Электропривод гребной установки Советский патент 1981 года по МПК H02P5/22 

Описание патента на изобретение SU855913A2

(54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ГРЕБНОЙ УСТАПОВКИ Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования мощности гребных установок ледоколов и судов ледового плавления. По основному авт. св. № 570176 известен электропривод гребной установки, выполненный по схеме генератор-двигатель с возбудителями генератора и двигателя с задающими обмотками, жесткой отрицательной обратной связью по току главной цепи, подключенной на вход возбудителя генератора, и обратной связью по прямому и обратному напряжению возбудителя генератора, подключенной на вход возбудителя двигателя и используемой в качестве регулятора нагрузки и регулятора рекуперации, элемент И с двумя входами, цепи питания которого подключень к датчику тока главной цепи привода, один из входов через стабилизатор-ограничитель подключен к тахогенератору двигателя, а другой через свой стабилизатор-ограничитель - к задающей обмотке возбудителя двигателя, а выход элемента И через регулятор уставки подключен на вход пропорционального регулирующего элемента, включенного последовательно с задающей обмоткой возбуд теля генератора 1. Недостатком данного устройства является то, что электропривод не обеспечивает постоянства мощцости гребного двигателя при изменении нагрузки на его валу. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик электропривода. Поставленная цель достигается тем, что в него дополнительно введены добавочный резистор, включенный последовательно с задающей обмоткой возбудителя двигателя и последовательно соединенные пропорциональный элемент, фильтр низких частот, блок гальванической развязки, усилитель мощности, устройство коррекции динамики и второй регулятор уставки, при этом второй регулятор уставки подключен к возбудителю генератора, а выходы пропорционального элемента подключены к зажимам дополнительного резистора. На чертеже представлена схема устройства. Электропривод состоит из генератора 1 и гребного электродвигателя 2, вращающего гребной винт. Обмотка 3 возбуждения генератора и обмотка 4 возбуждения двигателя получают питание от электромашинных усилителей 5 и 6, например электромашинных усилителей продольного поля. Задающая обмотка 7 электромашинного усилителя 6 получает питание от эталонного источника Уэт через контакты 8--11 реверсивного контактора, связанного с постом управления. Обмотка 12 управления электромашинного усилителя б через разделительные диоды 13 и 14, контакты 15 и 16 или 17 и 18 реверсивного контактора включена на разность напряжения возбудителя генератора 1 и части эталонного напряжения, выделенного на сопротивлении 19, и играет роль регулятора нагрузки греоного двигателя. Эта же обмотка 12 через разделительные диоды 20 и 21, контакты 15 и 16 или 17 и 18 реверсивного контактора включена на обратное напряжение электромащинного усилителя 5, минуя эталонный источник тока, и выполняет функцию регулятора рекуперации. Обмотка 22 электромашинного усилителя 5 включена на падение напряжения в компенсационной обмотке и в обмотке 23 дополнительных полюсов гребного двигателя и выполняет функцию жесткой обратной связи но главному току. Задающая обмотка 24 электромашинного усилителя 5 получает питание от сельсина 25 поста управления через выпрямительный мост 26 и через включенный в рассечку между выпрямителем и выводом обмотки пропорциональный регулирую-щий элемент 27, например переход эмиттер-коллектор транзистора, на вход которого подан сигнал с регулятора уставки 28. Последний включен на выходе элемента И 29, например, реверсивного полупроводникового ключа на двух транзисторах типа р-п-р и п-р-п в каждом плече. На два входа этого элемента И 29 через стабилизаторы - ограничители напряжения 30 и 31, например полупроводниковые, подано напряжение от тахогенератора гребного электродвигателя 32 и от задающей обмотки 7 электромашинного усилителя 6. Полярность сигналов подобрана так, что в нормальном ходовом режиме элемент И 29 закрыт, и сигнал на его выходе отсутствует. Элемент И 29 открывается лищь при тех сочетаниях полярности входных сигналов, которые соответствуют тем участкам реверса, на которых ЭДС генератора и двигателя включены согласно и когда ЭДС двигателя больше ЭДС генератора. Питание элемента И 29 осуществляется от датчика 33 тока главной цепи, например, измерительного трансформатора постоянного тока через нелинейный элемент 34, например стабилитрон, отсекающий напряжение помехи. Последовательно с задающей обмоткой 7 возбудителя двигателя включен резистор 35, параллельно рсоторому включен выход пропорционального элемен та 36, например переход эмиттер-коллектор транзистора. Вход пропорционального элемента 36 через фильтр 37 низких частот подключен к блоку 38 гальванической развязки, выполненному, например, в виде двухполупериодного модулятора на транзнсторах и демодуляторах на выходе этого блока. Вход блока 38 гальванической развязки включен на выход усилителя 39 мощности, выполненного на одном или нескольких транзисторах с соответствующими устройствами термостабилизации. Вход усилителя 39 мощности включен на выход устройства 40 коррекции динамики, выполненного в виде, например, трехкаскадного усилителя на интегральных схемах с соответствующими корректирующими цепочками, обеспечивающими необходимое качество и стабилизацию переходных процессов. Вход устройства 40 коррекции динамики через-второй регулятор уставки 41, выполненного, например, в виде потенциометра и цепочки стабилитронов, подключен на выход воз5удителя генератора электромашинного уси лжгеля 5. Устройство работает следующим образом. В швартовом режиме работы гребной установки, который принимается за номинальный, регулятор уставки 41 настраивается таким образом, чтобы сигнал управления на входе элемента 40 был равен или близок к нулю. При этом за счет начального смещепия пропорциональный элемент 36 полностью открыт и шунтирует добавочный резистор 35, и ток в задающей обмотке 7 возбудителя двигателя электромашинного усиштеля 6 равен или близок к номинальному, что и обеспечивает номинальный ток возбуждения гребного двигателя. При уменьшении нагрузки ток в главной цепи уменьшается, что приводит к увеличению напряжения на выходе возбудителя генератора электромашинного усилителя. 5. При превышении напряжения уставки на вход пропорционального элемента 36 через последовательно включенные элементы 40, 39, 38 и 37 поступает сигнал, в зависимости от величины которого пропорциональный элемент 36 частично или полностью закрывается. Ток в задающей обмотке возбудителя двигателя уменьшается, что и обеспечивает требуемое ослабление возбуждения гребного двигателя при уменьшении нагрузки на его валу. Коэффициент передачи этого канала подбирается так, чтобы при переходе со швартовного режима на свободную воду и увеличении напряжения возбудителя генератора 5 на несколько вольт ( что определяется допускаемой погрешностью регулирования) обеспечивался необходимый диапазон регулирования тока возбуждения гребного двигателя. Одновременно с уменьщением тока в задающей обмотке электромашинного усилителя 6 обеспечивается стабилизация переходных процессов за счет подбора корректирующих цепочек

