИДКОСТИ | 1992 |
|
RU2042052C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЛАСТОВОЙ ЖИДКОСТИ | 2002 |
|
RU2221322C2 |
СКВАЖИННЫЙ ЭЛЕКТРОГИДРОПРИВОДНОЙ НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 1997 |
|
RU2116512C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОГРУЖНОГО НАСОСА, содержащее корпус, вал, три последовательно расположенные вдоль вала камеры, подшипники, механические уплотнения, эластичный компенсатор, разделяющий нижнюю камеру и внешнюю и внутреннююполости, предохранительйый клапан, защитные и соединительную трубки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, предохранительный клапан установлен в нижней части нижней камеры и сообщает между собой внутреннюю и внешнюю полости компенсатора, соединительная трубка связывает нижнюю часть верхней камеры с нижней частью нижней кa меры, при этом верхняя камера и нижняя часть нижней камеры заполнены буферной диэлектрической жидкостью с плотностью, превьш1ающей плотности жидкостей внутри и вне электродвигателя и не смешивающейся с ними, например, манометрической жидкостью.S(Л
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1971 |
|
SU436415A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-07-23—Публикация
1979-08-13—Подача