1
Изобретение относится к областимашиностроения, а именно двигателестроения, в частности к устройствам, облегчающим запуск двигателя внутреннего сгорания при помощи сжатого воздуха.
Известны двигатели внутреннего сгорания, содержащее компрессорные цилиндры с патрубками отвода сжатого газа, пусковые цилиндры с патрубками подвода .сжатого газа, перепускной трубопровод, подключенный к указанным патрубкам, источник сжатого воздуха и статор раскрутки 1.
В известных двигателях при пуске перекрывается заслонка, установленная на выхлопе, и включаются в работу компрессорные цилиндры, которые сжимают отработавшие газы и свежий воздух, поступившие от пусковых цилиндров и от-источника сжатого воздуха {компрессора), и подают сжатую газовоздушную смесь, имеющую высокую температуру, в пусковые цилиндры. Однако в таких двигателях при запуске ухудшаются процессы газообмена и сгорания в пусковых цилиндрах изза наличия высокого противодавления на выхлопе и большого количества отработавших газов в рабочем теле.
что приводит к снижению экономичности двигателя на пусковых режимах и увеличению времени запуска.
Кроме того, в известных двигателях в качестве стартера раскрутки используется посторонний источник энергии, например электродвигатель, либо источник сжатого воздуха, ко,j, торне из-за габаритных ограничений не могут быть выполнены большой мощности, что приводит также кувеличению времени закуска.
Целью изобретения является уско-рение запуска двигателя за счет улуч 5 шения процессов сгорания и газообмена в пусковых цилиндрах и использования части цилиндров двигателя для его раскрутки.
Поставленная цель достигается
20 хем, чхо двигатель дополнительно содержит воздухораспределитель, подключенный к источнику сжатого воздуха, и пневматические клапаны, установленные в патрубках подвода и отвода
25 сжатого газа и подключенные к воздухораспределителю, а также тем, что стартер раскрутки выполнен в виде блока цилиндров раскрутки, подключенных через воздухораспределитель
30 к источнику сжатого воздуха. При
этом, блок цилиндров раскрутки может быть выполнен заодно с пусковыми и компрессорными цилиндрами.
На фиг. 1 изображена схема описываемого двигателя; на фиг. 2 - вариант двигателя, когда блок цилиндров раскрутки выполнен заодно с пусковыми и компрессорными цилиндрами; на фиг. 3 - диаграмма фаз газораспределителя пусковых цилиндров; на фиг.
4- диаграмма фаз газораспределитяля компрессорных цилиндров; на фиг.
5- конструкция пневматических кла панов; на фиг. 6 - принципиальная схема воздухораспределителя.
Описываемый двигатель внутреннего сгорания содержит компрессорные цилиндры 1, патрубки 2 отвода сжатого газа, пусковые цилиндры 3, патрубки 4 подвода сжатого газа и перепускной трубопровод 5. Воздухораспределители б и 7 подключены к источнику сжатого воздуха (не показан) и к пневматическим клапанам 8 и 9. Стартер раскрутки выполнен в виде блока цилиндров 10 раскрутки, подклк)ченных через воздухораспределитель 7, пневмтические клапаны 8 и 9 и трубопровод 11 к источнику сжатого воздуха. Пневматические клапаны 8 установлены в патрубках 2 и 4 отвода и подвода сжатого газа.
Блок цилиндров 10 раскрутки может быть выполнен заодно с пусковыми и компрессорными цилиндрами 3 и 1 (фиг. 2).
На фиг. 3 изображена диаграмма фаз газораспределения пусковых цилиндров 3 (для четырехтактного двигателя) . На диаграмме обозначо ны следующие точки: 12 - верхняямертвая, точка, 13 - нижняя мертвая точка, 14 - открытие- впускного клапана,
15- закрытие впускного клапана и открытие пневматического клапана 8,
16- дозарядка сжатым газом, 17 закрытие пневматического клапана 8,
18- открытие выпускного клапана,
19- закрытие выпускного клапана. Оптимальная зона дозаряда сжатым газом находится на такте сжатия сразу после закрытия впускного клапана (между точками 15 и J7) .
