Изобретение относится к аэродромной технике, а именно к газоструйным машинам, предназначенным для очистки от льда и снега аэродромов и дорожных покрытий. Известна газоструйная машина, содержащая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактивг ный двигатель с выхлопным насадком, и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель 1. Недостатком известной тепловой машины является то, что при попадании машины на скользкое покрытие, т.е. на дорогу с малым коэффициентом сцепления, машина подвергается заносу под действием силы тяги работаюш,его турбореактивного двигателя. Причем, если машина начинает раскручиваться вокруг вертикальной оси, водитель теряется и не всегда может своевременно выключить турбореактивный двигатель. При врашении машина приобретает большую инерционную силу. Если машина сместится при вращении на сухой асфальт (дорогу с повышенным коэффициентом сцепления), то под действием реактивной силы тяги и сил инерции она может опрокинуться, что приведет к разрушению машины. Цель изобретения - повышение эффективности и безопасности эксплуатации. Поставленная цель достигается тем, что газоструйная машина, содержашая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактивный двигатель с выхлопным насадком, и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель, устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель дополнительно включает датчик поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок задания уставки, блок вычитания для сравнения текушей величины ускорения с величиной уставки, исполнительный элемент в виде электромагнита, подвижный элемент которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактивного двигателя, причем один из электрических входов блока вычитания соединен с выходом упомянутого датчика, другой вход связан с выходом блока задания уставки, а выход блока вычитания через усилитель связан с электромагнитом. На чертеже изображена схема газоструйной машины. Газоструйная машина содержит базовое шасси 1 (например созданное на базе топливозаправщика ТЗА-75-500 А) и установленный на его раме перпендикулярно продольной оси машины турбореактивный двигатель 2 с выхлопным насадком. Предлагаемое устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель включает датчик 3 поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок 4 задания уставки, блок 5 вычитания для сравнения текущей величины ускорения с величиной уставки, усилитель 6, электромагнит 7, выполняющий функцию исполнительного элемента устройства управления подачей топлива, подвижный элемент которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактивного двигателя 2. При этом один из электрических входов блока 5 вычитания соединен с выходом датчика 3, другой вход связан с выходом блока 4 задания уставки, а выход блока 5 вычитания через усилитель 6 связан с электромагнитом 7. Газоструйная машина работает следующим образом. При работе газоструйной машины высокотемпературный газ из турбореактивного двигателя 2 поступает в выходной насадок и через сопло истекает на очищаемую поверхность в направлении, перпендикулярном движению машины. Таким образом при работе турбореактивного двигателя при очистке взлетно-посадочной полосы аэродрома возникает момент, созданный силой тяги турбореактивного двигателя, который стремится или опрокинуть газоструйную машину, или повернуть ее вокруг вертикальной оси. До тех пор, пока сила сцепления колес с опорной поверхностью в поперечном направлении будет превышать силу тяги турбореактивного двигателя, газоструйная машина будет двигаться устойчиво. Если же колеса какой-либо оси попадут на участок со скользким покрытием (обледенелый участок), то сила сцепления колес газоструйной машины с опорной поверхностью резко уменьшится. В этот момент под действием реактивной силы тяги турбореактивного двигателя возможен занос загазоструйной машины и ее раскрутка вокруг вертикальной оси. Как только начинается занос, датчик 3 поперечного ускорения, установленный на оси наиболее подверженной заносу, выдает сигнал на вход блока 5 вычитания, где происходит сравнение текущей величины поперечного ускорения с величиной уставки. Если величина сигнала окажется достаточно большой, то она через усилитель 6 подается на исполнительный элемент - электромагнит 7, шток которого кинематически связан с дозирующей иглой насоса-регулятора турбореактивного двигателя 2, ограничивая подачу топлива к турбореактивному двигателю И переводя его на режим холостого хода. Наличие в газоструйной машине предлагаемого устройства позволяет частично
311198664
автоматизировать процесс ее работы, уве- струйной машины и повысить безопасность личить производительность труда, за счет эксплуатации, исключив возможность возболее эффективного использования газо- никновения аварийной ситуации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Газоструйная машина | 1979 |
|
SU817130A1 |
Газоструйная машина | 1980 |
|
SU949045A1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ УСТАНОВКА ТЕПЛОВОГО ГАЗОВОГО ПОТОКА НА ТАНКОВОМ ШАССИ И ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ КРАНОМ ПОДАЧИ ТОПЛИВА ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОГО ГАЗОВОГО ПОТОКА | 2007 |
|
RU2353887C2 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОВОЙ ТУРБИНОЙ И ГАЗОВАЯ ТУРБИНА, СОДЕРЖАЩАЯ ТАКУЮ СИСТЕМУ | 2010 |
|
RU2509905C2 |
ГАЗОСТРУЙИЛЯ МАШИНА ДЛЯ ОЧИСТКИ АЭРОДРОМНЫХ И ПОДОБНЫХ ПОКРЫТИЙ от ЛЬДА | 1970 |
|
SU271549A1 |
ГАЗОСТРУЙНАЯ МАШИНА ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ СНЕЖНО-ЛЕДЯНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА БАЗЕ ЛЕСОВОЗНОГО ТЯГАЧА | 2005 |
|
RU2288316C1 |
НАВЕСНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОСТРУЙНОЙ МАШИНЫ ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТ ЛЬДА И СНЕГА АЭРОДРОМНЫХ И ПОДОБНЫХ ПОКРЫТИЙ | 1967 |
|
SU224545A1 |
ГАЗОСТРУЙНАЯ МАШИНА | 2001 |
|
RU2199623C1 |
ГАЗОСТРУЙНАЯ МАШИНА | 2004 |
|
RU2276218C1 |
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2436715C2 |
ГАЗОСТРУЙНАЯ МАШИНА, содержаш,ая базовое шасси, смонтированную на нем раму и закрепленный на раме перпендикулярно ее продольной оси турбореактивный двигатель с выхлопным насадком, и устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и безопасности эксплуатации, устройство управления подачей топлива в турбореактивный двигатель дополнительно включает датчик поперечного ускорения транспортного средства, установленный на одной из осей последнего, блок задания уставки, блок вычитания для сравнения текущей величины ускорения с величиной уставки, исполнительный элемент в виде электромагнита, подвижный элемент которого кинематически связан с дозирующей иглой нас ос а-регулятор а турбореактивного двигателя,причем один из электрических входов блока вычитания соединен с выходом упомянутого датчика, другой вход связан с выходом блока задания уставки, з «о а выход блока вычитания через усилитель связан с электромагнитом. (Л со 00 О5 05
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Тепловая машина | 1978 |
|
SU751894A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-10-23—Публикация
1983-02-14—Подача