Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструктивному выполнению узла герметизации места соединения рамы с кузовом транспортного средства, в части приспособленного для передвижения по обводненным участкам.
Для транспортных средств повышенной проходимости, выполненных с возможностью передвижения по заполненным водой участкам и переправляться через водные преграды колесным ходом или с помощью водометного движителя, существенным является герметизация полости рамы, в которой расположены узлы трансмиссии, и салона кузова в донной его части от проникновения воды. В этом случае важным является герметизация места прикрепления кузова к лонжеронам рамы при обеспечении при этом возможности относительного перемещения, так как кузов смонтирован на раме на виброгасящих упругодеформируемых элементах, обуславливающих наличие зазора, обеспечивающего возможность относительного перемещения рамы и кузова.
Известен узел герметизации соединения рамы с рамой, на которой кузов установлен на упругодеформируемых элементах, содержащий выполненные из резинотехнического материала уплотнения, располагаемые между рамой и кузовом (RU № 2178367, B62D 33/06, опубл. 2002.01.20).
Недостатком данного узла является то, что в качестве уплотнения, герметизирующего проем, использован трубообразный элемент из резинотехнического материала, в полость которого подается давление от тормозной системы транспортного средства, за счет чего происходит выборка зазоров в месте сопряжения и обеспечивается относительное перемещение сопрягаемых элементов. Однако применение надуваемого уплотнения не дает должного результата в части надежности и долговечности, так как данное уплотнение, во-первых, работает на растяжение (а со временем от температуры и, возможно, из-за внутренних дефектов такие резинотехнические элементы теряют упругость, приобретают определенную жесткость и расслаиваются или трескаются), что приводит к потере основной функции уплотнения - обеспечивать герметизацию, а во-вторых, такое уплотнение работает только при работающем двигателе транспортного средства, когда в тормозной системе создается давление. Естественно, что такие недостатки не позволяют использовать данный узел герметизации для транспортных средств, специально предназначенных для передвижения по заполненным водой участкам, и переправляться через водные преграды колесным ходом или с помощью водометного движителя.
Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по созданию надежного и долговечного герметизирующего узла, обеспечивающего возможность относительного перемещения стыкуемых элементов за счет введения двух уплотнительных контуров, один из которых всегда выведен из зоны герметизируемого зазора.
Достигаемый при этом технический результат заключается в повышении надежности и долговечности, а также ремонтопригодности в полевых условиях.
Указанный технический результат для первого варианта исполнения достигается тем, что в узле герметизации соединения кузова с рамой, на которой кузов установлен на упругодеформируемых элементах, содержащем выполненные из резинотехнического материала уплотнения, располагаемые между рамой и кузовом, одно из указанных уплотнений выполнено в виде размещенной внутри выполненной из лонжеронов и поперечин рамы ленты, на каждом торце которой по ее длине образован продольный паз для ввода в один из них вертикально расположенного на днище кузова выступа и для ввода в другой из них края верхне горизонтально расположенной полки лонжерона и/или поперечины рамы, а другое из указанных уплотнений выполнено трубообразным, размещено под днищем кузова на верхне горизонтально расположенной полке лонжерона и/или поперечины рамы и выполнено с продольно расположенным пазом по его длине для ввода в него вертикально расположенного выступа, выполненного на верхне горизонтально расположенной полке лонжерона и/или поперечины рамы и расположенного между зоной размещения упругодеформируемых элементов на полке лонжерона и/или поперечины рамы и обращенным наружу рамы краем этой полки.
При этом расположенный на днище кузова выступ жестко закреплен в пазу ленты посредством болтовых или заклепочных элементов.
Указанный технический результат для второго варианта исполнения достигается тем, что в узле герметизации соединения кузова с рамой, на которой кузов установлен на упругодеформируемых элементах, содержащем выполненные из резинотехнического материала уплотнения, располагаемые между рамой и кузовом, указанные уплотнения выполнены в виде размещенных внутри выполненной из лонжеронов и поперечин рамы лент, на каждом торце каждой из которых по ее длине образован продольный паз для ввода в один из них одного из двух рядом выполненных вертикально расположенных на днище кузова выступов и для ввода в другой из них края для одной ленты верхне горизонтально расположенной полки лонжерона и/или поперечины рамы, а для другой ленты - горизонтально расположенного выступа, выполненного на вертикальной стенке лонжерона под верхне горизонтально расположенной полкой лонжерона и/или поперечины рамы.