На фиг. 4 изображена диаграмма фаз газораспределения компрессорных цилиндров 1 (для четырехтактного двигателя). На диаграмме дополнительно обозначены следующие точки: 20 закрытие впускного клапана, 21 - открытие пневматического клапана 8, 22 - отбор сжатого газа. Наиболее оптимальная зона отбора воздуха находится на такте сжатия вблизи верхней мертвой точки 12 (между точками 21 и 17).
На фиг. 5 изображена одна из возможных конструкций пневматических клапанов 8 и 9, которые состоят из штока 23, корпуса 24, тарелки 25,
пружины 26, накидной Гайки 27, ниппеля 28. К управлякнцей полости 29 клапана подводится сжатый воздух от воздухораспределителя б или 7, Рабочая полость 30 клапана предназначена для перепуска сжатого газа из компрессорного цилиндра 1 в трубопровод 5, либо для перепуска сжатого газа из трубопровода 5 в пусковой цилиндр
На фиг, 6 изображена конструктивная схема воздухораспределителей б или 7, которые состоят из золотника 31, корпуса 32 и крышки 33. Через отверстие 34 в крышке 33 в полость 35 воздухораспределителя подводится сжатый воздух. Отверстие 36 в золотнике 31 служит для сообщения полости 35 с отверстиями 37 и 38 в корпусе 32, которые соединены с упр -ляющими полостями 29 пневматических клапанов 8 и 9. В корпусе 32 воздухораспределителя имеется отверстие 39, сообщающее полость 40 золотника
31с атмосферой.
Кромка 41 золотника 31 служит для соединения отверстий 37 и 38 в корпусе 32 воздухораспределителя, а значит и управляющих полостей 29 пневматических клапанов с полостью 40 золотника и через отверстие 39 с атмосферой. Золотник 31 через зубчатую передачу связан с коленчатым валом двигателя и в случае четырехтактного двигателя вращается с число оборотов, равным половине числа оборотов коленчатого вала. Корпус
32и крышка 33 воздухораспределителя неподвижны. Количество отверстий 37
и 38 соответствует количеству управляемых воздухораспределителем пневматических клапанов 8 и 9. На фиг.
6приведентакже вид на торец 42 ЗОЛОТНИКИ 31 и корпуса 32,
Взаимное расположение отверстий 38 в корпусе 32 воздухораспределителя обеспечивает нужный порядок работы пневматических клапанов, обусловленный схемой коленчатого вала, отверстий 37 - нужный порядок работы пневматических клапанов 8, установленных на пусковых цилиндрах; взаимное расположение отвеЕЯзтий 37 и 38 обеспечивает смещение по фазе работы пневматических клапанов 8 в соответствии с наступлением моментов отбора сжатого газа из компрессорных цилиндров I и дозарядки пусковых цилиндров 3.
Конструкция воздухораспределителя
7(см. фиг. 1 и 2) отличается от конструкции воздухораспределителя б
(см. фиг. 6} тем, что отверстия 37 и 38 в корпусе 32 расположены равномерно по окружности, так как подача воздуха из баллона в цилиндры раскрутки должна осуществляться через равные промежутки по углу поворота коленчатого вала в соответствии с моментом наступления в них такта
рабочего хода (для раскрутки коявнчатого вала двигателя воздух в блок цилиндров 10 раскрутки должен подаваться на такте рабочего хода. Золотник воздухораспределителя 7 также через зубчатуто передачу связан с коленчатым валом двигателя и для четырехтактного двигателя вращается с оборотами, равными половине оборотов коленчатого вала.
Двигатель работает следующим образом.
