Взрывонепроницаемое уплотнение под-шипНиКОВОгО узлА элЕКТРОдВигАТЕля Советский патент 1981 года по МПК H02K5/12 

Описание патента на изобретение SU851653A1

(54) ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Похожие патенты SU851653A1

название год авторы номер документа
Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя 1980
  • Юрченко Орфей Петрович
  • Бойков Николай Алексеевич
  • Панасюк Александра Васильевна
SU995206A1
Взрывонепроницаемая оболочка для электрических аппаратов 1973
  • Юрченко Орфей Петрович
SU613413A1
ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Афанасьев Ю.В.
  • Исмагилов Ф.Р.
  • Пашали Д.Ю.
  • Денисенко Д.Н.
RU2226241C2
Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя 1984
  • Кутенков Лев Васильевич
  • Прокудин Игорь Юрьевич
  • Кутенков Вадим Львович
SU1457078A1
Проходной зажим 1972
  • Юрченко Орфей Петрович
SU555483A1
Огнепреградитель щелевой 1981
  • Панасюк Александра Васильевна
  • Юрченко Орфей Петрович
SU1011131A1
Взрывонепроницаемая оболочка для электрических аппаратов 1979
  • Юрченко Орфей Петрович
  • Кошман Виталий Иванович
  • Бойков Николай Алексеевич
SU860159A1
Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины 1983
  • Збарский Леонид Александрович
  • Гескин Александр Иосифович
  • Жабров Михаил Григорьевич
  • Ширнин Иван Григорьевич
  • Власенко Николай Петрович
  • Хорунжий Михаил Валентинович
  • Шевченко Николай Филиппович
SU1117780A1
Огнепреградитель 1985
  • Юрченко Орфей Петрович
  • Панасюк Александра Васильевна
  • Бойков Николай Алексеевич
  • Виниченко Василий Петрович
SU1248610A1
ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1996
  • Макагон Вячеслав Антонович
  • Мительман Лев Моисеевич
  • Резник Леонид Бенционович
  • Власенко Николай Петрович
RU2095915C1

Иллюстрации к изобретению SU 851 653 A1

Реферат патента 1981 года Взрывонепроницаемое уплотнение под-шипНиКОВОгО узлА элЕКТРОдВигАТЕля

Формула изобретения SU 851 653 A1

I

Изобретение относится к электротехнике а именно к взрывозащищенному электрооборудованию, и может применяться для обеспечения взрывонепроницаемости вала электродвигателя.

Известно уплотнение подшипникового узла, взрывонепроницаемой электрической машины, содержашие .на валу набор плоских, не соединенных между собой колец, цилиндрические, и торцовые поверхности которых образуют взрывонепроницаемые зазоры как между собой , так и с сопрягаемыми поверхностями вала и подшипникового ш,ита 1.

Недостаток известного устройства - наличие трения-скольжения между кольцами, что приводит, особенно при недостаточной смазке, к интенсивному износу труш.ихся деталей и увеличению нормированных взрывонепроницаемых зазоров в местах сопряжения и потере взрывозащитных свойств, а следовательно, надежность электрических машин и не позволяет дальнейшую их эксплуа тацию во взрывоопасной зоне.

Наиболее близким к предлагаемому является взрывонепроницаемое уплотнение под щипникового узла электродвигателя, содержащее свободно установленные в расточке подшипникового щита по крайней мере две втулки, образующие взрывонепроницаемые зазоры, соответственно между собой и сопрягаемыми поверхностями вала и подшипникового щита 2.

Недостаток известного уплотнения подщипникового узла - неравномерный износ взрывозащитных поверхностей вала и расточки подщипникового щита, вызываемый выступающими кольцами, которые в месте касания протирают канавки. Это приводит к

10 потере взрывозащитных свойств подшипникового узла и к заклиниванию вала электродвигателя, что также снижает надежность машины. Кроме того, общим недостатком известных устройств являются малые взрыво15непроницаемые зазоры, что значительно затрудняет изготовление деталей со взрывозащищенными поверхностями, сборку и ремонт электрических машин.

Цель изобретения - повышение надежности, увеличение пламягасящих зазоров.