При этом расположенные на днище кузова выступы жестко закреплены в пазах лент посредством болтовых или заклепочных элементов.
Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.
Настоящее изобретение иллюстрируется конкретными примерами, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения указанного технического результата.
На фиг.1 показан первый вариант исполнения узла герметизации соединения кузова с рамой;
фиг.2 - второй вариант исполнения узла герметизации соединения кузова с рамой.
Настоящее изобретение предназначено для внедорожного полноприводного колесного транспортного средства, которое содержит прямоугольной формы раму, которая включает в себя связанные между собой поперечинами лонжероны, каждый из которых выполнен с вертикальной стенкой 1 и отходящими от нее верхне 2 и нижне 3 горизонтально расположенными полками. Верхние поверхности трех выполненных П-образными в сечение поперечин расположены в плоскости верхних поверхностей горизонтальных полок лонжеронов. Верхние и нижние полки соответственно 2 и 3 от вертикальной стенки одного лонжерона направлены навстречу верхним и нижним полкам вертикальной стенки другого лонжерона. Снизу рама может быть закрыта корытообразным кожухом, герметизирующим полость рамы снизу, где размещены узлы трансмиссии и рулевого управления, от грязи и воды. При таком исполнении рамы возможно создание плавающих вариантов полноприводных колесных вездеходов. Данная рама рассматривается как базовый узел для монтажа различного кузова или кузовного оборудования, которое монтируется (устанавливается) на виброгасящих упругодеформируемых элементах 4.
Для герметизации места прикрепления кузова к лонжеронам рамы и обеспечении при этом возможности относительного перемещения, так как кузов смонтирован на раме на виброгасящих упругодеформируемых элементах 4, обуславливающих наличие зазора, применяются узлы герметизации соединения кузова с рамой, выполненные из резинотехнического материала, обычно применяемого в транспортном машиностроении, например, для транспортерной ленты кассового терминала или конвейера.
Узел герметизации соединения кузова с рамой по первому варианту исполнения (фиг.1) содержит два уплотнения, располагаемые между рамой и кузовом. Первое уплотнение выполнено в виде размещенной внутри рамы ленты 5, на каждом торце которой по ее длине образован продольный паз 6 для ввода в один из них вертикально расположенного на днище кузова выступа 7 и для ввода в другой из них края верхне горизонтально расположенной полки 2 лонжерона и/или поперечины рамы. Второе уплотнение 8 выполнено трубообразным, размещено под днищем кузова на верхне горизонтально расположенной полке 2 лонжерона и/или поперечины рамы и выполнено с продольно расположенным пазом по его длине для ввода в него вертикально расположенного выступа 9, выполненного на верхне горизонтально расположенной полке 2 лонжерона и/или поперечины рамы. Это уплотнение расположено между зоной размещения упругодеформируемых элементов на полке лонжерона и/или поперечины рамы и обращенным наружу рамы краем 10 этой полки. Расположенный на днище кузова выступ 7 жестко закреплен в пазу ленты посредством болтовых или заклепочных элементов 11.
При таком исполнении узла герметизации полностью исключается доступ воды, влагосодержащего или пылегрязесодержащего материала в полость рамы через зазор между рамой и кузовом. Выполнение уплотнения в виде ленты, выведенной в полость рамы, обеспечивает возможность кузову перемещаться относительно рамы, но сама лента при этом не испытывает ни растягивающих ни сжимающих нагрузок, а пространственно деформируется в пределах упругости, что исключает ее повреждение даже в случае, если лента имеет внутренние дефекты (например, расслоение, разрыв корда). Ее крепление к элементам кузова и рамы просто и надежно, что позволяет производить ее замену даже в полевых условиях. Введение второго уплотнения в виде трубообразного элемента, закрепленного на вертикальном выступе рамы, герметизирует доступ к упругодеформируемым элементам и к полости зазора между рамой и кузовом, куда может попадать грязь. Так как в зазоре между кузовом и рамой это уплотнение находится в приплющенном состоянии, то за счет сил упругости стенки трубообразного элемента прижимаются к поверхностям лонжеронов и/или поперечин и кузова, обеспечивая надежный и непрерывный контакт.