Похожие патенты SU855913A2

название год авторы номер документа
Электропривод гребной установки 1976
  • Вихров Владислав Александрович
  • Малишевский Владимир Евгеньевич
  • Руденко Валерий Александрович
  • Фонарев Анатолий Павлович
  • Шеинцев Евгений Алексеевич
SU570176A1
Устройство для управления гребной электрической установкой 1976
  • Вихров Владислав Александрович
  • Волков Василий Васильевич
  • Малишевский Владимир Евгеньевич
  • Руденко Валерий Александрович
  • Фонарев Анатолий Павлович
  • Шеинцев Евгений Алексеевич
SU656174A1
Электропривод постоянного тока 1984
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
SU1239820A1
Устройство для автоматического управления электроприводом моталки 1950
  • Олефир Ф.Ф.
SU94461A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ НАПРЯЖЕНИЯ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВНОЙ НАГРУЗКИ МЕЖДУ РАЗНОТИПНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ СУДНА 2019
  • Радченко Пётр Михайлович
  • Крашенинин Валентин Евгеньевич
RU2753704C2
Устройство для регулирования мощности гребной электрической установки 1987
  • Иванов Владимир Сергеевич
  • Вожаков Артур Алексеевич
  • Сюбаев Мирза Алимович
  • Репп Руди Вилливич
  • Плешков Василий Артемович
  • Левченко Юрий Анастасович
SU1497110A1
Устройство для автоматического управления реверсивного электропривода 1940
  • Булгаков А.А.
SU63811A1
Электропривод по системе генератор-двигатель с подчиненным регулированием 1978
  • Бирфельд Айзик Григорьевич
SU896732A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА И ОПУСКАНИЯ ГРУЗА ГРУЗОПОДЪЕМНОГО КРАНА 2005
  • Певзнер Ефим Маркович
  • Голев Сергей Петрович
  • Соколов Игорь Александрович
  • Попов Евгений Владимирович
RU2309890C2
Устройство для управления генератором электропривода постоянного тока 1984
  • Богословский Александр Петрович
  • Гедеонов Александр Владимирович
  • Лампер Лазарь Исакович
  • Мосунов Вячеслав Вениаминович
  • Шустова Галина Ивановна
SU1270856A1

Иллюстрации к изобретению SU 855 913 A2

Реферат патента 1981 года Электропривод гребной установки

Формула изобретения SU 855 913 A2

SU 855 913 A2

Авторы

Вихров Владислав Александрович

Малишевский Владимир Евгеньевич

Савицкий Николай Николаевич

Руденко Валерий Александрович

Фонарев Анатолий Павлович

Даты

1981-08-15Публикация

1979-11-15Подача