1
Изобретение относится к вентиляционной технике и предназначено для использования в схемах автоматизации систем кондиционирования воздуха и вентиляции, а также может быть использовано в технологических аппаратах различного назначения, снабженных калориферными установками.
Известно устройство автоматической защиты калорифера от замораживания, содержащее датчик-реле температуры наружного воздуха, управляющий электроприводом регулирующего клапана, установленного на обратном трубопроводе калорифера, датчики температуры теплоносителя и контролируемого параметра, связанные соответ :твенно через размыкающий и замыкающий блок-контакты промежуточного реле с регулятором температуры, управляющим через ступенчатый импульсный прерыватель электроприводом клапана 1.
Недостаток устройства - необходимость в дополнительной термосистеме для защиты калорифера от замораживания при работающем вентиляторе, что снижает надежность устройства.
Цель изобретения - повыщение надежности.
Поставленная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит подсоединенное к электроприводу клапана аварийное реле и соединенное посредством контактной группы с импульсным прерывателем дополнительное промежуточное реле с замыкающими и размыкающими блок-контактами и последовательно соединенными замыкающими и размыкающими контактами, а основное промежуточное реле и датчик-реле имеют образующие контактную группу соответственно замыкающий и размыкающий контакты, соединенные между собой последовательно, а также .подключенные к ним параллельно соедийенные последовательно замыкающие контакты, причем аварийное реле подсоединено к электроприводу через замыкающие и размыкающие контакты дополнительного промежуточного реле, размыкающий и замыкающий блок-кон20 такты которого подключены соответственно параллельно и последовательно к соответствующим блок-контактам основного промежуточного реле. На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства; на фиг. 2 - принципиальная электрическая схема. Ус тройство автоматической защиты калорифера от замораживания содержит датчикреле 1 температуры наружного воздуха, управляющий электроприводом 2 регулирующего клапана 3, установленного на обратном трубопроводе 4 калорифера 5, датчики 6 и 7 температуры теплоносителя и контролируемого параметра, связанные соответственно через размыкающий и замыкающий блок-контакты 8 и 9 промежуточного реле 10 с регулятором 11 температуры, управляющим через ступенчатый импульсный прерыватель 12 электроприводом 2 клапана 3. Устройство дополнительно содержит подсоединенное к электроприводу 2 клапана 3 аварийное реле 13 и соединенное посредством контактной группы 14 с импульсным прерывателем 12, дополнительное промежуточное реле 15 с замыкающими и размыкающими блок-контактами 16, 17 и последовательно соединенными замыкающими и размыкающими контактами 18 и 19, а основное промежуточное реле 10 и датчик-реле 1 имеют образующие контактную группу 14 соответственно замыкающий и размыкающий контакты 20 и 21, соедиsi ненные между собой последовательно, а также подключенные к ним параллельно соединенные замыкающие контакты 22 и 23 промежуточного реле 10 и датчика-реле 1, причем аварийное реле 13 подсоединено к электроприводу 2 через замыкающий и размыкающий контакты 18 и 19 дополнительного промежуточного реле 15, размыкающий блок-контакт 17 которого под ключен параллельно размыкающему блокконтакту 8 основного промежуточного реле 10, а замыкающий блок-контакт 16 - последовательно замыкающему блок-контакту 9 основного промежуточного реле 10. Последовательно с размыкающим блок-контактом 17 включен замыкающий блок-контакт 24 промежуточного реле 10. К цепи питания регулятор 11 подключен через замыкающий контакт 25 промежуточного реле 10, параллельно которому включены последовательно соединенные размыкающий контакт 26 промежуточного реле 10 и замыкающий контакт 27 датчика-реле 1. Обмотка 28 закрытия электропривода 2 связана с цепью питания через размыкающий контакт 26 промежуточного реле 10, последовательно соединенный с размыкающим контактом 29 датчика-реле 1. Посредством последовательно соединенных выключатепя 30 и размыкающего контакта 31 аварийного реле 13 магнитный пускатель 32 соединен с цепью электрического питания, замыкающий контакт 33 магнитного пускателя 32 соединен с промежуточным реле 10, замыкающий контакт 34 магнитного пускателя 32 соединен с обмоткой 35открытия электродвигателя 36 заслонки 37 наружного воздуха, размыкающий контакт 38 магнитного пускателя 32 соединен с обмоткой 39 закрытия электродвигателя 36заслонки 37 наружного воздуха, а главные контакты 40 соединяют с цепью электрического питания двигатель 41 вентилятора 42, пропускающего воздух через калорифер 5. В цепь датчика 7 температуры контролируемого параметра установлено подгоночное сопротивление 43, и в цепь датчика 6 температуры обратного теплоносителя последовательно с размыкающим блок-контактом 17 дополнительного промежуточного реле 15 и с замыкающим блок-контактом 24 промежуточного реле 10 включено подгоночное сопротивление 44, что дает возможность использовать регулятор 11 температуры с одним заданием для регулирования температуры обратного теплоносителя при неработающем вентиляторе 42 для регулирования температуры контролируемого параметра при работающем вентиляторе 42 и контроля температуры обратного теплоносителя при работающем вентиляторе 42. Устройство работает следующим образом. При работающем вентиляторе 42, когда выключатель 30 замкнут, магнитный пускатель 32 включен, его замыкающий контакт 34 и главные контакты 40 замкнуты, электродвигатель 36 открывает заслонку 37 наружного воздуха и вентилятор 42 работает. При этом замыкается контакт 33 в цепи питания промежуточного