В трубопровод 11 ив полости 35 (см. фиг. б) воздухораспределителей 6 и 7 подается из баллона (источника) сжатый воздух высокого давления. Воздухораспределитель 7 Всегда йыполняется так, чтобы при любом положении вала двигателя отверстие 36 в золотнике 31 сообщалось с одним из отверстий в корпусе 32. Сжатый воздух, пройдя по трубопроводу, соединяющему отверстие 36 в корпусе с управляющей полостью 29 клапана 9 раскрутки (см. .фиг. 5), толкает шток 23 клапана вниз, сообщая с полостью соответствующего цилиндра блока цилиндров 10 раскрутки трубопровод 11. Так как положение поршня в этом, цилиндре соответствует такту рабочего хода (расширения), что дос тигается настройкой воздухораспределителя, то воздух высокого давления толкает поршень вниз, приводя во вращение коленчатый вад двигателя. Золотник 31 воздухораспределителя, механически связанный с коленчатым валом двигателя, начинает вращаться, и отверстия. 36 в золотнике 31 последовательно соединяется с отверстиями 37 и 38 в корпусе 32 воздухораспределителя, открывая доступ сжатого, воздуха из баллона к управляющей полости 29 соответствующих пневматических клапанов 9. Воздух из баллона поступает в блок цилиндров 10 раскрутки, толкает их поршни и раскручивает коленчатый вал Двигателя до оборотов, соответствующих давлению воздуха в баллоне Закрытие пневматических клапанов 9 происходит под действием пружины 26 и давления в цилиндрах 10 сразу после того, как кромка 41 золотника 31 сообщает управляющую полость.29 клаГЕана с полостью 40 и золотника; 31 через отверстие 39 с атмосферой.
В тот же момент, как начинают двигаться поршни цилиндров 10 раскрутки (начинает вращаться коленча-. тый вал), приходят в движение поршния пусковых цилиндров 3 и компрессорных цилиядров 1, начинает вра-. щаться золотник 31 воздухораспределителя 6, полость 35 сообщает с баллоном через отверстия 37 и 38 в корпусе 32 последовательно управляющие полости 29 пневматических клапанов 8-. Штоки 23 клапанов 8, установленных на компрессорных цилиндрах 1, двигаясь вниз, сообщают их рабочие полости 30, а следовательно и трубопровод 5с полостями компрессорных цилиндров 1. Штоки 23 клапанов 8, установленных на пусковых цилиндрах 3, сообщают свои рабочие полости 30 с полостями пусковых ци- линдров 3..
Поскольку воздух из компрессорных цилиндров 1 перепускается в трубо0провод 5 при давлении более высоком в конце такта сжатия , чем давление в пусковых цилиндрах 3 в момент дозарядки, то происходит перепуск воздуха из трубопровода 5 в пусковые
5 цилиндры 3 и дозарядка их,
Закрытие клапанов 8 происходит последоватеЛь но после того, как кромка 41 золотника 31 сообщит их управляющие полости 29 с атмосферой через полость 40 и отверстие 39..
0
Перепуск воздуха из компрессорных цилиндров 1 в трубопровод 5 приводит к тому, .что давление воздушного заряда в них, а следовательно и температура понижается, т.е. само5воспламенение топлива в компрессорных цилиндрах 1 в момент пуска пусковых цилиндров 3 исключено. Поэтому нет необходимости в отключении на этот момент подачи топлива в компрес0сорные цилиндры 1.
Дозарядка пусковых цилиндров 3 порцией сжатого горячего воздуха, отобранного из компрессорных цилиндров 1, приводит к тому, что давление,
5 а следовательно и температура воздушного заряда в них в начале его сжатия (сразу после закрытия впускных клапанов) окажутся выше; чем давление и температура воздушного заряда
0 в цилиндрах 10 раскрутки. В конце сжатия давление и температура воз- душного заряда в пусковых цилиндрах 3 значительно выше, чем в цилиндрах 10 раскрутки и достигают значений, достаточных для самовоспламенения
5 впрыскиваемого топлива.
Происходит пуск пусковых цилиндров 3, и коленчатый вал двигателя начинает крутиться под действием газовых сил,которые будут толкать
0 поршни пусковых цилиндров 3.
