лаждения сплошной слой интерметаллида ни рентгеноструктурньш, ни металлографическим анализами не обнаружены. В то же время швы паяных деталей, охлаждаемых со скоростью 50 и 17 град/мин, имели на межфазной границе сплошной интерметалл.идный слой тем компактнее, чем меньше скорость охлаждения.
Нижний предел температуры пайки (780°С) обусловлен началом смачивания титана алюминием, а верхний (880°С) - температурой фазового превращения титана.
Пример. Детали из титана марки ВТ-1, имеющие форму пластин щириной 20 мм и толщиной 2 мм, после предварительной очистки поверхностей от окислов соединялись внахлест (на 5 мм) С зазором 0,1 мм. В качестве держателя образцов использовался графит. После вакуумирования камеры до вакуума 10 - 10 мм рт. ст. производился напуск очищенного аргона. Струя аргона экранировалась от паяемой детали шторкой из молибденовой жести. Температура в контейнере повыщалась до 780-800°С, в зазор между паяными деталями вводился жидкий алюминий. После 2 мин вь1держки. nejib выключалась и паяное соединение охлаждалось струей аргона (за счет сдвига шторки) со скоростью 300 град/мин. Контрольза температурой и скоростью охлаждения осуществлялся с помощью платина-платинородиевой термопары. Полученные по предлагаемому способу пайки образцы подвергались в зоне шва рентгеноструктурному анализу (методом послойного шлифования), металлографическому анализу (по шлифу, перпендикулярному плоскости спая), и механическим испытаниям на срез. Срез образца происходил по шву, однако, при напряжениях, превышающих 10 кгс/мм.
Использование предлагаемого способа пайки титана алюминием обеспечивает по сравнению с существующими способами следующие преимущества:
замену дорогостоящего серебряного припоя (как правило с высоким содержанием серебра) на дещевые припои на основе алюминия;
проведение процесса при температурах ниже 880°С, что не ухудшает механических свойств основы.
Формула изобретения
Способ пайки титана, при котором в качестве припоя используют алюминий или
сплав на основе алюминия, производят нагрев в среде инертного газа до температуры выше температуры плавления алюминия и последующее охлаждение, отличающийся тем, что, с целью повышения
прочности паяного соединения путем исключения сплощности хрупкой прослойки, нагрев производят до температуры 780... 880°С, а охлаждение паяных соединений ведут со скоростью не менее 120 град/мин.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Хряпин В. Е., Лакедемонский А. В. Справочник паяльщика, М., «Машиностроение, 1974, с. 269.
2.Лашко Н. Ф., Лашко С. В. Пайка металлов, М., «Машиностроение, 1977, с. 306-314.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ пайки | 1980 |
|
SU910378A1 |
Способ пайки конструкций из титана и его сплавов | 1983 |
|
SU1140905A1 |
ПРИПОЙ ДЛЯ ПАЙКИ ТИТАНА И ЕГО СПЛАВОВ И СПОСОБ ПАЙКИ ТИТАНА И ЕГО СПЛАВОВ | 2013 |
|
RU2539286C9 |
Способ пайки молибдена и его сплавов со сталями и жаропрочными сплавами | 1981 |
|
SU990450A1 |
Флюс для высокотемпературной пайки | 1982 |
|
SU1038153A1 |
Способ пайки телескопических соединений графита с металлом | 1985 |
|
SU1271694A1 |
Способ пайки в парах легкоиспаряющегося элемента | 1980 |
|
SU929357A1 |
Способ пайки труб | 1977 |
|
SU727349A1 |
Способ пайки | 1981 |
|
SU1006120A1 |
СПОСОБ ПАЙКИ АЛЮМИНИЯ С ЖАРОПРОЧНЫМИ СТАЛЯМИ И СПЛАВАМИ | 1996 |
|
RU2101146C1 |
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-12-07—Подача