реле 10, которое своим замыкающим контактом 25 подключает к цепи питания регулятор 11 температуры и ступенчатый импульсвый прерыватель 12, замыкающим блок-контактом 9 подключает датчик 7 температуры контролируемого параметра к регулятору 11 температуры, замыкающим блок-контактом 24 подготавливает подключение датчика 6 температуры обратного теплоносителя к регулятору 1 1 температуры, замыкающим контактом 22 подготавливает цепь питания дополнительного промежуточного реле 15, контактом 18 подготавливает цепь питания аварийного реле 13. Если температура наружного воздуха ниже 3°С, то замыкающий контакт 23 датчика-реле 1 температуры наружного воздуха замкнут и дополнительное промежуточное реле 15 подключено к цепи питания че,рез ступенчатый импульсный прерыватель 12. Во время импульса ступенчатого импульсного прерывателя 12 замыкающий блок-контакт 16 дополнительного промежуточного реле 15 подключает датчик 7 температуры контролируемого параметра к регулятору 11 температуры - включена система регулирован-йя контролируемого параметра. Во время пауз ступенчатого импульсного прерывателя 12 замыкающий блок-контакт 16 дополнительного промежуточного реле 15 размыкается, а размыкающий блок-контакт 17 дополнительного промежуточного реле 15 подключает датчик 6 температуры обратного теплоносителя к регулятору 11 температуры и контакт 19 дополнительного промежуточного реле 15 подключает аварийное реле 13 к регулятору 11 температуры - включена система защиты калорифера от замораживания. При достижении температуры теплоносителя аварийного значения (25°С) сигнал от регулятора 11 температуры поступает на аварийное реле 13, размыкающий контакт 31 которого включает магнитный пускатель 32, главные контакты 40 которого отключают двигатель 41 вентилятора 42, а размыкающий контакт 38 магнитного пускателя 32 включает обмотку 39 закрытия электродвигателя 36 - заслонка 37 наружного воздуха закрывается.
Если температура наружного воздуха выще 3°С, замыкающий контакт 23 датчикареле 1 размыкается, а размыкающий контакт 21 датчика-реле 1 температуры наружного воздуха замыкается. При этом дополнительное проме куточное реле 15 включено как во время пауз, так и во время импульсов импульсного прерывателя 12 - система регулирования контролируемого параметра включена, а система защиты калорифера от замораживания отключена.
При неработающем вентиляторе 42 выключатель 30 размыкают. При этом магнитный пускатель 32 отключается и разрывает свои главные контакты 40 в цепи питания двигателя 41 вентилятора 42, а замыкающий контакт 38 включает обмотку 39 закрытия электродвигателя 36 заслонки 37 наружного воздуха. Одновременно размыкается контакт 33 в цепи питания промежуточного реле 10, которое своим размыкающим контактом 26 подготавливает цепь питания системы регулирования температуры обратного теплоносителя, состоящей из датчика 6 температуры обратного теплоносителя, регулятора 11 температуры, ступенчатого импульсного прерывателя 12 и электропривода 2. В этом случае датчик 7 температуры контролируемого параметра отключен, а к входу регулятора 11 температуры через размыкающий блок-контакт 8 промежуточного реле 10 подключен датчик 6 температуры обратного теплоносителя. Контакт 19 промежуточного реле 10 отключает аварийное реле 13.
Если температура наружного воздуха выще 3°С, то замыкающий контакт 27 датчика-реле 1 температуры наружного воздуха разомкнут, система регулирования отключена и через размыкающий контакт 29 электропитание поступает на обмотку 28 закрытия электропривода 2.
Регулирующий клапан 3 полностью закрывается и остается в таком положении до тех пор, пока температура наружного воздуха не станет ниже 3°С, т. е. не появится угроза замораживания калорифера. Тогда срабатывает датчик-реле 1 температуры наружного воздуха, размыкающий контакт 29 котерого отключает обмотку, 28 закрытия электропривода 2, а замыкающий контакт 27 подключает к сети питания систему регулирования температуры обратного
теплоносителя.
Таким образом, устройство автоматической защиты калорифера от замораживания надежно работает при любых температурах наружного воздуха независимо от
работы вентилятора.
Формула изобретения
Устройство автоматической защиты калорифера от замораживания, содержащее датчик-реле температуры наружного воздуха, управляющий электроприводом регулирующего клапана, установленного на обратном трубопроводе калорифера, датчики температуры теплоносителя и контролируемого параметра, связанные соответственно через размыкающий и замыкающий блокконтакты промежуточного реле с регулятором температуры, управляющим через ступенчатый импульсный прерыватель электроприводом клапана, отличающееся те.м, что, с целью повышения надежности, устройство дополнительно содержит подсоединенное к электроприводу клапана аварийное реле и соединенное посредством контактной группы с импульсным прерывателем дополнительное
5 промежуточное реле с замыкающими и размыкающими блок-контакта.м и послел.овательно соединенными замыкгнощшп размыкающими контактами, а основное промежуточное реле идатчик-реле имеютобразующие контактную группу соответственно замыкающий и размыкающий контакты, соединенные между собой поеледовател.ьно, а также подключенные к ним параллельно соединенные последовательно замыкающие контакты, причем аварийное реле подсоединено к электроприводу через замыкающие и размыкающие контакты дополнительного промежуточного реле, размыкающий и замыкающий блок-контакты которого подключены соответственно параллельно и последовательно к соответствующим блок-контактам основного промежуточного реле.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР
по заявке № 2533915, кл. F 24 F 11/08,
1977.
Авторы
Даты
1981-08-15—Публикация
1979-06-05—Подача