После пускапусковых цилиндров 3 принудительно прекращается подача сжатого воздуха из баллона к воздухораспределителям 6 и 7, клапаны
5 8 и 9 перестают функционировать. По мере увеличения скорости вращения вала двигателя работающими пусковыми- цилиндрами 3 и по мере прогрева деталей и систем двигателя в цилинд0 10 раскрутки и компрессорных цилиндрах 1 (в этот момент они уже не выполняют роль цилиндров раскрутки и компрессорных цилиндров) возникают температурные условия, доста5точные для самовоспламенения топлива. Происходит их пуск. Топливо, накопившееся в этих цилиндрах за времй, преяаествуюадее их пуску, спо-собствует обоггидению смеси в них и .ускоряет пуск.
В результате подачи в пусковые цилиндры 3 сжатого воздуха из компрессорных ццлиндров достижение температур, достаточных для самовоспламенения топлива, становится возможным при дозарядке их меньшим количеством воздуха, чем в случае подачи воздуха в цилиндаы из баллона (в последнем случае имеется охлаждай) адий эффект). Это предотвращает возникновение чрезмерно высоких давлений в цилиндрах в момент вспышки при пуске двигателя.
При работе двигателя, изображенного на фиг. 2, раскрутка его сжатым воздухом, процесс отбора воздуха и дозарядки цилиндров осуществляете одними цилиндрами. При этой фазе работы клапаны 8 и 9 не накладываются
друг на друга.
Описываемый дв1 гатель внутреннего сгорания позволяет иметь низкую степень сжатия, сохраняя при этом пусковые свойства и увеличенный ресурс и мощность. Ожидаемый экономический эффект от снижения степен ; сжатия в результате применения описываемого технического решения достигает до 30% от стоимости дизеля.
Формула изобретения
1, Двигатель внутреннего сгорания, содержащий компрессорные цилиндры с патрубками отвода сжатого газа, пусковые цилиндра с патрубками подвода сжатого газа, перепускной трубопровод, подключенный к указанным патрубкам, источник сжатого воздуха и стартер раскрутки/ отличающийс я тем, что, с целью ускорения запуска, двигатель дополнительно содержит воздухораспределитель, подключенный к источнику сжатого воздуха, и пневматические клапаны, установленные в патрубках подвода и отвода сжатого газа и подключенные к воздухораспределителю.
2.Двигатель по п. 1, о т л и- , ч а ю щ и и с я ,тем, что стартер раскрутки выполнен в виде блока цилиндров раскрутки, подключенный через воздухораспределитель к источнику сжатого.воздухаi
3.Двигатель по :пП. 1 и 2, О tл и ч а ю щи и с я тем, что блок
S цилиндров раскрутки выполнен заодно с пусковыми и компрессорными цилиндрами.
источники информации, принятые во внимание при«экспертизе
1. Патент США № 394113, кл. F 02 N 17/00, 1976.
If yfrflff jt/ffft/ ev fft mffrff
В orrrff0f0e/ y
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ запуска двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1979 |
|
SU877107A1 |
СПОСОБ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2116498C1 |
СИСТЕМА ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ОТКЛЮЧАЕМЫМИ ЦИЛИНДРАМИ | 1990 |
|
RU2030611C1 |
Устройство для запуска и реверса двигателя внутреннего сгорания | 1979 |
|
SU857529A1 |
ГСГЕСОЮаНАЯ [ | 1973 |
|
SU372369A1 |
СПОСОБ РЕВЕРСИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ РЕВЕРСИВНЫМ СТАРТЕРОМ И МЕХАНИЗМОМ ПРИВОДА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА И ТОПЛИВНОЙ ФОРСУНКИ С ЗАРЯДКОЙ ЕГО ПНЕВМОАККУМУЛЯТОРА СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ | 2013 |
|
RU2536651C1 |
Устройство для запуска и реверса двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1170185A2 |
Устройство для запуска и реверса двигателя внутреннего сгорания с турбонаддувом | 1985 |
|
SU1314139A1 |
Система пневмопуска двигателя | 2019 |
|
RU2716792C1 |
Устройство для запуска и реверса двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU973908A2 |
Авторы
Даты
1981-09-07—Публикация
1978-07-24—Подача