Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза Советский патент 1981 года по МПК B60L11/02 

Описание патента на изобретение SU865678A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПИТАНИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК ТЕПЛОВОЗА

1

Устройство относится к области тягового электропривода и может быть использовано на тепловозах и других транспортных установках.

Известно устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза, содержащее главный тяговый синхронный генератор, трансформаторы тока, первичные обмотки которых включены последовательно с фазными обмотками главного тягового синхронного генератора, а одна из вторичных через выпрямитель подключена к обмотке возбуждения этого генератора 1..

Однако известное устройство предполагает наличие еще одного генератора и не обеспечивает питание вспомогательных нагрузок стабильным напряжением на каждой частоте тока при изменении напряжения в тяговой цепи в широком диапазоне.

Цель изобретения - повышение надежности ус- ройства путем улучшения массообъемных и энергетических показателей.

Эта цель достигается тем, что устройство снабжено полупроводниковым регулятором отношения величины напряжения всмопогательных нагрузок к частоте, подключенным к

другой вторичной обмотке трансформатора тока, через который вспомогательные нагрузки подключены к главному тяговому синхронному генератору.

На фиг. показана блок-схема устрой. ства для питания вспомогательных нагрузок тепловоза.

Устройство содержит трехфазный главный тяговый синхронный генератор 1, питающий тяговые двигатели 2 через выпрямитель 3, В цепи генератора 1 установлены три

10 трансформатора 4 тока, имеющие первичную обмотку 5 и две вторичных 6 и 7. Концы вторичной обмотки 7 соединены с концами первичной обмотки 5, подключенной к выпрямителю 3. От вторичной обмотки 7 трансформатора 4 питаются вспомогатель15 ные нагрузки. Обмотка возбуждения генератора 1 подключена к вторичной обмотке 7 через управляемый выпрямитель 8, электродвигатель 9 тормозного компрессора подключен через управляемый выпрямитель 10, асинхронные электродвигатели 11 и 12 -

20 через контакторы 13 и 14, аккумуляторная батарея 15 и потребители 16 постоянного тока - через управляемый выпрямитель 17

и разделительный трансформатор IS. Вторичная обмотка 6 трансформатора 4 тока включена на регулирующие симисторы 19 блока 20 полупроводникового регулятора отношения величины напряжения вспомогательных нагрузок к частоте, на который поступают сигнал 21 задания напряжения вспомогательных нагрузок и сигнал 22 обратной связи, которые сравниваются в блоке 23 сравнения.

Для самовозбуждения генератора 1 кратковременно пропускают по обмотке возбуждения ток от постороннего источника, которым может быть и аккумуляторная батарея 15. Генератор 1 возбуждается, появляется ток в статоре и выходное напряжение, которое обуславливает появление напряжения в сети вспомогательных нагрузок. Это напряжения ниже номинального, поэтому разность сигналов 21 и 22 такова, что угол регулирования симисторов 19 максимальный, т.е. они отключены и не шунтируют вторичную обмотку 6 трансформатора 4 тока. Угол регулирования выпрямителя 8 устанаВг ливается минимальным, что обеспечивает требуемый рост напряжения и тока генератора 1.

Дальнейшее изменение тока и напряжения генератора 1 поддерживается автоматически в соответствии с тяговой характеристикой генератора 1, изменением угла регулирования выпрямителя 8. Напряжение питания вспомогательных нагрузок состоит из геометрической суммы двух напряжений, напряжения генератора 1 и напряжения на вторичных обмотках 7 трансформаторов 4. Напряжение трансформатора пропорционально индукции в сердечнике трансформатора 4, зависящей от тока генератора 1. Зависимость напряжения трансформатора 4 тока от тока генератора 1 может корректироваться изменением величины воздушного зазора сердечника трансформатора 4.

При уменьшении воздушного зазора напряжение трансформатора увеличивается для каждого значения тока генератора.

При пуске тяговых электродвигателей напряжение генератора 1 растет вначале медленно, а затем быстрее. Напряжение трансформатора благодаря воздушному зазору сердечника трансформатора при уменьшении тока генератора уменьшается вначале медленно из-за насыщения сердечника трансформатора 4, а затем, по мере уменьшения степени насыщения, быстрее. Можно подобрать воздушный зазор таким, чтобы доля напряжения генератора была равноценна доле уменьшения напряжения трансформатора. Этим достигается стабильность напряжения вспомогательных нагрузок. Однако возмущающие факторы, например изменение мощности вспомогательных нагрузок (включение и отключение асинхронных электродвигателей 11 и 12 мотор-вентиляторов или изменения нагрузки на электродвигателе 9 компрессора), приводят к отклонению напряжения вспомогательных нагрузок от номинального, обеспечиваемого параметрическим регулированием. Повышение точности поддержания напряжения вспомогательных нагрузок осуществляется дополнительным автоматическим регулированием.

