Изобретение относится к электрома ,шиностроению, а именно к конструкции волнового электродвигателя. Наиболее близким к изобретению но технической сущности является волновой электродвигатель, содержащий статор с обмоткой, гибкий ротор, выполненный в виде концентрично расноложен ных и образую д:-1х герметичную полость двух тонкостенных оболочек, соединенных с одной торцовой стороны с переходным диском вала. Герметичная полость ротора этого двигателя занолнена ферромагнитным порошком р, Недостатком этого волнового двигателя является малый диапазон изменения частоты вращения и момента, носкольку его конструкция не позволяет регулировать жесткость ротора в процессе работы. Цель изобретения - расширение диапазона регулирования частоты вращения и момента. Оказанная цель достигается тем, что вал выполнен полым, в переходном диске имеются радиальные каналы, соединяющие герметичную полость ротора с полостью вала, а внутри вала установлен поршень, причем герметичная полость ротора, полость вала и радиальные каналы заполнены жидкостью. При этом в качестве жидкости нспользоварга феррожидкость. Кроме того, поршень соединен штоком с якорем цилиндрического электромагнита, установленного на статоре соосно с валоь двигателя. На фиг. I предстаБлен волновой электродвигатель; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Волновой электродвигатель содержит статор с обмоткой 2, гибкий ротор 3, выполненный в виде концеитрично расположенных и образующих герметичную полость 4 двух тонкостенных оболочек 5 и б. Тонкостенные оболочки соединены торцовыми сторона38ми 7 и 8 с переходным диском 9 вала 10. На другой торцовой стороне 11 гибкого ротора установлен гибкий зубчатый венец 12, который может входить в зацепление с жестк1-1М 3y64aTbDvi колесом 13, закрепленным в корпусе 14 двигателя. Вал двигггтеля имеет полость 15, а в переходном диске выпол нены радиальные каналы 16, соединяющие герметичную полость 4 ротора с полостью 15 вала. Внутри вала установлен поршень 17, который соединен штоком 18 с якорем 19 цилиндрического электромагнита, состоящего-из магнитопровода 20 и обмотки 21, расположенных соосно с вапом двигателя и закрепленных болтами 22 на фланце 23. Стол 24 электромагнита зафиксирован от перемещения относительно вала штифтом 25. Герметичная полость ро тора, полость вала и радиальные канал диска заполнены лшдкостыо. Заглушки 26, установленные в радиальных каналах, герметизируют внутренние полости 4 и-15и полости радиальных каналов после заполнения их жидкостью. Для создания необходимой величины первоначального давления жидкости, находящейся в полости ротора, служит регулировочная гайка 27. В качестве жидкости может применяться феррожидкость. Применение феррожидкости позволяет повысить магнитную проницаемость ротора, а соответственно и КПД двигателя. Находясь под соответствующим статическим давлением ш-одкость придает ротору требуемую жесткость. Волновой электродвигатель работает следуюащм образом. При подключении обмотки 2 к сети переменного тока в рабочем зазоре двигателя создается вращающееся электромагнитное поле. Возникаюпше при этом электромапштные силы вызывают бегущие волны деформации ротора 3. Число волн деформации соответствует числу зон сцепления гибкого зубчатог венца 12 с жестким зубчатым колесом 13 и наряду с числами зубцов венца и колеса определяет передаточное число волновой пары 2 и 13 и соответственно величину редукции частоты вращения электромагнитного поля. Редуцированное вращение ротора 3 вокру своей оси передается через перекодно диск 9 валу 10, Изменение величины тока в обмотке 21 электромапшта поз воляет изменять усилие, действующее на поршень 17 и величину давления жидкости.в полости ротора. Тем самым регулируется жесткость гибкого ротора 3. В связи с тем, что давление жидкости и соответственно жесткость ротора могут изменяться в широких пределах, у предлагаемого волнового электродвигателя распшряется диапазон регулирования частоты вращения и момента. Кроме того, усилия передаются жидкостью равномерно на всю поверхность ротора, не вызывая локальных механических напряжений, что повышает его надежность. Предлагаемая конструкция волнового электродвигателя позволяет расширить диапазон регулирования частоты вращения и момента. Формула изобретения 1.Волновой электродвигатель, . содержащий статор с обмоткой, гибкий ротор, выполненный в виде концентрично расположенных и образующих -герметичную полость двух тонкостенных оболочек, соединенных, с одной торцовой стороны с переходшлм диском вала, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования частоты вращения и момента, вал выполнен полым, в переходном диске имеются радиальные каналы, соединяю11Сие герметичную полость ротора с полостью вала, а внутри вала установлен поршень, причем герметичная полость ротора полость вала и радиальные каналы заполнены жидкостью. 2.Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что, в качестве жидкости использована феррожидкость. 3.Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что поршень соединен штоком с якорем цилиндрического электромагнита, установленого на статоре соосно с валом двигателя. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское сввдетельство СССР № 221819, кл. Н 02 К 41/06, 1966.
п
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЭЛЕКТРОМОТОР-РЕДУКТОР С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТОМ ВРАЩЕНИЯ САТЕЛЛИТ-ЯКОРЯ | 2007 |
|
RU2352047C2 |
Волновой электродвигатель | 1985 |
|
SU1387129A1 |
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2006 |
|
RU2315892C1 |
Волновой электродвигатель | 1974 |
|
SU513454A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
ВОЛНОВОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2289186C2 |
ЯЧЕСКЛЯ БИЕЛКОТЕЯА | 1970 |
|
SU265265A1 |
Волновой электродвигатель | 1981 |
|
SU959229A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СОЗДАНИЯ ТЯГИ БЕЗЛОПАСТНЫМ РОТОРОМ | 2020 |
|
RU2767858C2 |
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1495469A1 |
Авторы
Даты
1981-08-15—Публикация
1979-12-07—Подача