20

Поставленная цель достигается тем, что на втулках выполнены сопрягаемые друг с другом уступы, на внутренней и наружной цилиндрической поверхности которых выполйены кольцевые канавки, соединенные по всему периметру радиальными каналами. На чертеже показано предлагаемое устройство, продольный разрез. Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя состоит из наружной втулки 1 с уступом 2 и сопрягаемой с ней внутренней втулки 3 с уступом 4. Уступы 2 и 4 занимают примерно половину длины втулок 1 и 3. На внутренней и наружной поверхностях уступов 2 и 4 выполнены кольцевые канавки 5, расположенные друг против друга. Канавки 5 соединены по всему периметру радиальными каналами 6. Каналы 6 могут быть пламягасящими. Набор втулок 1 и 3 установлен в расточку подшипникового шита 7 с возможностью аксиального перемешения и закрыт крышкой 8. Вся сборка подшипникового щита 7 одета на вал 9 ротора электродвигателя. Канавки 5 заполнены смазкой. Между сопрягаемыми цилиндрическими поверхностями втулок 1 и.3, уступов 2 и 4, расточкой подшипникового шита 7 и вала 9 образованы взрывонепроницаемые зазоры. Смазка, находящаяся во внутренних канавках 5, при вращении втулок 1 и 3 под действием центробежной силы по каналам 6 поднимается во внешние канавки 5, выжимает находящуюся там смазку, которая растекается по зазорам, смазывает все трущиеся поверхности и снова попадает во внутренние канавки 5 и т.д. Беспрерывная циркуляция смазки обеспечивает надежную работу подшипникового узла и уменьшает его износ. Во время работы электродвигателя во внутренних канавках 5 образуются области низкого давления, куда через зазоры постоянно засасывается смазка. Это задерживает смазку и не позволяет ей вытекать из подшипникового узла. Кроме того, циркуляция смазки в зазорах способствует активному охлаждению раскаленных продуктов взрыва. При взрыве горючей смеси внутри электродвигателя раскаленные продукты взрыва, выходя наружу через уплотнение подшипникового узла, разделяются на отдельные потоки, каждый из которых охлаждается самостоятельно в соответствуюшей взрывонепроницаемой щели. Попадая в канавки 5, поток турбулизуется. Раскаленные продукты вследствие конструктивных отличий отдельных щелей, охлаждаются неравномерно. На путях движения образуются области с более и менее нагретыми газами и соответственно области большого и малого давлений. Через каналы 6 происходит выравнивание давления газа. Из канавок 5 с высоким давлением газа часть потока через каналы 6 поступает в канавки 5 с низким давлением газа, где поступающий более нагретый газ смешивается с менее нагретым и весь поток охлаждается до безопасной температуры. В щели, где условия охлаждения менее благоприятны, после падения давления снижается скорость потока и увеличивается время контакта раскаленных продуктов взрыва с поверхностями деталей. Это выравнивает и улучщает условия охлаждения продуктов взрыва с поверхностями деталей. Объединение в одном устройстве нескольких качеств, как например, разделение продуктов горения на несколько потоков, турбулизация каждого потока, перераспределение и смешивание потоков в щелях и т.д., каждое из которых самостоятельно обеспечивает охлаждение раскаленных продуктов горения до безопасной температуры, дает возможность увеличить щирину пламягасящих зазоров в предлагаемом взрывонепроницаемом уплотнении подшипникового узла электродвигателя по сравнению с зазорами известных уплотнения подшипниковь1х узлов взрывонепроницаемых электрических машин. Это, в свою очередь, повышает надежность и расщиряет область применения взрывонепроницаемых электродвигателей. Формула изобретения Взрывонепроницаемое уплотнение подшипникового узла электродвигателя, содержащее свободно установленные в расточке подшипникового щита по крайней мере две втулки, образующие взрывонепроницаемые зазоры соответственно между собой и сопрягаемыми поверхностями вала и подщипникового щита, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения пламягасящих зазоров, на втулках выполнены сопрягаемые друг с другом уступы, на внутренней и наружной цилиндрической поверхности которых выполнены кольцевые канавки, соединенные по всему периметру радиальными каналами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 523487, кл. Н 02 К 5/12, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР № 628585, кл. Н 02 К 5/12, 1978.

SU 851 653 A1

Авторы

Бойков Николай Алексеевич

Юрченко Орфей Петрович

Панасюк Александра Васильевна

Даты

1981-07-30Публикация

1979-10-08Подача