Если напряжение вспомогательных нагрузок превышает номинальное, то полупроводниковый регулятор 20 уменьшает угол

0 регулирования симисторов 19, которые закорачивают вторичную обмотку 6 трансформатора 4. В результате этого напряжение трансформатора уменьшается, что приводит

к уменьшению напряжения вспомогательных нагрузок.

В процессе регулирования угол регулирования симисторов 19 непрерывно меняется, что обеспечивает требуемую стабильность напряжения вспомогательных нагрузок. Дополнительное автоматическое регулирование производит лишь подрегулирование напряжения вспомогательных нагрузок, поэтому токи, протекающие через симисторы 19 и вторичную обмотку 6 трансформатора 4 от5 носительно малы, что обуславливает их небольщую массу и габариты. При снижении частоты вращения генератора I приблизительно пропорционально снижаются напряжение генератора и трансформатора, в результате чего сохраняется неизменным отно0 щение -Ц (f - частота вращения генераг тора; Uz - напряжение вспомогательньЬс нагрузок) и магнитный режим асинхронных электродвигателей остается неизменным. Таким образом, с заданной точностью подJ держивается необходимое соотнощение напряжения питания и частоты на клеммах асинхронных электродвигателей во всем частотном диапазоне работы генератора 1.

Предлагаемое устройство улучшает маг0 нитные режимы работы асинхронных электродвигателей, благодаря чему снижаются их потери и уменьщается потребляемая мощность. Работа асинхронных электродвигателей протекает более устойчиво и уменьшаj ется вероятность их опрокидывания. Благодаря уменьщению пусковых токов при включении асинхронных электродвигателей снизятся механические напряжения в приводах мотор-вентиляторов и улучшится работа и селективность настройки защитной аппара0 туры. Вследствие этого возрастает надежность работы вспомогательной аппаратуры и электропередачи в целом.

Формула изобретения

Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза, содержащее главный синхронный генератор, трансформаторы то5

ка, первичные обмотки которых включены последовательно с фазными обмотками главного тягового синхронного генератора, а одна из вторичных через выпрямитель подключена к обмотке возбуждения этого генератора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено полупроводниковым регулятором отношения величины напряжения вспомогательных нагрузок к частоте, подключенным к другой вторичной обмотке трансформатора тока через который вспомогательные нагрузки подключены к главному синхронному генератору.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент ФРГ № 1588381, кл. Н 02 Р 9/38, 1975.

Похожие патенты SU865678A1

название год авторы номер документа
Устройство для питания охлаждающих тяговые электродвигатели локомотива вентиляторов, преимущественно с двухскоростными асинхронными электродвигателями повышенного скольжения 1990
  • Коровин Валерий Михайлович
  • Греков Юрий Борисович
  • Шмулич Виктор Григорьевич
SU1773753A1
Асинхронный электропривод вспомогательных машин локомотива 1990
  • Коровин Валерий Михайлович
  • Греков Юрий Борисович
SU1754505A1
Устройство для питания вспомогательных нагрузок локомотива 1990
  • Коровин Валерий Михайлович
  • Греков Юрий Борисович
SU1768413A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ТЕПЛОВОЗА 2014
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Клименко Юрий Иванович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Романов Игорь Владимирович
  • Суркова Елена Геннадьевна
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2556236C1
Устройство для электропитания вспомогательных нагрузок поезда 1990
  • Коровин Валерий Михайлович
  • Греков Юрий Борисович
  • Шмулич Виктор Григорьевич
SU1743934A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЗА 2011
  • Бабков Юрий Валерьевич
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Перфильев Константин Степанович
  • Чупин Яков Владимирович
  • Суханов Олег Олегович
RU2470436C1
Способ регулирования электрической передачи тепловозов 2018
  • Ким Сергей Ирленович
  • Ким Светлана Владимировна
  • Харитонов Владимир Иванович
  • Пронин Андрей Андреевич
RU2700101C1
Устройство для пуска дизеля и питания собственных нужд тепловоза 1973
  • Аронов Марк Исакович
  • Сарьянов Анатолий Пантелеевич
  • Чернышев Аркадий Алексеевич
SU444696A1
Преобразователь тяговый тепловоза 2015
  • Бабкина Тамара Николаевна
  • Багров Анатолий Евгеньевич
  • Губанов Денис Яковлевич
  • Ковалев Юрий Николаевич
  • Манько Николай Григорьевич
  • Мансуров Владимир Александрович
  • Рахимов Дамир Альмирович
  • Сафин Евгений Адифович
  • Ситников Сергей Александрович
  • Ярушин Дмитрий Михайлович
RU2612066C1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Алейников Игорь Аркадьевич
RU2283252C1

Реферат патента 1981 года Устройство для питания вспомогательных нагрузок тепловоза

Формула изобретения SU 865 678 A1

SU 865 678 A1

Авторы

Качанов Павел Васильевич

Чернышев Аркадий Алексеевич

Верхогляд Василий Ефремович

Формальский Григорий Борисович

Даты

1981-09-23Публикация

1977-07-13Подача