t
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к способам изготовления рам грузовых автомобилей.
Наиболее близким к изобретению является способ изготовления раки транспортного средства, заключсшлдийся в соединении лонжеронов с поперечинами, геометрически-е размеры которых обеспечивают сборку ракы без деформаций лонжеронов и поперечин {|1
Однако данный способ характеризуется недостаточной долговечностью вследствие отсутствия в элементах рамы предварительных напряжений сжатия, которые в результате суммирования с переменными эксплуатационными напряжениями растяжения снижают напряжения, действующие в материале элементов рамы и тем саивлм повьияают ее долговечность. В конструкциях рам, изготовленных известным способом, в наиболее нагруженных ее элементах переменными напряжениями растяжения происходят преждевременщле усталостные разрушения в основном от края полок лонжеронов, поперечин и их соединений.
Цель изобретения -.повышение долговечности рамы путем создания предварительных напряжений сжатия со стороны края полок лонжеронов, в промежуточных поперечинах и их соединениях.
Поставленная цель достигается; тем, что согласно способу лонжероны устанавливают один относительно другого на расстоянии, соответствующем длине,по крайней мере, одной
to поперечины, а остальные поперечины, длины которын выбраны отличными от соответствующих расстояний между лонжероналм в местах их крепления к поперечинам, длнш указанной попе15речины, располагают с зазорами относительно лонжеронов, после чего лонжероны подвергают упругому изгибу до устранения этих зазоров и крепят к поперечинам.
20
Этот способ обеспечивает создание предварительных напряжений сжатия со стороны края полок лонжеронов, в промежуточных поперечинах и их соедиаениях, что приводит к повьиие25нию долговечности указанных, элементов, а следовательно, и рамы в целом.
На фиг. 1 и 2 изображены примеры реализаций способа при изготовлении рамы с параллельиь расположением 30 лонжеронов; на фиг. 3 и 4 - то же,
ля рамы с непараллельным расположением лонжеронов; на фиг. 5 и 6 - то е, для рамы с криволинейными лонжеронами; на фиг, 7 - узел креплени.я лонжерона с поперечиной; на фиг. 8 асчетная схема закрепления и нагрузки лонжерона: форма упругой линии и эпюры предварительных напряжений сжатия....
Рама транспортного средства (фиг.1-7) содержит лонжероны 1 и поперечины 2, соединенные между собой крепежом 3. Геометрические размеры элементов рамы выбраны, исходя из условия, необходимого для реализации способа: наличия зазоров, за исключением, по крайней мере, одной поперечины, между остальными поперечинами и соответствующими расстояниями между лонжеронами в исходном состоянии (на фиг.1-6 изображены пунктиром) в местах их крепления к указанным поперечинам. При этом зазоры обеспечиваются как путем измененной конфигурации лонжерона 1 (фиг.1, 3 и 5), так и длин поперечин 2 (фиг.2, 4 и 6), а также возможна их комбинация.
Предлагаемый способ состоит в следующем.
Предварительно лонжерйны 1 в исходном состоянии (на фиг.1-6 изобраены пунктиром) устанавливают один относительно другого на расстоянии, соответствукяцем длине, по крайней ере, одной поперечины 2. При этом ежду лонжеронами и остальными поперечинами в местах их крепления к онжеронам образуются зазоры. Затем онжероны подвергают упругому изгибу до устранения указанных зазоров .в таком виде крепят к поперечинам. Последовательность крепления лонжеонов к поперечина. безразлична и зависит от удобства сборки конкретной конструкции рамы. Например, предварительно поперечин л могут быть прикреплены к одному лонжерону, а затем Крепят второй лонжерон минимум к одной из поперечин (в изображенных на фиг.1-6 рамах может осуществляться предварительно крепление к двум промежуточным поперечинам) с образованием зазоров между остальными поперечинами. После этого лонжероны подвергаются упругому изгибу до устранения зазоров между поперечинами и лонжероном, а затем лонжерон крепят к этим поперечинам.