По второму варианту исполнения узел герметизации соединения кузова с рамой (фиг.2) состоит из двух размещенных внутри рамы лент 12 и 13, на каждом торце каждой из которых по ее длине образован продольный паз для ввода в один из них одного из двух рядом выполненных вертикально расположенных на днище кузова выступов 14 и 15 и для ввода в другой из них края для одной ленты (поз.13) верхне горизонтально расположенной полки 2 лонжерона и/или поперечины рамы, а для другой ленты (поз.12) - горизонтально расположенного выступа 16, выполненного на вертикальной стенке 1 лонжерона под верхне горизонтально расположенной полкой 2 лонжерона и/или поперечины рамы. Расположенные на днище кузова выступы жестко закреплены в пазах лент посредством болтовых или заклепочных элементов, как это выполнено в первом варианте исполнения.
При таком исполнении узла герметизации все уплотнения выведены из зоны зазора, то есть сопряжения рамы с кузовом, что повышает долговечность уплотнений за счет исключения растягивающих и сжимающих или изгибающих нагрузок в лентах, но и надежность герметизации за счет двойного перекрытия зазора между рамой и кузовом.
Настоящее изобретение промышленно применимо, так как может быть изготовлено с применением широко известных резинотехнических материалов, а новизна заключается в новом расположении элементов уплотнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ | 1998 |
|
RU2140367C1 |
Кузов транспортного средства | 1990 |
|
SU1743970A1 |
Устройство для крепления кузова транспортного средства на его раме | 1982 |
|
SU1047761A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО СО СМЕННЫМ КУЗОВОМ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ГРУЗОВ | 2011 |
|
RU2479448C1 |
РАМНАЯ НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРИЦЕПА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2015 |
|
RU2613655C1 |
Грузовой прицеп | 1991 |
|
SU1782851A1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ САМОСВАЛЬНОГО ТИПА | 2003 |
|
RU2245804C2 |
Многоосный автомобиль с кузовом | 1986 |
|
SU1454244A3 |
АКВАРЕЗЕРВУАР | 2020 |
|
RU2740623C1 |
ХОЛОДИЛЬНЫЙ АППАРАТ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ БУТЫЛОК | 2007 |
|
RU2426043C2 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. По первому варианту исполнения узел герметизации соединения кузова с рамой содержит выполненные из резинотехнического материала уплотнения, одно из которых выполнено в виде размещенной внутри выполненной из лонжеронов и поперечин рамы ленты, на каждом торце которой по ее длине образован продольный паз для ввода в один из них вертикально расположенного на днище кузова выступа и для ввода в другой из них края верхне горизонтально расположенной полки лонжерона и/или поперечины рамы, а другое выполнено трубообразным, размещено под днищем кузова на верхне горизонтально расположенной полке лонжерона и/или поперечины рамы и выполнено с продольно расположенным пазом по его длине для ввода в него вертикально расположенного выступа, выполненного на верхне горизонтально расположенной полке лонжерона и/или поперечины рамы и расположенного между зоной размещения упругодеформируемых элементов на полке лонжерона и/или поперечины рамы и обращенным наружу рамы краем этой полки. По второму варианту исполнения трубообразное уплотнение заменено лентой, по конструкции совпадающей с лентой по первому варианту и так же крепящейся к лонжерону и днищу кузова. Технический результат - повышение надежности и долговечности, а также ремонтопригодности в полевых условиях. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2000 |
|
RU2178367C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАДИОТЕПЛОВОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ | 2019 |
|
RU2713731C1 |
DE 19919284 A, 25.11.1999 | |||
Устройство для мойки деталей | 1985 |
|
SU1285063A1 |
Авторы
Даты
2008-09-10—Публикация
2005-12-01—Подача