изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к гусеничным транспортным средст, вам. .
Известно устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее силовой цилиндр, связанный с натяжным колесомj и гидравлическую систему управления с регулируемыми клапанами 1.
В таком устройстве изменение натяжения гусеничной цепи зависит только от направления движения транспортного средства. При этом не учитыг ваются -условия движения, как, например, пахота,, движение по шоссе и др.
Известно также устройство для натяжения гусеничной цепи транспортного средства, содержащее смонтированные на раме гусеничного движителя натяжные колеса, силовые гидравлические цилиндры, связанные с колесами, гидравлическую систему управления натяжением с регулируемыми клапанами, связанную с силовыми цилиндрами, и задающий механизм, воздействующий на регулируемые клапаны 2 .
В таком устройстве также не учитывается влияние условий движения.
Целью изобретения является расишрение функциональных возможностей устройства для натяжения гусеничной цепи.
Это достигается тем, что задающий механизм выполнен в виде поворотного зубчатого сектора, снабженного оукояткой и указателями условий движения, и двух шестерен, зацепленных
10 с сектором, соосно которым закреплены профилированные кулачки, взаимодействующие через тяги с регулируемыми клапанами. Кроме того, для ограничения диапазона изменения натяжения
15 гусеничной цепи на секторе установлены упоры для взаимодействия с ограничителями , которые размещены на транспортном средстве.
На фиг. 1 показана гидравлическая
20 схема устройства; на фиг. 2 - задающий механизм; на фиг. 3 - указатель условий движения.
Устройство для натяжения гусеничной цепи содержит силовые гидроци25 линдры 1, .штоки которых кинематически связаны с осями натяжных колес, а рабочие полости присоединены к .напорной магистрали через регулируемый клапан подпитки 2 и обратный клапан
30 3. На сливной магистрали установлен регулируемый клапан слива 4. Гидросистема включает также бак 5 и гидро насос 6. Давление в гидроцилиндрах измеряет указатель величины натяжения 7,. Задающий механизм 8 состоит из двойного зубчатого сектора 9 с рукояткой управления 10, выведенной на пульт управления транспортного средства 11, и связанных с ним шестерен 12 и 13, на осях которых закреплены профилированные кулачки 14 и 15, воздействующие соответственно на тяги 16 и 17, связанные с управляющими золотниками клапанов. Одна из тяг снабжена промежуточным звеном is,, в прорезь которого с зазорами входит коромысло 19, управляемое с .тягой 20, соединенной с рычагом пере ключения передач транспортного средства. Двойной сектор снабжен регулируемымиупорами 21, 22, которые при повороте сектора контактирун)т соответственно с неподвижным ограничителем 23 и имеющим два фиксируемых положения ограничителем 24. Фиксация и переключение ограничителя производится рукояткой 25, расположенной на пульте управления транспортного средства. Там же расположен соединен ный с рабочими полостями гидфоцилиндров указатель величины натяжения 7 гусеничной цепи, снабженный шкалбй 26, по которой определяется текущее значение величины натяжения и шкёшой 27, на которой нанесены диа пазоны рекомендованных натяжений в зависимости от условий движения транспортного средства. Оптимальные величины натяжения гусениц при движе нии по разным грунтам определяются экспериментальным и расчетным путем при испытанияхопытных образцов транспортного средства. В соответствии с полученными данными, с учетом конструктивных особенностей и режимов эксплуатации транспортного сред ства, производится разбивка диапазонов на шкале 27 указателя натяжения 7 и соответствующий подбор конфигурации профилированных кулачков 14 и 15, обеспечивающих натяжение гусе ничной цепи в необходимых пределах. При эксплуатации транспортного средства водитель в зависимости от условий движения увеличивает или Q уменьшает натяжение гусеничной цепи путем перемещения в соответствующее положение рукоятки управления 10. При этом двойной зубчатый сектор 9 поворачивает