После изготовления рамы ее элементы находятся в упруго-деформированном состоянии. При этом в лонжероне 1 (фиг.7) вследствие крепления его в упруго-изогнутом виде к поперечинам 2, например заклепками, со стороны края полки 4 имеют место предварительные напряжения сжатия (GtKt А) , а также в поперечине ( и усилия сжатия в заклепочном соединении.
Пример. Расчет зазоров между крайними поперечинами 2 и лонжероном 1 в исходном состоянии, исходя из требуемых напряжений сжатия и конструктивных размеров (фиг.2). 5 Лонжероны 1 и поперечины 2 выпол,нены из швелера № 12 и № 10 (ГОСТ 8240-56), Момент инерции сечения лонжерона относительно нейтральной оси X 1ч 34,4 см2-. Расстояние от
Q найтральной оси до края полки лонжерона X 3,81 см. Площадь сечения поперечины S 11,7 см. Модуль упругости материала раме Е 2,1 10- кг/см Я
Расстояние между поперечинами
5 (фиг.8) а 100 см и 1 150 см. Максимальное предварительное напряжение сжатия в крае полки 4 лонжерона lO- -500 кг/см.
G х /) Изгибающий момент М
-500 34,4
-4514 кгсм.
3,81
.м а Изгибающая сила Р 100
-45,14 кг
Требуемый прогиб лонжерона в точе приложения силы Р:
Ра (2а Н- 31 )
0,68 см.
V
6EI
Напряжение в поперечине
-45.14 з,8 кг/см
,7
и изменение длины поперечины
.
еж
Е 2,1 . -0,0002 см.
Учитывая, что ь нашем случае Р 8, то необходимый зазор между лонжероном и крайней поперечиной V V + 2 (d) 0,68 + 2 xQ,0002 о,6804 см.
По результатам р;асчета фиг.8) построена по длине лонжерона эпюра предварительных напряжений сжатия в крае полок лонжерона.
Предлагаемый способ изготовления рамы транспортного средства обеспечивает в области изгиба лонжеронов и S их опасных зонах, т.е. краях полок лонжеронов, а также в промежуточных поперечинах и их местгис крепления,, напряжений сжатия, кото рые, суммируясь с напряжением,- возникающими в процессе эксплуатации, соответственно уменьшают значения напряжений растяжения и тем саыЁям приводят к повышению долговечности рамы.
Формула изобретения Способ изготовления рамы транс портнохч} средства путем соединения
лонжеронов с поперечинами, отличающий ся тем, что,- с целью повьппения долговечности рамы путем создания в ней предварительных напряжений сжатия, лонжероны устанавливают один относительно другого на расстоянии, соответствующем длине., по крайней мере, одной поперечины,- а остальные поперечины, длины которых выбраны отличными от длины указанной поперечины, располагают с
зазорами относительно лонжеронов, после чего лонжероны подвергают упругому изгибу до устранения этих зазоров и крепят к поперечинам. .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Лельчук Л.-м. и др. Испытания и ремонт автомобильных рам (НИИАТ) М., Транспорт, 1974, с. 5-21 (прототип) ,
f
/
иг.1
Фиг.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2405709C1 |
РАМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2176606C2 |
Рама контейнеровоза и способ ее сборки | 1991 |
|
SU1776241A3 |
УЗЕЛ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОЕДИНЕНИЯ КУЗОВА С РАМОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2333128C2 |
РАМА ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ЛОКОМОТИВА | 2003 |
|
RU2246417C1 |
КЕССОН КРЫЛА ИЗ КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА | 2013 |
|
RU2532255C1 |
Длинная пустотелая широкохордная лопатка вентилятора и способ ее изготовления | 2016 |
|
RU2626523C1 |
РАМНАЯ НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРИЦЕПА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2015 |
|
RU2613655C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННОЙ ДВУТАВРОВОЙ БАЛКИ | 2014 |
|
RU2561446C1 |
АКВАРЕЗЕРВУАР | 2020 |
|
RU2740623C1 |
fui.i
.1 2
РигЛ
Риг.5
Фиг.6
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-09-26—Подача