Изобретегше относится к машиностр ению и может быть использовано в вариаторах общего, а также специального назначения. ИзвестенПланетарный вариатор, в котором использовано колесо регулируемого диаметра, содержащее из нескольких жестк гх зубчатых секторов. В местах стыка секторов сделаны выступы и вырезы. Прн раздвижении секто ров число зубьев составного колеса меняется за счет зубьев неполной рабочей дпины в месте стыка. Перемещение секторов производится с помощью конической передачи fl . Недостатком зтого вариатора является малая нагрузочная способность из-за больших динамических нагрузок, возникающих вследствие некруглости составного колеса, перекоса зубьев, а также большой жесткости обода. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является зубчатое колесо регулируемого диаметра, содержащее обод, зубчатый венец, расположенный в средней части ширины обода колеса, направляющие накладки, взаимодействующие с ободом, и механизм изменения диаметра, взаимодействующий с ободом L2J. Однако наличие двух мест разъемов в известной конйтрукции приводит к возникновению существенных динамических нагрузок. Кроме того, конструкция колеса достаточно сложна из-за наличия двух пар червячных передач, смыкающих и размыкакщих полувенцы колеса. Цель изобретения - упрощение конструкции колеса и снижение динамических нагрузок,. Поставленная цель достигается тем, что обод колеса выполнен с разрезом, наклонным к образующим обода, последний охвачен направляющими накладками в Местах разреза его, а меха низм изменения диаметра выполнен в 3 виде установленного на ободе крошптеина, взаимодействующих с ним изги бающего и разгибающего тросов и фиксатора, установленного на одной из направляющих накладок и-взаимодействующего с ободом. На фиг. 1 изображено зубчатое колесо регулируемого диаметра; на фиг. 2 - то же, вид сбоку. Зубчатое колесо содержит обод 1, зубчатый венец 2, расположенный в средней части ширины обода 1 колеса. Обод 1 зубчатого колеса выполнен с разрезом, наклонным к образующим обо да. Угол наклона составляет примерно 30. С торцов колеса в местах разреза обода 1 установлены охватывающие его направляющие накладки 3 и 4. Механизм изменения диаметра колеса состоит из кронштейна 5, установленного на ободе 1 и взаимодействующего с изгибающим 6 и разгибакицим 7 тросами. Кроме того, на накладке 3 установлен фиксатор, содержащий трос 8 фиксации, прикрепленный к собачке 9, которая связана также с фиксирующим штырем 10, взаимодействующим с отверстиями, выполненными в ободе 1 с шагом, равным шагу зацепления зубчатого колеса. Штырь 10 подпружинен пружиной 11. Для сбалансированности колеса на нем установлены малые накладки 12 и 13, на одной из которых установлен ролик 14 крестовой муфты (не показана). Другой ролик 15 установлен на большой накладке. Колесо регулируемого диаметра находится в зацеплении с колесом 16. Регулирование диаметра колеса осу ществляется следующим образом. Колесо регулируемого диаметра, установленное с помощью роликов 14 и 15 в крестовой муфте, совершает круговые поступательные перемещения, входя в зацепление с колесом 16 планетарной передачи. Для изменения диаметра используют ся тросы 6 и 7. Для деформации обода 6 колеса на целое число зубьев с помощью троса 8 фиксации оттягивают собачку 9, которая, в свою очередь, выводит из зацепления фиксирующий штурь 10. Последний входит в отверстия, высверленные в ободе 1 с большей точностью, таким образом, что при деформации обода 1 зуб одной гастк разрезного колеса приходится на зуб другой части. Для возвращения собачки в исходное положение служит пружина I1. Предлагаемая конструкция колеса позволяет использовать его в качестве сателлита в планетарной передачи, что обеспечивает большой диапазон изменения передаточного отношения при сравнительном малом изменении диаметра колеса. Формула изобретения Зубчатое колесо регулируемого диаметра, содержащее обод, зубчатый венец, расположенный в средней части ширины обода колеса, направляющие накладки, взаимодействующие с ободом, и механизм изменения диаметра, взаимодействующий с ободом, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции колеса и снижения динамических нагрузок, обод колеса выполнен с разрезом, наклонным к образующим обода, последний охвачен направляющими накладками в местах разреза его, а механизм изменения диаметра выполнен в виде установленного на ободе кронштейна, взаимодействующих с ним изгибающего и разгибающего тросов и фиксатора, установленного на одной из направляющих накладок и взаимодействующего с ободом. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Великобритании № 1195962, кл. F 2 D 4В, 1970. 2.Авторское свидетельство СССР № 249601, кл. F 16 Н 1/34, 1968.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо регулируемого диаметра | 1980 |
|
SU985515A1 |
Планетарный вариатор | 1979 |
|
SU863940A1 |
Планетарный зубчатый вариатор | 1979 |
|
SU929921A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127382C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ШАГОВОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ | 1994 |
|
RU2075987C1 |
Колесо регулируемого диаметра | 1983 |
|
SU1087728A1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВАРИАТОР АВТОМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ "ТРАНСУНВАРТОР-АВТОМАТ" | 1992 |
|
RU2047023C1 |
ВАРИАТОР | 1990 |
|
RU2010140C1 |
Шарнир для сиденья транспортного средства | 1975 |
|
SU633460A3 |
Авторы
Даты
1981-07-23—Публикация
1979-02-19—Подача