(54) СПОСОБ СОХРАНЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к способам сохранения устойчивости движения транспортных средств. Известен способ сохранения устойчивости транспортного средства, заключающийся в том, что к транспортному средству прикладьгашгт внешнюю силу за счет тяги реактивных двигателей. По сигналу датчика наклона транспорт.ного средства создают реактивную силу, прижимающую его в вертикальнойплоскости определенное время СП. Однако известный способ не позволя ет предотвращать боковой занос транспортного средства, хотя при этом и увеличивают прод,ольные силы в зоне контактадвижителей с опорной поверхностью, но сохранение инерции при повороте транспортного, средства с большой скоростью и малым радиусом может привести к продолжению бокового заноса. Устройство для осуществления этого способа содержит пакет реактивных двигателей, установленных на транспортном средстве, механизм их включения, связанный с усилителем, и корректор, подключенный к усилителю. К недостаткам устройства следует отнести то, что датчик угла наклона сигнализирует уже об отрыве движителей одного борта транспортного средства, т.е. о начале его опрокидывания, которое по времени происходит позднее,чем наступление бокового заноса при определенных условия движения. Установка пакета реактивных двигателей в вертикальной плоскости также не способствует надежному предотвращению заноса. Цель изобретения - повьштение устойчивости транспортного средства при поворотах. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено двухсторонним датчиком поперечного ускаре шя, свя 385688
анного через усилитель с механизмом I ключения, а пакет реактивных двигаелей установлен в горизонтальной лоскости поперек продольной оси ранспортного средства с расположением сопел по обе стороны транспортного средства.
На фиг. 1 показано устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 - принципиальная схема управ- JQ Ленин реактивными двигателями.
Для реализации способа имеется транспортное средство 1, на котором установлен пакет реактивных двигателей 2. Реактивные двигатели 2 распо- jj бжены своими соплами по обе боковые Стороны по отношению к транспортному средству 1.
Также (по центру тяжести) имеется датчик 3 поперечного ускорения, сиг- jo нал от которого подается на усилитель 4, а от него к запалам 5 реактив- ных двигателей. С усилителем 4 связан корректор б сигнала.
При движении транспортного средст- 25 ва на повороте и возникновении бокового заноса значительно возрастает поперечное ускорение. Это приводит к тому, что сигнал от датчика 3 подается на усилитель 4, где он усиливается, зо а затем - к запалам 5 реактивных двигателей 2. Последние включаются за счет воспламенения запалов 5. Корректор 6 служит для регулировки, максимальной величины сигнала (напряжения) 35 от датчика 3 при движении транспортного средства в заданных дорожных условиях с максимальной скоростью и ми-, нимальным радиусом. Таким образом, корректор 6 служит для настройки элект- о рической схемы (фиг. 1) и адаптации ее к дорожным условиям. Причем автоматически включаются те реактивные двигатели 2, которые создают стабилизирующую внешнюю силу, приложенную 45 к транспортному средству 1 и действующую в противоположную сторону по отношению к инерционным силам, вызывающим боковой износ этого средства при поворотах, т.е. эту силу направ- 50 Ляют в сторону совершения поворота. Величина внешней силы подбирается ав7 4
томатически по сигналу от датчика 3
включающего определенное количество двигателей 2.
. Предлагаемый способ позволяет повысить безопасность движения транспортных средств в специальных дорож-ных условиях при экстремальных режимах движения, так как направлен на предотвращение заносов, зачастую сопровождающихся опрокидыванием транспортного средства. Реализация способа в народном хозяйстве позволяет сократить число аварий и уменьшить дележные средства, вьщеляемые на ремонт транспорта.
Формула изобретения
1. Способ сохранения устойчивости транспортного средства, заключающийся в том, что к транспортному средству прикладывают внешнюю силу за счет тяги реактивных двигателей, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости транспортного средства при поворотах, внешнюю силу прикладывают в горизонтальной плоскости поперек продольной оси транспортного средства и направляют ее в сторону поворота,
2.Устройство для сохранения устойчивости транспортного средства, содержащее пакет реактивных двигателей установленных на транспортном средстве, механизм их включения, связанный с усилителем, и корректор, подключенный к усилителю, отличающеес я тем, что оно снабжено двухсторонним датчиком поперечного ускорения, связанного через усилитель с механизмом включения, а пакет реактивных двигателей установлен в горизонтальной плоскости поперек продольной оси транспортного средства с расположением сопел по обе стороны, транспортного средства.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Тракторостроение.Экспресс-информация ВИНИТИ, 1972, 8, с. 5 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ предотвращения сноса и заноса колёс системой помощи водителю автопоезда | 2023 |
|
RU2812000C1 |
Способ управления антиблокировочной системой, противобуксовочной системой и системой курсовой устойчивости транспортного средства и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2751471C1 |
УСТРОЙСТВО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С РАКЕТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2019 |
|
RU2715507C1 |
СПОСОБ ПРЕВЕНТИВНОГО СМЕЩЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В СТОРОНУ ПОВОРОТА | 2020 |
|
RU2749154C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 2018 |
|
RU2702476C1 |
Устройство для обеспечения поперечной устойчивости транспортного средства | 1991 |
|
SU1787821A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2016 |
|
RU2614367C1 |
Способ предотвращения опрокидывания автопоезда | 2023 |
|
RU2811998C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ БЫСТРОГО ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ | 1996 |
|
RU2110417C1 |
Газоструйная машина | 1983 |
|
SU1119866A1 |
S
Ю -Ю
Ю
О
Фиг..2
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-12-18—Подача