шестерни 12 и 13 и закрепленные на их валах профилированны кулачки 14 и 15, которые в свою очередь перемещают тяги 16 и 17, воздей ствующие на связанные с ними управля ющие золотники клапана подпитки 2 и клапана слива 4. Клапаны 2 и 4 опраничивают в гидроцилиндрах 1 определенный перепад давлений, обеспечивающий заданный диапазон натяжений гусеничной цепи. При этом клапан 2 осуществляет подпитку гидроцилиндров, не допуская падения давления ниже заданного минимума, а клапан 4 сброс давления при превышении заданного максимума. Пределы изменения натяжения ограничиваются соответственно отрегулированными упорами 21 и 22, которые не допускают опасного ослабления или излишнего натяжения и тем самым исключают возможность соскакивания русеничной цепи на ходу или повреждения от чрезмерного натяжения при ошибочных действиях водителя. Для сброса давления в гидроцилиндрах, например при ремонте гусеничной цепи, необходимо снять с блокировки ограничитель 24 и рукояткой 2-5 перевести его в выключенное положение. Отвод рукоятки 10 в крайнее положение, при котором профильные кулачки 14 и 15 позволяют тягам 16 и 17 отойти, полностью разгружает управляющие золотники клапанов 2 и 4. При этом давление в гидроцилиндрах 1 надает до нуля,и полости гидроцилиндров напрямую связываются с баком 5 через открытый клапан 4. При включении заднего хода перемещение тяги 20, связанной с рукояткой переклйчения передач, вызывает поворот коромысла 19, свободное плечо которого воздействует на промежуточное звено 18 и перемещает тягу 17, в свою очередь воздействующую .на управляющий золотник клапана 4, обеспечивая тем самым увеличение давления в гидроцилиндрах 1. В других вариантах исполнения упоры 21 и 22, выполняющие функции ограничителей пределов изменения натяжения, могут располагаться на тягах 16 и 17 или на клапанах 2 и 4, при этом они ограничивают ход непосредственно управляющих золотников клапанов или тяг. Использование описанного устройства натяжения гусеничной цепи позволяет значительно снизить затраты мощности на передвижение гусеничных машин и улучшить их технико-экономические показатели при работе на разных грунтах и в первую очередь на труднопроходимых торфяно-болотных почвах. Формула изобретения 1. Устройство для натяжения гусеничной цепи транспорт:ного средства, содержащее смонтированные на раме гусеничного движителя натяжные колеса, силовые гидравлические цилиндры, связанные с-колесами, гидравлическую систему управления натяжением с регулируемыми клапанами, связанную с силовыми цилиндрами и задающий механизм, воздействующий на регулируемые клапаны, отличающееся те что, с целью расширения функциональных возможностей, Зсщающий механизм выполнен в виде поворотного зубчатого сектора, снабженного рукояткой и указателями условий движения, и двух шестерен, зацепленных с сектором, соосно которым закреплены профи|лированные кулачки, взаимодействующие через тяги с регулируемыми клапанами.
2. Устройство по п. 1, отличающее, ся тем, что, с целью ограничения диапазона изменения натяжения гусеничной цепи, на секторе установлены упоры для взаимодействия с ограничителями, которые размещены на транспортном средстве.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 545505, кл. В (52 D 55/30, 05.02.77.
2. Патент Великобритании 1093803, кл, В 7 Н, 1967 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2027627C1 |
КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2009 |
|
RU2407668C2 |
Устройство для подъема направляющего колеса трактора при повороте | 1982 |
|
SU1137007A1 |
Сменный гусеничный движитель колесного транспортного средства | 2017 |
|
RU2652282C1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИХ ТОРМОЗОВ | 1993 |
|
RU2103193C1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2008 |
|
RU2385249C1 |
Устройство для натяжения гусеничной ленты | 1991 |
|
SU1781123A1 |
МАШИНА | 2009 |
|
RU2401762C1 |
Ходовая часть гусеничного транспортного средства | 1986 |
|
SU1409515A1 |
ТРАКТОР | 2009 |
|
RU2401759C2 |
cq.
.
Авторы
Даты
1981-07-30—Публикация
1979-11-16—Подача