Изобретение относится к промышлен ному рыболовству и может быть исполь зовано при траловом лове {хлбы. Известен трал для лова водных организмов, вк.шочаю дий сетной мешок, подборы с оснасткой, распорные доски и ваера, фартук, выполненный из гибких связей и снабженный двумя крепеж ньми тросами flj Известный трал не иск.гаочает аварийности при работе на тяжелых грунтах и не обеспечивает отлова водных организмов, концентрирующихся в углублениях дна. Цель изобретения - увеличение уло вистости и снижение аварийности трала при работе на тяжелых грунтах. Поставленная цель достигается тем что в трале, включающем сетной мешок подборы с оснасткой, распорные Доски и ваера, фартук, выполненный из гибких связей и снабженный двумя крепежными тросами, верхняя кромка фартука прикреплена к нижней подборе трала, а нижняя кромка фартука снабжена эаглубителем, верхние части досок соединены дополнительным тросом, при этом один из крепежных тросов подк.пючен к середин лополннтельного троса, а другой выполнен из материала с меньшей прочностью на разрыв, чем ваера. Предпочтительно выполнение трала, при котором доски снабжены грузамистабилизаторами, укрепленными посредством оттяжек в нижних частях распорных досок с Их внешних сторон. На фиг. 1 изображен трал для лова водных организмов, вид сбоку, на фиг. 2 - то же, вид спереди. Трал включает сетной мешок.1,верхнюю подбору 2 с оснасткой 3, нижйюю подбору 4 с оснасткой 5 распорные доски 6, ваера 7, фартук 8, вьтолненный из гибких связей и снабженный двумя 1 репежньми тросами 9 и 1C.Верхняя кромка фартука 8 прикреплена к нижней подборе 4, а нижняя кромка фартука 8 снабжена заглубителем 11, верхние части досок б соединены дополнительным тросом 12, Один из крепежных тросов фартука 8 - трос 9 подк.пючен к середине троса 12, а другой - трос 10 выполнен из материала с меньшей прочностью на разрыв, чем ваера 7. Трос 10 может быть прикреплен в каеру 7 или подан непосредственно на судно. Доски б снабжены грузами-стабилизаторами 13, укрепленными посредством
14 з )нжн) частях распорных досок б с внешней,стороны.
При обнаружении объекта лова и подводных узостях трал выводя .с на такую глубину, чтобй диски трала не задевали за боковые кромки узости. Фартук 8 заглубляется в подводную узость, причем нижняя кромка фартука 8 находится в непосредственной близости ото дна, направляя объекты лова в трал.
В случае, если на пути фартука 8 встречается подводное препятствие, на которое команда судна не смогла своевременно отреагировать и принять необходимые меры, то при зацепе фартуком 8 или заглубителем 11 за грунт трос 9 натягивается и действует на трос 12, который, в свою очедедь, наклоняет доски б во внутрь. В этом случае за счет дифферента во внутрь доски б начинают работать как подъемный щиток, появляется дополнительная подъемная сила и вся траловая система подвсплывает. Освобождаясь тем самым от препятствия. После этого усилие на трос 9 прекращается, доски 6 под воздействием гидродинамических сил сопротивления и веса грузов-стабилизаторов 13 возвращаются в нормальное положение и вся система приходит в прежне состояние Скак до зацепа). Грузы-стабилизаторы 13 служат также для предотвращения заверта и чрезмерного опрокидывания досок 6. В случае, если происходит особо сильный зацеп, и конструктивные особенности трала,описанные выше, не позволяют вывести ег из зацепа, произойдет обрыв троса 10, так как он выполнен из расчета меньшей прочности на разрыв, чем ваера- 7 для того, чтобы не потерять весь трал и .предохранить от порывов ваера 7.
При обрыве троса 10 фартук 8 под действием гидродинамических сил сопротивления выстилается назад,воздействуя через тросы 9 и доски б, и заставляет последние приобрести дифферент во внутрь и работать как подъемные щитки. Трал под действием дополнительной подъемной силы поднимается на поверхность, а доски б частично сходятся, закрывая устье трала и тем самым способствуя удер|жанию уже пойманных объектов лова. Промыслу известны районы, богатые |рыбой и другими объектами лова. Од|нако лов таких местах затруднен, а подчас и невозможен, так как объекты лова держатся в подводных уэостях, каньонах, расщелинах,между подводными горными пиками, т. е. на очень тяжелых грунтах. Современные орудия промыишенного рыболовства на могут сколько-нибудь эффективно облавливать такие скопления. Размеры современных разноглубинных тралов не позволяют вести лов в подвочых уэостях высокая аварийность р -; тралов на тяжелых грунтах застаьляет отказаться от попыток обловить столь богатые объектами промысла места. Уменьшение же габаритных размеров трала ведет
к снижению рентабельности промысла,
а подчас с ;. меньшением размеров
устья до некоторой критической величины трал перестает облавливать объект лова вообще.
Внедрение на промысле в труднодоступных местах (подводных узостях) и на тяжелых грунтах трала для лова водных организмов позволяет избежать указанных недостатков. Сохраняя прежние габаритные размеры
устьевой части, этим тралом можно работать и на тяжелых и в подводных узостях.
Предварительный расчет экономической эффективности показывает, что
только за счет внедрения фартука в расчете на одно судно (БМРТ 2000 л.с) за год прибыль составляет 146 тыс, руб., а за счет снижения аварийности при работе трала на тяжелых грунтах - 23 тыс. руб.
Формула изобретения
1.Трал для лова водных организмов, включающий сетной мешок ваера,
распорные доски, нижнюю подборку с захрузкой и. подключенный к подборе фартук, выполненный из гибких связей и содержащий по крайней мере два 0 троса, отличающийся тем, что, с целью увеличения уловистости и снижения аварийности трала при работе на тяжелых, грунтах, верхняя кромка фартука прикреплена к нижней подборе; трала, а нижняя кромка фартука снаблсена заглубителем, верхние части досок соединены дополнительным тросом, при этом один из крепежных тросов подключен к середине дополнительного троса, а другой выполнен из материала с меньшей прочностью на разрыв, чем ваера.
2.Трал по п. 1, отличающийся тем, что доски снабжены грузами-стабилизаторами, укрепленными посредством оттяжек в нижних частях распорных досок с их внешних сторон .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
0 . 1. Патент ФРГ - 848434, кл. 45 И 73/08, 1952. --W
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трал для лова рыбы | 1983 |
|
SU1158134A1 |
Устройство для лова водных организмов | 1988 |
|
SU1613083A1 |
Трал для лова рыбы | 1986 |
|
SU1369685A1 |
Трал для электролова рыбы | 1986 |
|
SU1337019A1 |
Трал для лова креветок | 1982 |
|
SU1083997A1 |
ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 1969 |
|
SU251297A1 |
КАНАТНЫЙ ПЕЛАГИЧЕСКИЙ ТРАЛ | 1995 |
|
RU2129783C1 |
Трал для лова рыбы /его варианты/ | 1984 |
|
SU1248581A1 |
ТРАЛ | 2001 |
|
RU2210889C2 |
Трал для лова рыбы и приспособление для отпугивания рыбы | 1982 |
|
SU1128882A1 |
Авторы
Даты
1981-08-30—Публикация
1979-10-02—Подача